Будущее противолодочной авиации - одна из самых острых проблем отечественного ВМФ. По оценке специалистов, только комплексное использование всех сил ПЛО - надводных, подводных, стационарных, воздушных - позволяет бороться с современными и перспективными субмаринами вероятных противников.
В советские времена для флота строились противолодочные самолеты, способные действовать в океанской (Ту-142), средней (Ил-38) и ближней зонах (Бе-12 и вертолеты). Однако ресурс этих машин не бесконечен. Бе-12 практически закончил службу в качестве противолодочного. Ил-38, которых в составе флота насчитывается 35 единиц, по мнению экспертов, продержится еще 10-15 лет. "Туполев" моложе (последний Ту-142М3 был выпущен в 1994 г.), однако его эксплуатация и ремонт требуют очень больших средств. Видимо, поэтому в составе флота осталось всего девять таких машин последних модификаций.
КОНВЕРСИЯ НАОБОРОТ
По словам бывшего командующего авиацией ВМФ генерал-полковника Владимира Дейнеки, в качестве стратегической линии было выбрано создание патрульного самолета на базе пассажирского лайнера Ту-204. Он предназначался для решения задач ПЛО и выдачи ударным силам целеуказаний в океанской зоне.
Одновременно было принято решение модернизировать Ил-38, установив на них новую поисково-прицельную систему (ППС), разрабатываемую в Санкт-Петербургском НИИ системотехники. Один самолет по этой программе уже усовершенствован и, по словам специалистов, показал себя на испытаниях очень хорошо. Его возможности позволяют покрыть среднюю зону ПЛО и даже частично достать до океанской.
Сделав ставку на Ту-204, флот отказался от продолжения работ по самолету-амфибии средней зоны А-40, обосновав это стремлением уйти от многотипья. "Альбатрос" остался в одном экземпляре. Второй решили достраивать в поисково-спасательном варианте А-42 (Бе-42), однако из-за плохого финансирования многие уже потеряли надежду увидеть эту машину в полете. В итоге российские военные практически лишились гидроавиации.
Причем, по информации "НВО", и создание патрульного самолета на базе Ту-204 было некоторое время назад приостановлено на этапе рабочего проектирования также из-за недостатка средств.
В этих условиях некоторые специалисты указывают на новый самолет-амфибию Бе-200 как на возможную альтернативу Ту-204. В этой связи особый интерес на "Гидроавиасалоне-2000" вызвал стенд НИИ системотехники, на котором был представлен патрульный вариант новой бериевской машины (проект Sea Dragon - "Морской змей"). По информации "НВО", им интересуются военные некоторых государств Азии.
Отметим, что в нынешних условиях те военные проекты, которые ориентированы лишь на внутреннего заказчика, как правило, осуществляются совершенно неудовлетворительными темпами. Важно и то, что Бе-200 уже закупает одно из государственных ведомств России - МЧС.
В пользу Бе-200 говорит и то, что лайнер Ту-204 вряд ли будет строиться большой серией и тем более продаваться за рубеж. А поскольку создаваемый самолет должен служить как минимум 30-40 лет, принимая на вооружение Ту-204, флот рискует стать единственным эксплуатантом этого самолета, что вынудит единолично нести все расходы, связанные с поддержанием боеготовности машины.
Однако у Ту-204 есть и весьма существенные преимущества. Кроме большой дальности и грузоподъемности, речь идет о том, что он способен заменить существующие самолеты-разведчики, без целеуказания с которых нельзя эффективно применять основное противокорабельное оружие ВМФ - ракеты "Базальт" и "Гранит". Это лишит возможности выполнять боевые задачи ракетные крейсера и подлодки проекта 949А (к их числу принадлежал погибший "Курск"). Бе-200, по оценке Владимира Дейнеки, такие задачи в океанской зоне решать не сможет.
Тем не менее эксперты не исключают, что из-за финансовых ограничений Ту-204 не будет строиться серийно, а часть его функций возьмут на себя Бе-200 и океанский разведчик следующего поколения (не исключено, что беспилотный). Но пока, как заявил корреспонденту "НВО" генерал-полковник Дейнека, ВМФ возможность принятия Бе-200 на вооружение в качестве противолодочного не рассматривает.
В то же время смена руководства авиации ВМФ (летом 2000 г. на место Владимира Дейнеки назначен генерал-лейтенант Иван Федин) может привести к корректировке этих взглядов. Чему будет способствовать и позиция генерального заказчика авиатехники - Военно-воздушных сил. Ряд высокопоставленных экспертов ВВС считают, что отказываться от гидроавиации нельзя.
ГЛАЗА И УШИ "МОРСКОГО ЗМЕЯ"
Выбор в пользу той или другой машины стал возможен, поскольку новое поисково-прицельное оборудование НИИ системотехники унифицировано и позволяет строить комплексы любой конфигурации как для самолетов, так и для вертолетов. Отдельные элементы этого оборудования были продемонстрированы в сентябре 2000 г. на "Гидроавиасалоне-2000".
Инженеры из Санкт-Петербурга привезли в Геленджик три новых радиобуя, входящих в создаваемую ППС. Это, во-первых, гидроакустический пассивный направленный буй РГБ-48. Во-вторых - уникальный магнитометрический РМБ-81, поплавковая часть которого аналогична РГБ-48, а в опускаемой размещен магнитометр. И наконец - буй-излучатель ГБ-58, используемый тогда, когда необходимо уточнить координаты уже обнаруженной подлодки (сформированные им и отраженные от лодки сигналы принимает РГБ-48).
Все новые буи НИИ системотехники - управляемые. Их можно включать и выключать, они обмениваются с самолетом уже обработанными данными в едином формате. Представленные в Геленджике РМБ-81 и ГБ-58 - опытные образцы. В настоящее время ведется подготовка к их производству.
Еще один буй из нового семейства - пассивный ненаправленный РГБ-41 - НИИ системотехники в Геленджике не выставлял, поскольку его использование на Бе-200 не предполагается.
Этот комплект буев един для всех перспективных противолодочных самолетов, предназначенных как для российского ВМФ, так и для зарубежного заказчика (естественно, что в каждом конкретном случае комплект различен).
По словам разработчиков, возможности нового комплекса бортовой поисково-прицельной аппаратуры не сравнимы с теми, что есть у существующих ППС. Даже комплекс "Сова", который в свое время создавался для А-40, значительно слабее.
Помимо буев в комплекс входит опускаемая гидроакустическая станция. От предшествующих она отличается большими скоростями спуска-подъема, увеличенными глубинами зависания (до 700 м), мощностью системы обработки информации, предаваемым на борт объемом данных и их точностью. Подобную станцию планируется использовать и на модернизированных противолодочных вертолетах.
В перспективную ППС, которая сейчас испытывается на модернизированном Ил-38, включены совершенно новый локатор и командно-тактическая система. В последнюю входят теплотелевизионная аппаратура, станция радиотехнической разведки, система комплексирования разнородной информации. Отсутствие всего этого невыгодно отличало Ил-38 от американского "Ориона".
Важная составная часть комплекса - унифицированное рабочее место с индикаторами и многорежимным пультом управления. На Ту-204 таких рабочих мест больше, на Бе-200 и вертолетах меньше. В зависимости от носителя различается число каналов приема информации и модулей обработки. Более того, по информации "НВО", элементы нового комплекса могут быть установлены на истребителях семейства Су-27.
***
Таким образом, перед военным руководством стоит сложный выбор: потребовать многого (и, весьма вероятно, не получить почти ничего) или удовлетвориться возможным. Исход в значительной степени зависит от политических решений. Не исключено, что в рамках переориентации на локальные конфликты для флота станет менее актуальной задача борьбы с подводными лодками противника в океанской зоне (тем более, что по мере роста дальности полета крылатых ракет и сокращения российского ВМФ эта проблема становится неразрешимой). И тогда шансы Бе-200 повысятся. В противном случае флоту придется думать: где найти деньги на еще один грандиозный проект.