Интерес к салону во многом определяется тем, что эти аэропланы-амфибии не могут продемонстрировать свои возможности на "сухопутных" авиавыставках. В Геленджике эта проблема решена - сухопутный аэродром и акватория со слипами для спуска на воду гидросамолетов расположены совсем рядом. Поэтому сюда прибывают амфибии, боевые машины палубного базирования, а также обычные самолеты, которые должны действовать над морскими просторами.
Специалисты считают, что гидросамолетостроение, развитое сейчас относительно слабо, имеет хорошие перспективы. Нынешний уровень гидроавиации в мире явно не соответствует потребностям активно развивающихся прибрежных и островных государств. Серийно многоместные и грузовые самолеты-амфибии выпускают лишь Россия и Канада. А в сфере создания тяжелых машин наша страна фактически завоевала монопольное положение. В результате у российских фирм есть хороший шанс утвердиться на растущем рынке как боевой, так и гражданской гидроавиации. Однако до сих пор воспользоваться этим шансом не удавалось.
На "Гидроавиасалоне-2000" могут проясниться несколько интереснейших вопросов, связанных с перспективами развития морской авиации России.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ
В частности, не исключено, что на авиасалоне появится информация о направлениях развития противолодочной патрульной авиации.
Перспективным самолетом этого класса должен был стать А-40 - амфибия, построенная ТАНТК в 1986 г. Эта уникальная машина, установившая 140 мировых рекордов, к сожалению, осталась в "подвешенном" состоянии. В начале 90-х годов российский ВМФ отказался от ее дальнейшей разработки в варианте противолодочного самолета. В 1996 г. флот решил, что в будущем, по мере устаревания базовых противолодочных машин Ту-142 и Ил-38, их заменит самолет, созданный на базе Ту-204.
В тот момент подобное решение казалось вполне оправданным, поскольку сулило значительную экономию благодаря использованию, как считали тогда, самой массовой гражданской машины. Однако сейчас все изменилось. Стало ясно, что массовых закупок Ту-204 гражданскими авиакомпаниями не будет. При таких условиях базовый патрульный самолет на его базе никогда не будет дешевым.
Между тем критический срок эксплуатации Ил-38 и первых модификаций Ту-142, выпущенных в конце 60-х - начале 70-х гг., не за горами. Явно не соответствуют современным требованиям их тактико-технические характеристики.
Преодолеть данные проблемы можно как за счет небольших шагов, так и путем принятия кардинальных решений. Среди вариантов, о которых известно из открытых источников, - коренная модернизация Ил-38, а также создание базового патрульного самолета на базе Ил-114. Это предложение сделано АК имени Ильюшина. Однако оба варианта имеют существенные недостатки. Ил-38, строительство которых прекращено в 1975 г. не сможет служить сколько-нибудь долго. Опора на Ил-114 с небольшой дальностью полета фактически предопределяет уход противолодочной авиации из дальней морской и океанской зон.
Вот почему не исключено, что в перспективе возможно принятие решения о возобновлении программы создания противолодочной машины на базе А-40. Другой вариант - строительство патрульного самолета на базе Бе-200. Напомним, что это - уменьшенный более чем в два раза А-40, и создавался он как его коммерческий вариант. В Геленджике широкая публика впервые увидит, как Бе-200 взлетает и садится на воду.
ЭВАКУАТОР ДЛЯ СУБМАРИН
Выбор Бе-200 вместо А-40 хотя и предполагает уменьшение радиуса действия (дальность первого 3600 км, второго - 5500 км) и боевой нагрузки (примерно в два раза), позволяет решить проблему унификации, а значит, снизить стоимость самолета. Бе-200 уже выпускается по заказу МЧС России, которое заказало 7 машин в варианте "ЧС". Они будут использоваться для тушения лесных пожаров, а также станут основным вооружением создаваемых по указанию президента России морских спасательных центров. Надо отметить, что Бе-200 имеет неплохие экспортные перспективы, а сегодня наличие спроса за рубежом - одно из основных условий жизнеспособности авиационной программы.
Массовое появление в МЧС и, возможно, в ВМФ гидросамолетов-спасателей избавит нас еще от одной проблемы, о которой столь жестоко напомнила катастрофа подлодки "Курск". Самолеты-амфибии в ряде случаев могут стать единственным средством оказания помощи терпящей бедствие субмарине. Конечно, экипажу "Курска" гидросамолеты не помогли бы, но моряков с "Комсомольца" им, скорее всего, удалось бы подобрать из воды. Среди важнейших задач таких машин, например, эвакуация людей из всплывшей спасательной капсулы подлодки.
До развала СССР в качестве гидросамолета-спасателя рассматривался Бе-42, создаваемый на базе А-40. Машина продолжает достраиваться, ее готовность превышает 85%, однако в рамках нынешнего финансирования довести ее до серии вряд ли удастся.
Гибель подлодки "Курск" - наглядное свидетельство того, что поисково-спасательный самолет необходим как никогда. Выполняющие эту задачу ныне амфибии Бе-12, которые строились в Таганроге с 1963 г. по 1973 г., в ближайшее время будут сниматься с вооружения. В этой связи не исключено, что "Гидроавиасалон-2000" обозначит перспективы поисково-спасательной авиации.
ИСТРЕБИТЕЛЬ ПОТОПИТ АВИАНОСЕЦ
По традиции в Геленджике выставляются и боевые самолеты ВВС и ВМФ России. В этом году на выставку должен прилететь серийный палубный истребитель Су-33. К сожалению, другие машины корабельного базирования - Су-27КУБ и МиГ-29К - на выставке не покажут.
Самым интересным экспонатом боевой части авиасалона может стать, если удастся преодолеть бюрократические формальности, Су-30КН. Этот вариант истребителя создан на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) в рамках программы модернизации Су-30.
Машина, оптимизированная для действий над морем, сочетает в себе как элементы, отработанные на Су-30 с бортовыми номерами 302 и 597, так и совершенно новые идеи. С вариантом "302" (см. "НВО" # 33 и
# 48 за 1999 г.) ее объединяет расширенное по сравнению с базовым Су-30 приборное оборудование кабины. По оценке президента ИАПО Алексея Федорова, концепция "Русской авионики", воплощенная в машине "302", вполне жизнеспособна и успешно выдержала проверки на полигоне в Ахтубинске.
Федоров считает такой вариант модернизации оптимальным, поскольку он не требует дорогостоящей переделки бортового оборудования, в частности, интеграции в него нового локатора. По мнению главы ИАПО, приостановление лицензии на разработку военной техники, выданной ранее "Русской авионике", не скажется на работах по Су-30КН, поскольку всегда найдется небольшая, способная к технологическим прорывам фирма, которая продолжит это направление.
Достигнутые на Су-30 "борт 320" результаты развиваются ныне на истребителе с бортовым номером 597. Эта машина, создаваемая с помощью ЛИИ имени Громова, будет иметь совершенно новое информационно-управляющее поле. Самолет оснащается полностью "стеклянной" кабиной с вертикальными дисплеями размером 6 на 8 дюймов. Такое расположение позволяет полностью использовать индикатор, поскольку основной информационный поток, предназначенный для пилота, "вытянут" именно в вертикальной плоскости.
Сейчас специалисты ИАПО и ЛИИ обкатывают идеологию представления информации летчику. В частности, планируется управлять режимами работы дисплеев с помощью джойстика, расположенного на рукоятке управления двигателем. Это больше подходит для боевых условий, чем традиционное переключение кнопок. Вероятно, новый вариант кабины Су-30 представят на выставке в Чжухае (КНР) в ноябре 2000 г.
Истребитель Су-30КН, который может быть выставлен в Геленджике, развивает возможности "борта 302" в другом направлении. По оценке ряда специалистов, существующие машины семейства Су-27 недостаточно вооружены для действий по надводным и наземным целям. В связи с этим в Су-30КН интегрируется ракета "Альфа" класса "воздух-корабль". Она более перспективна, чем "Москит", и намного превосходит по эффективности ракету Х-31А - основное противокорабельное средство российских тактических самолетов. Отметим в связи с этим, что главные покупатели Су-27 и Су-30 - Индия, Китай, Вьетнам - остро нуждаются в машинах с расширенными возможностями поражения морских целей.
Есть основания предполагать, что Су-30КН - это начало работ по внедрению на самолеты семейства Су-27 ракет класса "воздух-воздух", предназначенных первоначально для систем ПВО. Их адаптация для "сухих" проще, чем разработка с нуля.
По информации "НВО", существуют еще более дерзкие планы - оснастить "Су" оперативно-тактическими баллистическими ракетами. Если подобные замыслы удастся воплотить в жизнь, появится высокоточная система оружия, равной которой нет в мировой тактической авиации.
Таким образом, несмотря на то, что по масштабам "Гидроавиасалон-2000" несопоставим с ведущими авиавыставками мира, можно ждать из Геленджика интересных новостей.