0
2488
Газета Вооружения Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

Охота за субмаринами может сорваться

Тэги: Дейнека, субмарина, ВМФ, авиация


Будущее противолодочной авиации - одна из самых острых проблем отечественного ВМФ. По оценке специалистов, только комплексное использование всех сил ПЛО - надводных, подводных, стационарных, воздушных - позволяет бороться с современными и перспективными субмаринами вероятных противников.

В советские времена для флота строились противолодочные самолеты, способные действовать в океанской (Ту-142), средней (Ил-38) и ближней зонах (Бе-12 и вертолеты). Однако ресурс этих машин не бесконечен. Бе-12 практически закончил службу в качестве противолодочного. Ил-38, которых в составе флота насчитывается 35 единиц, по мнению экспертов, продержится еще 10-15 лет. "Туполев" моложе (последний Ту-142М3 был выпущен в 1994 г.), однако его эксплуатация и ремонт требуют очень больших средств. Видимо, поэтому в составе флота осталось всего девять таких машин последних модификаций.

КОНВЕРСИЯ НАОБОРОТ

По словам бывшего командующего авиацией ВМФ генерал-полковника Владимира Дейнеки, в качестве стратегической линии было выбрано создание патрульного самолета на базе пассажирского лайнера Ту-204. Он предназначался для решения задач ПЛО и выдачи ударным силам целеуказаний в океанской зоне.

Одновременно было принято решение модернизировать Ил-38, установив на них новую поисково-прицельную систему (ППС), разрабатываемую в Санкт-Петербургском НИИ системотехники. Один самолет по этой программе уже усовершенствован и, по словам специалистов, показал себя на испытаниях очень хорошо. Его возможности позволяют покрыть среднюю зону ПЛО и даже частично достать до океанской.

Сделав ставку на Ту-204, флот отказался от продолжения работ по самолету-амфибии средней зоны А-40, обосновав это стремлением уйти от многотипья. "Альбатрос" остался в одном экземпляре. Второй решили достраивать в поисково-спасательном варианте А-42 (Бе-42), однако из-за плохого финансирования многие уже потеряли надежду увидеть эту машину в полете. В итоге российские военные практически лишились гидроавиации.

Причем, по информации "НВО", и создание патрульного самолета на базе Ту-204 было некоторое время назад приостановлено на этапе рабочего проектирования также из-за недостатка средств.

В этих условиях некоторые специалисты указывают на новый самолет-амфибию Бе-200 как на возможную альтернативу Ту-204. В этой связи особый интерес на "Гидроавиасалоне-2000" вызвал стенд НИИ системотехники, на котором был представлен патрульный вариант новой бериевской машины (проект Sea Dragon - "Морской змей"). По информации "НВО", им интересуются военные некоторых государств Азии.

Отметим, что в нынешних условиях те военные проекты, которые ориентированы лишь на внутреннего заказчика, как правило, осуществляются совершенно неудовлетворительными темпами. Важно и то, что Бе-200 уже закупает одно из государственных ведомств России - МЧС.

В пользу Бе-200 говорит и то, что лайнер Ту-204 вряд ли будет строиться большой серией и тем более продаваться за рубеж. А поскольку создаваемый самолет должен служить как минимум 30-40 лет, принимая на вооружение Ту-204, флот рискует стать единственным эксплуатантом этого самолета, что вынудит единолично нести все расходы, связанные с поддержанием боеготовности машины.

Однако у Ту-204 есть и весьма существенные преимущества. Кроме большой дальности и грузоподъемности, речь идет о том, что он способен заменить существующие самолеты-разведчики, без целеуказания с которых нельзя эффективно применять основное противокорабельное оружие ВМФ - ракеты "Базальт" и "Гранит". Это лишит возможности выполнять боевые задачи ракетные крейсера и подлодки проекта 949А (к их числу принадлежал погибший "Курск"). Бе-200, по оценке Владимира Дейнеки, такие задачи в океанской зоне решать не сможет.

Тем не менее эксперты не исключают, что из-за финансовых ограничений Ту-204 не будет строиться серийно, а часть его функций возьмут на себя Бе-200 и океанский разведчик следующего поколения (не исключено, что беспилотный). Но пока, как заявил корреспонденту "НВО" генерал-полковник Дейнека, ВМФ возможность принятия Бе-200 на вооружение в качестве противолодочного не рассматривает.

В то же время смена руководства авиации ВМФ (летом 2000 г. на место Владимира Дейнеки назначен генерал-лейтенант Иван Федин) может привести к корректировке этих взглядов. Чему будет способствовать и позиция генерального заказчика авиатехники - Военно-воздушных сил. Ряд высокопоставленных экспертов ВВС считают, что отказываться от гидроавиации нельзя.

ГЛАЗА И УШИ "МОРСКОГО ЗМЕЯ"

Выбор в пользу той или другой машины стал возможен, поскольку новое поисково-прицельное оборудование НИИ системотехники унифицировано и позволяет строить комплексы любой конфигурации как для самолетов, так и для вертолетов. Отдельные элементы этого оборудования были продемонстрированы в сентябре 2000 г. на "Гидроавиасалоне-2000".

Инженеры из Санкт-Петербурга привезли в Геленджик три новых радиобуя, входящих в создаваемую ППС. Это, во-первых, гидроакустический пассивный направленный буй РГБ-48. Во-вторых - уникальный магнитометрический РМБ-81, поплавковая часть которого аналогична РГБ-48, а в опускаемой размещен магнитометр. И наконец - буй-излучатель ГБ-58, используемый тогда, когда необходимо уточнить координаты уже обнаруженной подлодки (сформированные им и отраженные от лодки сигналы принимает РГБ-48).

Все новые буи НИИ системотехники - управляемые. Их можно включать и выключать, они обмениваются с самолетом уже обработанными данными в едином формате. Представленные в Геленджике РМБ-81 и ГБ-58 - опытные образцы. В настоящее время ведется подготовка к их производству.

Еще один буй из нового семейства - пассивный ненаправленный РГБ-41 - НИИ системотехники в Геленджике не выставлял, поскольку его использование на Бе-200 не предполагается.

Этот комплект буев един для всех перспективных противолодочных самолетов, предназначенных как для российского ВМФ, так и для зарубежного заказчика (естественно, что в каждом конкретном случае комплект различен).

По словам разработчиков, возможности нового комплекса бортовой поисково-прицельной аппаратуры не сравнимы с теми, что есть у существующих ППС. Даже комплекс "Сова", который в свое время создавался для А-40, значительно слабее.

Помимо буев в комплекс входит опускаемая гидроакустическая станция. От предшествующих она отличается большими скоростями спуска-подъема, увеличенными глубинами зависания (до 700 м), мощностью системы обработки информации, предаваемым на борт объемом данных и их точностью. Подобную станцию планируется использовать и на модернизированных противолодочных вертолетах.

В перспективную ППС, которая сейчас испытывается на модернизированном Ил-38, включены совершенно новый локатор и командно-тактическая система. В последнюю входят теплотелевизионная аппаратура, станция радиотехнической разведки, система комплексирования разнородной информации. Отсутствие всего этого невыгодно отличало Ил-38 от американского "Ориона".

Важная составная часть комплекса - унифицированное рабочее место с индикаторами и многорежимным пультом управления. На Ту-204 таких рабочих мест больше, на Бе-200 и вертолетах меньше. В зависимости от носителя различается число каналов приема информации и модулей обработки. Более того, по информации "НВО", элементы нового комплекса могут быть установлены на истребителях семейства Су-27.

***

Таким образом, перед военным руководством стоит сложный выбор: потребовать многого (и, весьма вероятно, не получить почти ничего) или удовлетвориться возможным. Исход в значительной степени зависит от политических решений. Не исключено, что в рамках переориентации на локальные конфликты для флота станет менее актуальной задача борьбы с подводными лодками противника в океанской зоне (тем более, что по мере роста дальности полета крылатых ракет и сокращения российского ВМФ эта проблема становится неразрешимой). И тогда шансы Бе-200 повысятся. В противном случае флоту придется думать: где найти деньги на еще один грандиозный проект.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1859
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
1060
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2354
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1215

Другие новости