0
2224
Газета Вооружения Интернет-версия

22.09.2000 00:00:00

Премьеры бархатного сезона

Тэги: гидроавиасалон2000, бе200, амфибия, самолет


"Гидроавиасалон-2000", проходивший в Геленджике (Краснодарский край) с 6 по 10 сентября 2000 г., показал, что даже относительно небольшое по меркам авиационных выставок мероприятие может стать значительным и интересным событием. На салоне были представлены 150 российских и 30 зарубежных организаций и предприятий, в полетах участвовало 24 летательных аппарата, по стендам прошли свыше 65 тыс. посетителей.

Работа выставки была организована на трех площадках. Основная экспозиция развернулась на гидробазе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Г.М. Бериева. Здесь были представлены основные экспонаты - самолеты-амфибии А-40, Бе-200, Бе-12П-200, Бе-103.

Машины "сухопутного" базирования расположились на аэродроме Геленджика. Среди них - истребители Су-27П и Су-33, представлявшие ВВС, ВМФ и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), а также главная военная новинка салона - многофункциональный боевой самолет Су-30КН, построенный на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО).

Отдельно от экспозиции в поселке Кабардинка проводилась научная конференция по гидроавиации, в рамках которой помимо обсуждения 73 докладов велись переговоры с зарубежными делегациями. Такое трехчастное построение салона позволило российским промышленникам наиболее эффективно организовать взаимодействие с потенциальными заказчиками, поскольку целый ряд из них представляли государства Востока, которые по традиции негативно относятся к оглашению существа, а порой и самого факта переговоров.

Особо следует отметить, что салон посетили две делегации Китая и представители Индии - двух держав, которые являются основными покупателями российского оружия.

В частности, представители ТАНТК обсудили с делегациями Индии и Китая перспективы работ по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) А-50. Ранее таганрожцы в кооперации с израильскими фирмами построили опытную машину для КНР, однако под давлением Вашингтона Тель-Авив приостановил программу поставки этих самолетов в Китай. ТАНТК, хотя и получил все средства по этому контракту, надеется на продолжение работ. Как заявил корреспонденту "НВО" руководитель ТАНТК Геннадий Панатов, вопрос о поставке А-50И в Китай еще не закрыт. По мнению экспертов, это решение в большой степени зависит от результатов президентских выборов в США.

Панатов уверен, что за А-50 Россия получит сотни миллионов долларов, и проблема заключается лишь в том, какой радиолокационный комплекс - российский или израильский - будет установлен на самолетах ДРЛОУ Индии и Китая.

ВОЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Публике на "Гидроавиасалоне-2000" был представлен ряд образцов вооружения и техники, которые ранее не выставлялись или были показаны за рубежом. Звездой военного раздела "Гидроавиасалона-2000" стал многофункциональный истребитель Су-30КН, (подробнее о новом самолете см. "НВО" # 32 за 2000 г.). В Геленджик истребитель перелетел из Ахтубинска, где проходит второй этап его испытаний. На первом этапе

Су-30КН выполнил пуски ракет РВВ-АЕ класса "воздух-воздух" и широкого спектра высокоточного оружия класса "воздух-земля". В него входят различные модификации управляемых авиабомб и ракеты Х-29,

Х-31А (противокорабельная) и Х-31П (противорадиолокационная). Как сообщил корреспонденту "НВО" вице-президент ИАПО Михаил Коржуев, программа испытаний была завершена досрочно, поскольку самолет после выполнения двух третей полетов подтвердил все заявленные характеристики, а это - достаточно редкое явление для российской авиации. Также высоко оценил результаты пусков и заместитель главкома ВВС по вооружению Юрий Клишин. Оба руководителя отметили высокую точность работы модернизированной прицельной системы Су-30КН. По информации "НВО", зарубежные покупатели уже заинтересовались новым самолетом.

Прибывший с полигона истребитель нес под крылом головку самонаведения телевизионно-командной ракеты Х-59М. Такой режим испытаний - с захватом цели, но без реального пуска - часто используется при отработке этого очень дорогого оружия. Видимо, интеграцией

Х-59М с Су-30КН сейчас озабочены специалисты ИАПО и Пилотажно-исследовательского центра ЛИИ имени Громова, который принимает участие в разработке Су-30КН. Как считают представители ИАПО, успешное завершение испытаний самолета откроет путь к модернизации строевых машин ВВС. Дооборудовать предполагается немногочисленные Су-30 и Су-27УБ. В принципе возможна установка нового бортовой электроники на одноместные Су-27, однако, как считают в ИАПО, это приведет к излишнему повышению нагрузки на пилота и поэтому на нынешнем этапе нецелесообразно.

Разработчики бортовой аппаратуры для Су-30КН заявили корреспонденту "НВО", что их изделия позволяют интегрировать в авиационный комплекс более тяжелое вооружение и, в частности, противокорабельную ракету (ПКР) "Яхонт", созданную в НПО машиностроения (подробно о ракете см. "НВО" # 35 за 1999 г.). Правда, ожидаемая сенсация не состоялась, и ракету, хотя и представили публике, так и не подвесили под Су-30КН.

Сочетание суховских машин и "Яхонта" позволяет создать боевой авиационный комплекс принципиально нового класса. В частности, по сравнению с существующими образцами ракетного оружия (Х-31А, "Москит") в два раза - с 150 до 300 км - повышается дальность стрельбы. Ни в одном боевом авиационном комплексе мира нет такого сочетания скорости и дальности носителя и ракеты, мощности ее боевой части, совершенства алгоритмов наведения на цель. Неудивительно поэтому, что "Яхонтом" в Геленджике интересовались зарубежные заказчики.

Как сообщили корреспонденту "НВО" представители НПО машиностроения, "комплекс в данный момент полностью подготовлен к поставкам", а фирма "готова к проведению любых переговоров относительно его реализации". Предприятие из подмосковного Реутова уже имеет разрешение на экспорт "Яхонтов". Своим распоряжением от 9 августа 2000 г. президент РФ предоставил НПО машиностроения право на осуществление самостоятельной экономической деятельности сроком на 7 лет. В настоящее время ведутся совместные работы по подвеске ПКР "Яхонт" на авиационные носители ряда российских авиастроительных предприятий, среди которых упоминаются суховская, микояновская и туполевская фирмы. Ранее сообщалось, что первые поставки "Яхонтов" на экспорт возможны в 2001 г. Главной тайной остается вопрос: какая страна из числа крупных покупателей самолетов с маркой "Су" получит эти ракеты?

Пожелавшие остаться анонимными представители ВВС подтвердили, что рассматривается вопрос об оснащении самолетов семейства Су-27 ракетами оперативно-тактического комплекса Сухопутных войск. Однако было заявлено, что эта проблема должна решаться в контексте более широкой межвидовой унификации вооружений с учетом задач, которые государство поставит перед Вооруженными силами.

Заявление о том, что "для российских авианесущих кораблей "ОКБ Сухого" разработает новые самолеты" сделал в Геленджике заместитель генерального конструктора этого предприятия Константин Марбашев. В частности, планируется модернизировать палубные истребители Су-33, на которые будут "установлены ракеты "воздух-воздух" более дальнего радиуса действия, а также новые ракеты "воздух-поверхность". Марбашев также сообщил, что "переговоры о продаже самолетов для военно-морских сил ведутся" с представителями ряда стран Юго-Восточной Азии.

Корпорация "Фазатрон-НИИР" сообщила о том, что проходит испытания экспериментальный образец, новый вариант многофункциональной РЛС "Жук-М", предназначенный для истребителя Су-33. Локатор способен одновременно сопровождать до 20 воздушных целей на расстоянии до 170 км, вести обзор воздушного пространства и наводить на самолеты противника до четырех управляемых ракет. В режиме "воздух-поверхность" РЛС имеет дальность обнаружения целей до 300 км.

В военной части экспозиции авиасалона были заметны ракеты научно-производственного центра "Звезда-Стрела" и активные радиолокационные головки самонаведения АО "Радар ММС", представившего АРГС-54Э для семейства противокорабельных ракет екатеринбургского КБ "Новатор".

О намерении форсировать интеграционные процессы объявили в Геленджике разработчики и производители вертолетов марки "Ми". Милевская кооперация, долгое время находившаяся в кризисе, сейчас нащупывает пути восстановления связей и положения на рынке. О проведении единой политики в области маркетинга, модернизации существующих и создании новых вертолетов объявили МВЗ имени Миля, улан-удэнский и ростовский заводы.

Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" рекламировало на салоне авиационную спасательную кассету АСК-500, которая содержит надувной плот, средства связи и жизнеобеспечения. Особенность АСК-500 состоит в том, что к месту применения она может доставляться истребителем, а это позволяет очень быстро оказать первую помощь терпящим бедствие.

ПАРИЖ И БАГДАД ХОТЯТ КУПИТЬ Бе-200

Как и ожидалось, в невоенной части экспозиции основное внимание специалистов привлек самолет-амфибия Бе-200. В Геленджике самолет был впервые публично показан на воде, весьма эффектно летал и установил 24 мировых рекорда в своем классе летательных аппаратов.

Сенсацией "Гидроавиасалона-2000" стало сообщение о том, что к Бе-200 впервые проявили серьезный интерес представители Запада. В Геленджике, куда приехал директор авиационного департамента МВД Франции Фредерик Дохет, было объявлено о создании постоянной группы для сопровождения проекта на всех этапах жизненного цикла.

Если совместная работа будет успешной, МВД Франции закупит несколько Бе-200 для своих противопожарных подразделений. Ныне они оснащены канадскими самолетами-амфибиями CL-415, однако производительность этих популярных во всеми мире гидросамолетов, по оценке французов, недостаточна. По заявлению заместителя гендиректора "Росавиакосмоса" Станислава Рынкевича, успеху сделки по Бе-200 будет способствовать демонстрация самолета во Франции в 2001 г., договоренность о которой достигнута в Геленджике.

Среди других потенциальных покупателей Бе-200 - Индия, Южная Корея, Израиль, Греция, ряд стран АСЕАН. На авиасалоне впервые прошли переговоры с Ираком о возможной закупке этих самолетов-амфибий. Внутренний рынок Бе-200 составляет примерно 100 машин. К семи самолетам, уже заказанным МЧС (машины будут поставляться в 2001-2003 гг.), могут добавиться еще восемь Бе-200 в противопожарном варианте. Суммарные потребности внешнего рынка оцениваются в 350 самолетов. На экспорт Бе-200 будет предлагаться по цене 23,5-25 млн. долл. Внутренний заказчик имеет возможность покупать машину примерно за 18 млн. долл. Объем выпуска

Бе-200 на ИАПО может составить до 22 машин в год. Сертификат типа ограниченной категории самолет получит до конца 2000 г. Полностью эта работа, требующая дополнительно 20 млн. долл., завершится в 2001 г.

Разработчики самолета - ТАНТК и ИАПО - подчеркивают, что Бе-200 - гражданская машина. Однако в более далекой перспективе почти наверняка появятся военные и специальные версии амфибии.

Вниманием на авиасалоне пользовался и другой самолет-амфибия ТАНТК имени Бериева - Бе-103, к серийному производству которого готовится КнААПО. К этой легкой шестиместной машине проявляют большой интерес представители ФПС, которым она нужна для решения задач патрулирования в 200-мильной зоне, борьбы с браконьерством и проведения спасательных операций. Однако пока средств на закупку Бе-103 у пограничников нет.

ДВИГАТЕЛИ

Ряд интересных экспонатов представили на салоне двигателестроители. Здесь доминировали санкт-петербургский "Завод имени Климова" и гости из Запорожья - КБ "Прогресс" и завод "Мотор Сич". Эти предприятия работают в тесном альянсе и часть своей продукции представили под маркой ЗАО "Владимир Климов-Мотор Сич" ("ВК-МС").

Прежде всего это - новый двигатель для вертолетов ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3). Он продолжает известную во всем мире линию ТВ3-117, различные модификации которого установлены на вертолетах Ми-24, Ми-28, Ми-8 (Ми-17), Ка-50, Ка-32. От ТВ3-117ВМА ВК-2500 отличается увеличенной мощностью как взлетного (2400 л.с. против 2200), так и чрезвычайного режима (2700 л.с. против 2400). Для вертолета Ми-8 эта прибавка трансформируется в рост грузоподъемности на 1-2 тонны и увеличение потолка на один километр. ВК-2500 может эксплуатироваться при температуре до 40 градусов, что особенно важно для многих покупателей российских вертолетов и подразделений армейской авиации, выполняющих задачи в Средней Азии и на Кавказе.

Двигатель оснащен новой системой управления, включающей, в частности, встроенный счетчик наработки. Первый взлет вертолета с ВК-2500 состоялся 28 мая, а к концу 2000 г. двигатель должен пройти сертификацию. ЗАО "ВК-МС" предлагает всем заказчикам провести модернизацию существующих ТВ3-117 в вариант ВК-2500. Российские военные не финансировали разработку нового двигателя, но, как считают специалисты "ВК-МС", будут его покупать, а также участвовать в программе переоборудования.

По информации, предоставленной "НВО", двигателисты из Санкт-Петербурга и Запорожья, поставив под свой контроль распространение документации на ВК-2500, собираются вытеснить с рынка многочисленные предприятия, которые берутся ремонтировать ТВ3-117, но не всегда обладают для этого необходимой квалификацией и технологической базой.

С двигателями связаны и самые большие контракты, подписанные на гидроавиасалоне. Так, "БЕТА-ИР" подписало соглашение с "Мотор Сич" о поставке до 2003 г. 16 моторов Д-436ТП для самолетов Бе-200. Другой контракт, заключенный "Заводом имени Климова", ТАНТК и "Мотор Сич" предусматривает покупку двух двигателей ВК-1500 для региональных самолетов Бе-32.

Двигателисты из Запорожья представили на салоне и программу адаптации винтовентиляторных моторов Д-27 для большого противолодочного самолета-амфибии А-40М. Ныне эти моторы установлены на Ан-70, перспективы которого после отказа европейских стран совместно работать над Ан-7Х выглядят менее радужно. В свою очередь, КБ "Прогресс" не стало выставлять Д-27 на конкурс, который должен определить двигатель для единого европейского транспортника А400М. Перед разработчиками остро стоит проблема сбыта разработанного с таким трудом и весьма совершенного мотора. Не исключено, что для ее решения на базе газогенератора Д-27 будут разработаны моторы новой конфигурации. По оценке специалистов ЦИАМ, на базе Д-27 можно создать двухконтурный турбореактивный двигатель в классе тяги до 12 тонн для 100-местного самолета, который остро необходим российской гражданской авиации.

* * *

В целом "Гидроавиасалон-2000", проводившийся в Геленджике в третий раз, укрепил свою репутацию. Небогатым российским предприятиям оборонно-промышленного комплекса трудно сегодня соревноваться на равных с зарубежными корпорациями на крупных выставках, подобных Ле Бурже и Фарнборо. Отечественные экспонаты там часто теряются среди разнообразных и богатых стендов ведущих мировых корпораций. В этих условиях компактные, тематически ограниченные выставки вполне могут оказаться оптимальной формой маркетинга. Тем более в тех сферах, где Россия пока сохраняет научно-технический задел и даже лидерство. Гидроавиация, как было продемонстрировано в Геленджике, остается одной из таких сфер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
829
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
927
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
291
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1166

Другие новости