0
1848
Газета Вооружения Интернет-версия

03.11.2000 00:00:00

Как решить минную проблему

Тэги: оон, пехота, конвенция


Поворот в общественном сознании, приведший к запрещению противопехотных мин (ППМ), произошел в середине 90-х годов. Конференция по разоружению 1995-1996 гг. рассмотрела действие Конвенции 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция по ООВ). Эта Конвенция является единственным пока международным документом, запрещающим использование "мин, мин-ловушек и других устройств" согласно Протоколу II. В мае 1996 г. его положения были усилены путем введения дополнительных ограничений на использование, производство и передачу ППМ. Он придал толчок движению - так называемому "Оттавскому процессу", кульминацией которого стало согласование в сентябре 1997 г. (Осло) и последующее принятие в декабре 1997 г. (Оттава) Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Конвенция по ППМ). Однако ее пока не подписали около пятидесяти стран, в том числе три из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (США, Китай и Россия), большинство государств Ближнего Востока, большая часть бывших советских республик и многие страны Азии.

Согласно последним данным ООН, общее число установленных мин оценивается примерно в 60-70 млн. долл. Помимо ППМ необходимо учитывать и большое количество неразорвавшихся боеприпасов (НРБ), которые зачастую представляют не меньшую опасность, чем мины.

По подсчетам ряда международных организаций, мины ежемесячно убивают или калечат более 2 тыс. человек, до 80% которых являются гражданскими лицами. Эксперты утверждают, что всего на складах в мире хранится не менее 250 млн. ППМ (в том числе в Китае - свыше 100 млн., в России - около 60 млн., в США - 11 млн.). Запасы мин имеются в 108 странах. Некоторые из них, правда, приступили к планомерному уничтожению своих минных запасов (Украина, Италия, Швеция, Япония, Великобритания, Франция и Испания).

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Наиболее широкое практическое применение в СССР мины нашли в предвоенные годы для укрепления государственной границы и в ходе Великой Отечественной войны - обеими противоборствующими сторонами.

Работы по сплошному разминированию территории Советского Союза от взрывоопасных предметов (ВОП) были организованы сразу же после окончания Великой Отечественной войны и проводились до 1970 г. включительно. По данным президента Международного общественного фонда поддержки инвалидов и ветеранов инженерных войск генерал-полковника запаса В. Кузнецова, за этот период было очищено от ВОП

410 000 кв. км, обнаружено и уничтожено более 70 млн. взрывоопасных предметов. Технические возможности средств разведки ВОП в грунте обеспечивают их надежное обнаружение и последующее разминирование на глубине 30-40 см. Но в связи с ежегодным промерзанием грунта в России взрывоопасные предметы поднимаются к поверхности примерно на 2 см в год. Это является основной причиной того, что по прошествии нескольких лет значительная часть территории Российской Федерации, на которой ранее проводились работы по разминированию, вновь оказалась засоренной ВОП.

В настоящее время на территории России ежегодно обнаруживаются и обезвреживается до 100 000 взрывоопасных предметов. Для поиска и уничтожения ВОП в военных округах создается от 1500 до 2000 подвижных групп разминирования, общая численность которых составляет около 1000 человек. Только в 1999 г. этими группами выполнено более 2300 разовых заявок и уничтожено почти 118 000 взрывоопасных предметов. Огромную работу по обнаружению и разминированию взрывоопасных предметов проводит МЧС. Несмотря на столь большой объем работ, бывают случаи подрывов населения, особенно детей. Так, за 1998-1999 гг. произошло 24 подрыва, при этом погибли 29 человек, ранены 53.

ВЗРЫВАЮЩЕЕСЯ СНГ

По массовости применения ППМ и степени их опасности для мирного населения следует отметить вооруженные конфликты в Чечне, Таджикистане, Грузии и Приднестровье.

Федеральными силами в ходе кампании в Чечне 1994-1996 гг. мины применялись только для прикрытия позиций войск, базовых районов и блок-постов. В основном устанавливались управляемые минные поля и группы ППМ из ОЗМ-72 и МОН-50, широко использовались сигнальные мины.

В период вывода федеральных войск из Чечни в 1996 г. все установленные ими минные поля были сняты или уничтожены, о чем составлены соответствующие акты. О массовом характере применения мин и других боеприпасов может свидетельствовать количество обнаруженных и уничтоженных ВОП за два года данного конфликта - 540 тыс.

В ходе антитеррористической операции, проводимой в настоящее время на территории Чечни, минно-взрывные заграждения устанавливают как федеральные силы, так и боевики. Первые оборудуют управляемые минные поля с применением комплектов ВКПМ-1, ВКПМ-2, УМП-3, разрешенных Протоколом II. Использовались и авиационные системы минирования с минами ПФМ-1С, имеющими механизм самоликвидации.

Что касается бандформирований, то у их "саперов" отсутствует должная квалификация - мины зачастую устанавливались без перевода в боевое положение. Отмечались случаи подрыва самих боевиков в ходе закладки взрывных устройств.

Во время вооруженного конфликта в Таджикистане мины стали широко применяться российскими войсками после расстрела моджахедами 12-й заставы Московского погранотряда в июле 1993 г. По приблизительным оценкам, общее количество мин, установленных на территории Таджикистана, достигает 100 000 - больше всего в Тавильдарском районе, Гармской долине и граничащих с Афганистаном районах.

Если миротворческие силы России в Таджикистане применяют минное оружие в соответствии с нормами международного права прежде всего для защиты пограничных застав, то противостоящая сторона - бандформирования - игнорирует все нормы и ведет полномасштабную минную войну, в ходе которой страдают как военнослужащие, так и мирное население. Проникновение моджахедов в другие среднеазиатские государства, заставляет соседей Таджикистана, в частности, Узбекистан, устанавливать минные поля вдоль границы, в связи с чем Таджикистан заявил о подрыве мирных жителей.

В зоне грузино-абхазского конфликта в 1992-1993 гг., по оценкам руководства Абхазии, было установлено более 80 000 мин - в основном по левому берегу реки Гумиста вблизи Сухуми и по правому берегу Ингури на территории Гальского района. Мины применялись обеими противоборствующими сторонами бессистемно и неоднократно, что привело к долговременному выведению из хозяйственного оборота обширной зоны плодородной местности. Все больший размах на территории Абхазии приобретает применение бандформированиями мин и самодельных взрывных устройств с дистанционным управлением с целью нанесения потерь миротворческим силам и местным жителям.

В ходе вооруженного конфликта в Молдове мины использовались в основном на территории Приднестровья. Общая площадь заминированной территории превысила 70 кв. км.

Расширяется участие России в международных программах по гуманитарному разминированию. Оказывается безвозмездная помощь в этом не только странам СНГ, но и Европы (БиГ, Югославии). Только в Боснии при участии России обезврежено около 15 000 ВОП, в Косово - около 23 000, в Таджикистане -

17 000. В зоне грузино-абхазского конфликта проверено на наличие ВОП более 300 км дорог, 1000 кв. км местности, при этом обнаружено и уничтожено более

23 000 боеприпасов. Эти цифры убедительно свидетельствуют о масштабах операций и возможностях России по разминированию.

"ЗА" И "ПРОТИВ" ОТТАВСКОЙ КОНВЕНЦИИ

Россия поддерживает стремление мирового сообщества добиться полного запрещения ППМ и готова присоединиться к Оттавской конвенции в будущем. На данном же этапе подобный шаг невозможен по ряду причин оборонного, финансового и технического характера.

Следует также отметить, что в политическом плане конвенция не решает всех аспектов минной проблемы. По оценкам американских военных специалистов, присоединение США к Оттавской конвенции с учетом полного уничтожения ППМ в течение четырех лет и разработки альтернативных систем вооружения будет стоить около 30 млрд. долл. Для России сумма таких затрат составила бы около 6 млрд. долл. В нынешней финансово-экономической ситуации изыскать подобные средства не представляется возможным.

С точки зрения российских политиков и военных, Протокол II - это оптимальное и наиболее универсальное решение минной проблемы на данном этапе. С 1996 г. РФ строго соблюдает принятый в одностороннем порядке мораторий на экспорт ППМ, не оснащенных механизмами самоликвидации и не обнаруживаемых миноискателями. В 1997 г. указом президента РФ действие моратория было продлено еще на пять лет.

Полностью прекращено производство и применение фугасных ППМ без механизмов самоликвидации и самонейтрализации, которые вызывают наибольшее число жертв среди мирного населения. Наряду с этим правительство России приняло решение сокращать имеющиеся запасы ППМ с тем, чтобы к 2010 г. полностью их уничтожить. В 1998-1999 гг. в стране силами войск и предприятий промышленности дополнительно к плановым объемам уничтожено и утилизировано около 850 тыс. противопехотных мин.

Развернуты работы по изучению и реализации требований Протокола II в Вооруженных силах РФ. Подготовлена программа НИОКР по модернизации ППМ, не отвечающих требованиям Протокола II. Создаются мобильные установки для утилизации кассетных мин.

Для первоначальной очистки от мин путем траления в России создана бронированная машина разминирования БМР-3М. Она оснащена колейным минным тралом КМТ-7, обеспечивающим ликвидацию любых мин с нажимными взрывателями. По обеспечению защиты экипажа от поражающего действия мин у данной машины в мире нет аналога.

В последнее время в России разработан ряд новых миноискателей, обеспечивающих высокую надежность обнаружения мин. Следует отметить, что испытания этих устройств проводились в том числе и на минах ПМН и ПМН-2, которые наиболее распространены в странах третьего мира.

УТИЛИЗАЦИЯ ВРУЧНУЮ

С учетом предстоящей ратификации Россией обновленного Протокола II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., проблема утилизации ППМ приобретает особую остроту и актуальность. Это обусловлено следующими факторами:

- наличием больших объемов и широкой номенклатуры запасов ППМ с истекшими сроками хранения. По оценкам специалистов, Вооруженные силы РФ имеют более 50% ППМ, произведенных более 15 лет назад;

- необходимостью утилизации ППМ, не отвечающих требованиям Протокола II, при этом общие финансовые затраты на выполнение работ составят более 240 млн. руб. в ценах

1998 г., а ныне эта сумма возрасла в 4-5 раз;

- экологической опасностью и опасностью взрывов при проведении работ, связанных с транспортировкой и утилизацией ППМ с истекшими гарантийными сроками хранения (ГСХ), повышением уровня требований по обеспечению экологической безопасности при промышленной утилизации или уничтожении ППМ;

- значительными (более 20 млн. руб.) ежегодными финансовыми затратами на содержание мин с истекшими ГСХ;

- недостаточными "возможностями и не вполне удовлетворительным состоянием имеющихся производственно-технических мощностей по утилизации мин.

В настоящее время на предприятиях промышленности для утилизации ППМ используются малоэффективные, низкопроизводительные технологии с большой долей ручного труда, которые связаны прежде всего с расснаряжением мин на составные части, когда извлекается заряд взрывчатого вещества (ВВ). Однако для ряда мин, например, противопехотных типа ПФМ-1 в кассетах КСФ-1, эта технология непригодна.

Разнообразие конструкций ППМ существенно осложняет проблему их утилизации и требует разработки и освоения целого ряда новых технологий для этого. Обширность территории России, значительная удаленность арсеналов, баз и складов инженерных боеприпасов от мест утилизации (предприятий промышленности), невозможность уничтожения целого ряда мин (путем сжигания или взрывом накладного заряда) на открытом воздухе по экологическим условиям увеличивают стоимость утилизации из-за транспортных расходов на 30-40%.

Основным перспективным направлением утилизации ППМ является разработка мобильно-модульных комплексов, которые можно оперативно доставлять и быстро развертывать на арсеналах и базах хранения ППМ. Такие комплексы созданы, но, в связи с отсутствием финансирования, еще не апробированы.

Уже имеются два вида технологий ликвидации ППМ, в том числе:

- уничтожение мин путем сжигания в печи-барокамере со специальной системой улавливания и очистки продуктов сгорания и утилизацией твердых отходов;

- утилизация кассет КСФ-1 путем заполнения полостей кассеты быстротвердеющим составом. При этом кассета становится безопасной в служебном обращении и может быть либо использована как элемент скважинных зарядов в горнорудной промышленности, либо захоронена.

Для утилизации существующих запасов ППМ нужны 6-8 указанных модельных установок. При этом финансовые затраты на их изготовление составят около 60 млн. руб. Однако указанные ассигнования в государственный бюджет на 2000 г. не закладывались и не планируются на ближайшую перспективу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3026
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1692
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4367
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5660

Другие новости