По общему признанию российских, китайских и западных экспертов и журналистов, звездой чжухайского салона стал истребитель Су-30МК. В КНР прилетел самолет с бортовым номером 502, выпущенный на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) летом 1999 г.
Интерес к истребителю вызван целым рядом причин. Во-первых, ранее эту машину на выставках не показывали.
Во-вторых, Су-30МК - первый российский самолет поколения "4+", который начал выпускаться большой серией. КнААПО и технический руководитель программы Алексей Кнышев из "ОКБ Сухого" сумели опередить производственные и конструкторские коллективы, работающие над Су-30МКИ, МиГ-29СМТ, Су-32ФН.
В-третьих (а для чжухайского авиасалона это стало главным), Су-30МК построен по заказу КНР и уже в конце года начнет поступать в эту страну. Правда, официальные представители КнААПО и суховской фирмы, а также китайские военные избегают разговоров на сей счет. Если же верить неофициальной информации (например, сообщениям журнала "Авиэйшн Уик"), контракт на поставку 45 Су-30МК подписали в декабре 1999 г., и он должен быть выполнен в 2000-2002 гг.
ОСОБЕННОСТИ БОРТА "502"
Что же представляет из себя Су-30МК и чем он отличается от своих предшественников? Разработчики называют его двухместным многоцелевым истребителем с расширенными задачами "воздух-поверхность".
По сравнению с Су-27 добавлены две точки подвески вооружения (их число доведено до 12). Машина оснащена аппаратурой дозаправки топливом в воздухе и системой жизнеобеспечения экипажа, благодаря которой возможны длительные беспосадочные полеты.
Максимальная взлетная масса Су-30МК - 34,5 тонн (у Су-27 - 28, у обычного Су-30 - 33 тонны). Предельный вес машины достигает 38 тонн, что позволяет ей подниматься в воздух с максимальной боевой нагрузкой 8 тыс. кг и полной заправкой топливных баков. Прежние клоны Су-27 такой способностью не обладали. Из-за роста массы несколько сокращен потолок (с 18,5 до 17,3 км), однако это - сравнительная небольшая плата за возросшую дальность полета (3000 км - у Су-27, 5200 км с одной дозаправкой у Су-30МК).
По данным разработчиков, истребитель имеет ресурс 2 тыс. часов налета, или 20 лет эксплуатации.
Анализ характеристик и конструкции показывает, что представленный самолет, как и те Су-30, которые есть в ВВС России, оптимизирован для завоевания превосходства в воздухе. Об этом, в частности, свидетельствует то, что на машине сохранен локатор строевых Су-27 и Су-30, хотя он и усовершенствован (вариант Н001ВЭ), что обеспечивает решение нескольких новых задач, в числе которых:
- управление ракетами РВВ-АЕ;
- обнаружение наземных целей;
- работа в режиме картографирования местности.
Наибольшим изменениям подверглось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) истребителя. Радикально переделана система управления вооружением, появилась аппаратура спутниковой навигации, модернизирован бортовой комплекс обороны и, наконец, принципиально другой стала индикация кабины. Вместо стрелочных приборов и индикатора прямой видимости в каждой из кабин установлены цветные многофункциональные индикаторы размером 6 на 8 дюймов (152 на 203 мм) и новые панели управления. Разработчиком новой авионики и системным интегратором бортовой аппаратуры выступило Раменское приборостроительное КБ.
Техническая политика сей фирмы предусматривает внедрение принципиально нового БРЭО, в частности, бортовой ЭВМ и мультиплексных каналов обмена информацией. Это сложнее и дороже, чем введение в существующую систему управления вооружением так называемого "обводного канала" (так сделано на Су-30КН и раннем варианте МиГ-29СМТ). Однако концепция раменцев дает возможность обеспечить большую точность и значительно перспективнее в плане дальнейших усовершенствований.
Создатели Су-30МК признают: на первом этапе работы не все проходило гладко. Что, впрочем, не удивительно, если учесть новизну БРЭО. Но сейчас, по словам зампреда комитета по промышленности Госдумы РФ Вячеслава Шпорта (ранее он был главным инженером КнААПО и подписывал соглашения с Китаем), контракт исполняется строго в те сроки, которые были оговорены, причем это подтверждает и китайская сторона.
ПО ВОЗДУХУ...
Новое БРЭО позволило существенно расширить арсенал истребителя. Он включает все современные российские ракеты класса "воздух-воздух" (РВВ-АЕ, Р-27 различных модификаций и Р-73).
Кстати, возможное появление у Китая РВВ-АЕ - предмет особого беспокойства потенциальных противников Пекина. Едва журнал "Джейнс дифенс уикли" в сентябре сообщил, что КНР хочет освоить производство этих ракет у себя под обозначением R-129, как уже в середине октября было объявлено, что США продадут Тайваню 200 ракет AIM-120C (американский аналог РВВ-АЕ). Они будут складированы на одной из баз Соединенных Штатов в Азии и поставлены Тайбэю в случае кризиса.
РВВ-АЕ как минимум уравнивает в схватке на средних дальностях шансы китайских и американских истребителей. В ближнем же бою российские машины и раньше имели преимущество благодаря комбинации нашлемного прицела и ракет Р-73.
Не исключено, что Су-30МК могут быть использованы в качестве лидеров смешанных групп истребителей. Пилоты из Саваслейки, где сосредоточена основная часть российских Су-30, достаточно часто отрабатывают подобную задачу.
В целом возможности Су-30МК как истребителя для завоевания превосходства в воздухе весьма высоки. Серьезные противники для него в Восточной и Южной Азии - лишь F-15 ВВС США и Японии. Авиация американских авианосцев в состоянии противоборствовать Су-30МК в основном за счет использования фактора более качественного управления с самолетов ДРЛО E-2 "Хокай". Однако реализация планов поставки в Китай усовершенствованных российских летающих радаров А-50 изменит это положение и позволит ВВС НОАК бороться за господство в воздухе не только над континентальной территорией КНР.
... И ПО ЗЕМЛЕ
Расширением возможностей вести воздушный бой не исчерпываются новшества, внедренные на Су-30МК. В его арсенал введены управляемые авиационные средства поражения класса "воздух-поверхность" (в последние годы их принято называть "высокоточным оружием").
Истребитель способен применять по наземным целям ракеты Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным наведением, а также Х-29Л с лазерным и Х-59М с телевизионно-командным наведением. Есть в его арсенале противорадиолокационные ракеты Х-31П. Кроме того, Су-30МК может нести корректируемые авиабомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500КР и КАБ-1500КР, а также широкий спектр неуправляемых средств поражения, включая бомбы ФАБ-500.
Заметно, что Су-30МК не столь эффективен для действий против надводных целей. Видимо, поэтому в пакете предложений по модернизации самолета в первую очередь называется оснащение его противокорабельной сверхзвуковой ракетой Х-31А, которая способна поражать корабли класса эсминец на дальностях до 50 км.
Оценивая оружие Су-30МК, нельзя не отметить что в контракте достигнут близкий к оптимальному и для поставщика, и для покупателя баланс между мощностью вооружений, временем разработки и освоения производства самолета, стоимостью и другими важными интересами сторон. Следует обратить внимание и на такой существенный момент: как заявил корреспонденту "НВО" один из руководителей КнААПО, лицензия на производство Су-30МК заказчику предлагаться не будет.
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДА
Производство Су-30МК КнААПО освоил в рекордно короткие сроки. По признанию некоторых конструкторов, работа шла невиданными с советских времен темпами. Помимо этого быстрота реализации программы была связана с использованием при конструировании задела, созданного при работе над Су-35, Су-27СМК, Т10ПУ-5. Впервые стыковка компонентов выполнялась в рамках созданной в инженерном центре завода трехмерной компьютерной модели передней части самолета, что и позволило резко сократить время конструирования и запуска машины в производство.
КнААПО уже в ближайшее время может начать модернизацию строевых самолетов российских ВВС с использованием того опыта, который был получен при работе над Су-30МК. Однако, по словам начальника Научно-технического комитета ВВС Сергея Колядина, решение о том, по какому варианту будут совершенствоваться отечественные Су-27, Су-27УБ и Су-30, еще только готовится. Как считает генерал, необходимо взять все лучшее, что есть на самолетах Су-30МКК и Су-30КН.
И здесь нельзя не отметить, что даже такой производственный гигант, как КнААПО, испытывает проблемы, которые порождены в московских кабинетах.
Первая из них характерна для многих предприятий оборонки и связана с косностью отечественной внешнеторговой системы. Уже который год не удается реформировать систему заказов и поставок на экспорт запасных частей. По-прежнему, случается, что заявки инозаказчика теряются в кабинетах тех организаций, для которых неинтересны контракты на сумму несколько десятков тысяч долларов.
Промышленники считают, что сервисное обслуживание за рубежом, поставку запчастей, сопровождение изделий в эксплуатации и их утилизацию вполне можно поручить головным финальным предприятиям. Вячеслав Шпорт полагает, что такое положение следует зафиксировать в поправках к Закону о военно-техническом сотрудничестве, которые, возможно, будут рассмотрены еще до конца 2000 г.
Другая проблема КнААПО состоит в том, что на заводе по-прежнему опасаются поспешного акционирования предприятия с последующей передачей контрольного пакета в руки московской структуры - АВПК "Сухой". Комсомольчане заявляют, что они не против интеграции, но считают, что объединяться необходимо под конкретную и понятную для всех программу. Кстати, и в некоторых кабинетах АВПК "Сухой", по информации "НВО", начали подумывать о более мягком варианте создания интегрированной структуры.