0
1446
Газета Вооружения Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Геленджик готовит сюрпризы

Тэги: авиасалон, Геленджик


Интерес к салону во многом определяется тем, что эти аэропланы-амфибии не могут продемонстрировать свои возможности на "сухопутных" авиавыставках. В Геленджике эта проблема решена - сухопутный аэродром и акватория со слипами для спуска на воду гидросамолетов расположены совсем рядом. Поэтому сюда прибывают амфибии, боевые машины палубного базирования, а также обычные самолеты, которые должны действовать над морскими просторами.

Специалисты считают, что гидросамолетостроение, развитое сейчас относительно слабо, имеет хорошие перспективы. Нынешний уровень гидроавиации в мире явно не соответствует потребностям активно развивающихся прибрежных и островных государств. Серийно многоместные и грузовые самолеты-амфибии выпускают лишь Россия и Канада. А в сфере создания тяжелых машин наша страна фактически завоевала монопольное положение. В результате у российских фирм есть хороший шанс утвердиться на растущем рынке как боевой, так и гражданской гидроавиации. Однако до сих пор воспользоваться этим шансом не удавалось.

На "Гидроавиасалоне-2000" могут проясниться несколько интереснейших вопросов, связанных с перспективами развития морской авиации России.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ

В частности, не исключено, что на авиасалоне появится информация о направлениях развития противолодочной патрульной авиации.

Перспективным самолетом этого класса должен был стать А-40 - амфибия, построенная ТАНТК в 1986 г. Эта уникальная машина, установившая 140 мировых рекордов, к сожалению, осталась в "подвешенном" состоянии. В начале 90-х годов российский ВМФ отказался от ее дальнейшей разработки в варианте противолодочного самолета. В 1996 г. флот решил, что в будущем, по мере устаревания базовых противолодочных машин Ту-142 и Ил-38, их заменит самолет, созданный на базе Ту-204.

В тот момент подобное решение казалось вполне оправданным, поскольку сулило значительную экономию благодаря использованию, как считали тогда, самой массовой гражданской машины. Однако сейчас все изменилось. Стало ясно, что массовых закупок Ту-204 гражданскими авиакомпаниями не будет. При таких условиях базовый патрульный самолет на его базе никогда не будет дешевым.

Между тем критический срок эксплуатации Ил-38 и первых модификаций Ту-142, выпущенных в конце 60-х - начале 70-х гг., не за горами. Явно не соответствуют современным требованиям их тактико-технические характеристики.

Преодолеть данные проблемы можно как за счет небольших шагов, так и путем принятия кардинальных решений. Среди вариантов, о которых известно из открытых источников, - коренная модернизация Ил-38, а также создание базового патрульного самолета на базе Ил-114. Это предложение сделано АК имени Ильюшина. Однако оба варианта имеют существенные недостатки. Ил-38, строительство которых прекращено в 1975 г. не сможет служить сколько-нибудь долго. Опора на Ил-114 с небольшой дальностью полета фактически предопределяет уход противолодочной авиации из дальней морской и океанской зон.

Вот почему не исключено, что в перспективе возможно принятие решения о возобновлении программы создания противолодочной машины на базе А-40. Другой вариант - строительство патрульного самолета на базе Бе-200. Напомним, что это - уменьшенный более чем в два раза А-40, и создавался он как его коммерческий вариант. В Геленджике широкая публика впервые увидит, как Бе-200 взлетает и садится на воду.

ЭВАКУАТОР ДЛЯ СУБМАРИН

Выбор Бе-200 вместо А-40 хотя и предполагает уменьшение радиуса действия (дальность первого 3600 км, второго - 5500 км) и боевой нагрузки (примерно в два раза), позволяет решить проблему унификации, а значит, снизить стоимость самолета. Бе-200 уже выпускается по заказу МЧС России, которое заказало 7 машин в варианте "ЧС". Они будут использоваться для тушения лесных пожаров, а также станут основным вооружением создаваемых по указанию президента России морских спасательных центров. Надо отметить, что Бе-200 имеет неплохие экспортные перспективы, а сегодня наличие спроса за рубежом - одно из основных условий жизнеспособности авиационной программы.

Массовое появление в МЧС и, возможно, в ВМФ гидросамолетов-спасателей избавит нас еще от одной проблемы, о которой столь жестоко напомнила катастрофа подлодки "Курск". Самолеты-амфибии в ряде случаев могут стать единственным средством оказания помощи терпящей бедствие субмарине. Конечно, экипажу "Курска" гидросамолеты не помогли бы, но моряков с "Комсомольца" им, скорее всего, удалось бы подобрать из воды. Среди важнейших задач таких машин, например, эвакуация людей из всплывшей спасательной капсулы подлодки.

До развала СССР в качестве гидросамолета-спасателя рассматривался Бе-42, создаваемый на базе А-40. Машина продолжает достраиваться, ее готовность превышает 85%, однако в рамках нынешнего финансирования довести ее до серии вряд ли удастся.

Гибель подлодки "Курск" - наглядное свидетельство того, что поисково-спасательный самолет необходим как никогда. Выполняющие эту задачу ныне амфибии Бе-12, которые строились в Таганроге с 1963 г. по 1973 г., в ближайшее время будут сниматься с вооружения. В этой связи не исключено, что "Гидроавиасалон-2000" обозначит перспективы поисково-спасательной авиации.

ИСТРЕБИТЕЛЬ ПОТОПИТ АВИАНОСЕЦ

По традиции в Геленджике выставляются и боевые самолеты ВВС и ВМФ России. В этом году на выставку должен прилететь серийный палубный истребитель Су-33. К сожалению, другие машины корабельного базирования - Су-27КУБ и МиГ-29К - на выставке не покажут.

Самым интересным экспонатом боевой части авиасалона может стать, если удастся преодолеть бюрократические формальности, Су-30КН. Этот вариант истребителя создан на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) в рамках программы модернизации Су-30.

Машина, оптимизированная для действий над морем, сочетает в себе как элементы, отработанные на Су-30 с бортовыми номерами 302 и 597, так и совершенно новые идеи. С вариантом "302" (см. "НВО" # 33 и

# 48 за 1999 г.) ее объединяет расширенное по сравнению с базовым Су-30 приборное оборудование кабины. По оценке президента ИАПО Алексея Федорова, концепция "Русской авионики", воплощенная в машине "302", вполне жизнеспособна и успешно выдержала проверки на полигоне в Ахтубинске.

Федоров считает такой вариант модернизации оптимальным, поскольку он не требует дорогостоящей переделки бортового оборудования, в частности, интеграции в него нового локатора. По мнению главы ИАПО, приостановление лицензии на разработку военной техники, выданной ранее "Русской авионике", не скажется на работах по Су-30КН, поскольку всегда найдется небольшая, способная к технологическим прорывам фирма, которая продолжит это направление.

Достигнутые на Су-30 "борт 320" результаты развиваются ныне на истребителе с бортовым номером 597. Эта машина, создаваемая с помощью ЛИИ имени Громова, будет иметь совершенно новое информационно-управляющее поле. Самолет оснащается полностью "стеклянной" кабиной с вертикальными дисплеями размером 6 на 8 дюймов. Такое расположение позволяет полностью использовать индикатор, поскольку основной информационный поток, предназначенный для пилота, "вытянут" именно в вертикальной плоскости.

Сейчас специалисты ИАПО и ЛИИ обкатывают идеологию представления информации летчику. В частности, планируется управлять режимами работы дисплеев с помощью джойстика, расположенного на рукоятке управления двигателем. Это больше подходит для боевых условий, чем традиционное переключение кнопок. Вероятно, новый вариант кабины Су-30 представят на выставке в Чжухае (КНР) в ноябре 2000 г.

Истребитель Су-30КН, который может быть выставлен в Геленджике, развивает возможности "борта 302" в другом направлении. По оценке ряда специалистов, существующие машины семейства Су-27 недостаточно вооружены для действий по надводным и наземным целям. В связи с этим в Су-30КН интегрируется ракета "Альфа" класса "воздух-корабль". Она более перспективна, чем "Москит", и намного превосходит по эффективности ракету Х-31А - основное противокорабельное средство российских тактических самолетов. Отметим в связи с этим, что главные покупатели Су-27 и Су-30 - Индия, Китай, Вьетнам - остро нуждаются в машинах с расширенными возможностями поражения морских целей.

Есть основания предполагать, что Су-30КН - это начало работ по внедрению на самолеты семейства Су-27 ракет класса "воздух-воздух", предназначенных первоначально для систем ПВО. Их адаптация для "сухих" проще, чем разработка с нуля.

По информации "НВО", существуют еще более дерзкие планы - оснастить "Су" оперативно-тактическими баллистическими ракетами. Если подобные замыслы удастся воплотить в жизнь, появится высокоточная система оружия, равной которой нет в мировой тактической авиации.

Таким образом, несмотря на то, что по масштабам "Гидроавиасалон-2000" несопоставим с ведущими авиавыставками мира, можно ждать из Геленджика интересных новостей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
553
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
896
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1364
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
984

Другие новости