Редкое предприятие ВПК на постсоветском пространстве в наши дни может похвастаться новыми революционными разработками военной техники. Большинство оборонщиков думают только о том, как выжить в непростых экономических условиях и в основном эксплуатирует еще советские заделы, а также занимается модернизацией уже существующей боевой техники. Тем более интересным выглядит новый 27,5-тонный легкий танк 2Т, в инициативном порядке сконструированный и построенный частным минским предприятием "Минотор-сервис". Это не только целиком оригинальная машина, не похожая ни на один из известных образцов бронированной гусеничной техники. Фактически специалисты "Минотор-сервис" предложили собственную концепцию применения 2Т. Рождение танка шло в течение 4 лет - начиная с 1996 г.
Разработчики определяют тип этой боевой машины как легкий разведывательно-диверсионный танк. 2Т создан с учетом опыта локальных войн в Афганистане и Чечне и предназначается для боевых действий, характеризующихся отсутствием четкой линии фронта и активными рейдовыми операциями. По мнению конструкторов, основная задача 2Т - это ведение разведки в оперативном тылу противника, уничтожение таких важных объектов, как командные пункты, узлы связи, мосты. 2Т может лазерным лучом подсвечивать цель для управляемых артиллерийских снарядов типа "Краснополь" на конечном участке их траектории. На "Минотор-сервисе" есть также вариант 2Т, который можно использовать для эвакуации сбитых летчиков: на нем оборудовано место для лежачего раненого/ По замыслу разработчиков, машин, подобных 2Т, не должно быть много, поскольку легкие танки такого типа не предназначены для фронтальных атак и поддержки пехоты на поле боя.
2Т имеет стандартную для отечественной бронетанковой техники компоновку, при которой механик-водитель располагается спереди, боевое отделение в центре, а двигатель и трансмиссия в корме. Экипаж машины - три человека. Предусмотрено также место для офицера-разведчика. Вооружение состоит из 30-мм пушки 2А42 с максимальным углом возвышения 85 град. и спаренных с ней 30-мм гранатомета АГС-30, 7,62-мм пулемета ПКТ. В бортовых нишах башни находятся выдвижные пусковые установки для двух ПТУРов "Атака" и двух зенитных ракет "Игла". Боезапас пушки - 500 патронов, помимо двух ПТУРов на пусковой установке, в отсеке корпуса хранятся 6 запасных ракет. Также в состав вооружения танка входят 12 противотанковых мин.
На 2Т установлен 780-сильный двигатель В-46, однако его можно заменить и более мощным мотором. Но и с В-46 машина обладает весьма неплохими подвижностью и маневренностью. Максимальная скорость танка - 95 км/ч, запас хода по топливу - 1000 км. Как утверждают разработчики, 2Т очень легок в управлении, в систему поворота были внесены даже специальные компенсаторы, увеличивающие нагрузку на органах управления. Главная передача в танке - гидромеханическая, подвеска - гидропневматическая. На большой скорости на неровностях местности гидропневматическая подвеска позволяет избежать так называемых "пробоев" - когда балансир катка вырабатывает весь свой свободный ход и ударяется об ограничитель. Такие удары могут привести к весьма серьезным травмам экипажа.
По словам представителей фирмы, 2Т для своего класса танков обладает весьма мощным бронированием. В передней проекции его "не берут" снаряды 35-мм пушки. 2Т имеет своего рода многокорпусную конструкцию. Основная броня - разнесенная. Экипаж размещается в бронированной капсуле с противоосколочным покрытием изнутри. Днище также состоит из разнесенной брони, сиденья экипажа оснащены системой амортизации и конструктивно не связаны с днищем. За счет этих технических решений в значительной степени увеличивается вероятность того, что при подрыве на противотанковой мине танкисты останутся в живых. Предусматривается также установка на корпусе машины динамической защиты и системы "Арена". Для снижения радиолокационной и тепловой заметности машины на корпус нанесено специальное покрытие, кроме того, в его конструкции разработчики по возможности пытались избегать параллельных плоскостей.
Система управления огнем включает двухканальное обзорно-прицельное устройство, обеспечивающее поиск, обнаружение и сопровождение целей в пассивном режиме в дневных и ночных условиях, сопряженное с лазерным дальномером. Танк оснащен оборудованием для сканирования радиоэфира и для радиоэлектронной борьбы. Оптические приборы дальнего обнаружения установлены на выдвигающейся мачте. Машина располагает системами инерциальной и спутниковой навигации. Радиообмен экипажа 2Т с вышестоящим командованием, подчиненными и соседями осуществляется по засекреченному каналу.
Танк выполнен по модульной схеме, и по желанию заказчика в нем может устанавливаться разнообразное бортовое оборудование и двигатели.
Из дополнительного оборудования 2Т следует отметить бульдозер для самоокапывания, который в походном положении выполняет также роль "сверхштатного" защитного экрана, и видеокамеру заднего обзора. Она была установлена на машине с учетом опыта боев в Чечне. Там, случалось, механик-водитель давал задний ход, не зная, что за кормой танка прячутся от вражеского огня свои пехотинцы, что приводило к трагическим последствиям.
2Т - весьма дорогая машина. Представители "Минотор-сервис" говорят, что он стоит значительно больше основного боевого танка. Понятно, что в современных экономических условиях 2Т не по карману ни российским, ни белорусским военным. Кроме того, не вписывается он и в традиционные армейские каноны использования бронетанковой техники. Правда, сотрудники "Минотор-сервиса" разработали собственную концепцию боевого применения своей машины, однако трудно представить, что военное руководство сочтет нужным прислушиваться к мнению специалистов частного белорусского предприятия. Поэтому основные надежды последние возлагают на заграничных покупателей. Директор "Минотор-сервиса" Валерий Гребенщиков уверен, что 2Т вызовет интерес на Ближнем Востоке. В условиях пустынной местности легкий танк отлично справился бы с функциями патрульной машины. Видимо, именно ориентация на южные страны определила песочную камуфляжную окраску макета 2Т и то, что демонстрировавшийся на полигоне танк был приспособлен именно для жаркого климата.
Минск-Москва