0
1370
Газета Вооружения Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Компромисс, но какой ценой?

Михаил Растопшин

Об авторе: Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук.

Тэги: БТР, ПВО, БМП


При создании отечественных БМП, БТР основное внимание уделялось ходовым качествам и вооружению. Слабая защита этих машин ведет к гибели экипажа и десанта при обстреле современными боеприпасами.

Процесс создания образцов вооружения и военной техники и разработки тактико-технических требований, проектирования, испытаний до принятия на вооружение является по своей сущности компромиссным. Применительно к отечественным бронетранспортерам (БТР), боевым машинам пехоты (БМП) и десанта (БМД) всегда имелось желание в условиях резкого ограничения габаритно-массовых характеристик создать машины с хорошей огневой мощью, высокими ходовыми качествами, что осуществлялось за счет характеристик защиты, недопустимо снижающих выживаемость экипажа. Вместе с тем появление высокоточного оружия, совершенствование известных ранее противотанковых средств привели к резкому снижению боевых свойств легкобронированной техники в условиях современных и будущих военных контактов. Этой проблеме посвящена статья И.Ярославцева ("НВО" # 34, 2000 г.), с положениями которой трудно не согласиться.

Однако остановимся более подробно на бронезащите. Известно, что бронирование БМП, БТР предназначено защищать экипаж, десант и внутренние агрегаты в основном от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Но только лобовая часть броневого корпуса и башни способна противостоять 20-30 мм бронебойным снарядам. Иными словами, лобовое бронирование БМП, БТР имеет толщину порядка 20-30 мм, а бортовое, дна и крыши - 10 мм, что явно недостаточно для защиты от артиллерийских снарядов калибра более 30 мм, от гранатометов, ПТУР, неуправляемых кумулятивных кассетных элементов, самонаводящихся и самоприцеливающихся боеприпасов, доставляемых авиацией, РСЗО ("НВО" # 10 за 2000 г.) и различных инженерных мин.

Особенно повышается риск для экипажа и десанта БМП при атаках противника в едином строю с танками. В этом случае весь арсенал противотанковых средств - ПТУР, гранатометы, бронебойно-подкалиберные снаряды и другие боеприпасы будут эффективно поражать экипаж, вызывать взрыв боезапаса и пожар топлива. Слабая броневая защищенность во время боевых действий угнетающе действует на военных. Такая реакция уже имела место при использовании наших БМП, БТР в Афганистане и Чечне. Десантники даже на марше стараются находится сверху бронемашины. Это вызвано в первую очередь тем, что при взрыве мин, обстреле гранатометами вероятность гибели внутри БМП гораздо выше, чем при размещении на крыше.

Но по БМП и БТР еще до подхода к зоне боя будут наноситься удары различными противотанковыми боеприпасами. Действие таких боеприпасов будет весьма эффективным. Наиболее опасным является попадание ударного ядра самоприцеливающегося боеприпаса (Skeet). Это ядро (масса порядка 0,5 кг, скорость - 2 км/с, бронепробиваемость - 120 мм) после пробития бронезащиты образует мощный осколочный поток общей массой в несколько килограммов, который эффективно поражает десант, вызывает возгорание топливных баков и пороховых зарядов гильз. Поражение усугубляется рикошетированием части осколков, наносящих дополнительные повреждения. Весьма опасны для БМП и БТР самонаводящиеся мины (Merlin, GriHin, Strix) с бронепробиваемостью 500-700 мм. Кумулятивная струя таких боеприпасов обладает большой глубиной заброневого действия. Даже неуправляемые кассетные кумулятивные элементы с бронепробиваемостью 100-200 мм могут нанести серьезные повреждения подобным машинам при одновременном попадании в каждую 3-5 элементов. Кумулятивная же струя таких боеприпасов поражает, как правило, одного члена экипажа.

К сожалению, приведенные примеры со всей очевидностью свидетельствуют о недостаточной защищенности отечественных БМП и БТР. Создается впечатление, что "завтрашняя" защита легкобронированной техники отрабатывалась на "вчерашних" средствах поражения.

Правомерен вопрос: весь ли арсенал способов и материалов использован при создании защиты БМП, БТР? Ведь существует достаточно широкий набор материалов (броневая сталь, титан, алюминий, керамика, стеклопластик, броневой нейлон и кевлар и др.), которые пока еще не используются в полной мере. Из этого набора широко применялась лишь броневая сталь. Алюминиевая "броня" заложена в конструкции БМП-3, БМД-3, что позволило несколько уменьшить параметры заброневых осколочных потоков. Использование в качестве подбоя (с внутренней стороны корпуса) нейлона, кевлара и других подобных материалов позволяет локализовать заброневое осколочное действие ряда боеприпасов.

Внутренние узлы машины (трансмиссия, двигатель и др.) могут вносить свой вклад в защиту боезапаса, топлива и экипажа. Размещение моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части отечественных машин не улучшает защиту экипажа и десанта. Напротив, на зарубежных БМП "Мардер" и "Брэдли" двигатель и трансмиссия установлены в носовой части корпуса и, выполняя функции "толстого" экрана, защищают личный состав, что крайне важно в наступательной операции.

Наконец, специальная защитная одежда экипажа позволяет снизить опасность травм во время движения и предохранить от возможных ожогов при пожаре внутри БМП. К сожалению, такой одежды в комплекте машин нет.

Имеется информация о поставке "Курганмашзаводом" и НИИСтали в Объединенные Арабские Эмираты комплектов динамической защиты для состоящих на вооружении в этой стране БМП-3. A как обстоит дело с динамической защитой (ДЗ) на наших БМП? Здесь, правда, есть определенные трудности. Первое и главное то, что навесную ДЗ приходится размещать на тонких броневых листах корпуса (см. фото), которые проламываются стальными разлетающимися пластинами при срабатывании ДЗ. По этой причине необходимо использовать демпфирующее устройство, которое поглощало бы энергию пластины ДЗ, не позволяя ей пробить основное бронирование. А это ведет к дополнительному увеличению массы и габаритов. Однако ясно, что при защите наиболее уязвимых зон (боезапас, десант, топливо) без ДЗ не обойтись. Вторая особенность заключается в том, что ВB в ДЗ инициируется не сразу при прохождении через нее кумулятивной струи, а через некоторое время. Поэтому внутрь БМП успеет проскочить часть кумулятивной струи, которая может пробить, например, бронеплиту толщиной 50-80 мм. Другими словами, "кусок" такой кумулятивной струи может нанести серьезное поражение внутренним агрегатам и экипажу. Поэтому демпфер, размещаемый между ДЗ и бронекорпусом, должен улавливать этот кусок струи.

В связи с развитием за рубежом управляемых противотанковых средств для поражения бронеобъектов не только на переднем крае обороны, но и, главное, - в тылу наших войск следует активно развивать средства противодействия системам обнаружения и наведения этих боеприпасов.

Разработка защиты легкобронированной техники должна базироваться на результатах глубоких исследований процессов взаимодействия перспективных средств поражения с новыми вариантами конструкций. К примеру, зная, что воздействие кумулятивной струи на патроны к стрелковому оружию и гильзы малокалиберных снарядов не приводит к взрыву всего боезапаса, следует уделять основное внимание защите гранат РПГ (СПГ) и ПТУР, размещенных внутри БМП. Разработчики защиты должны помнить, что ударные ядра активно разрушаются стальными экранами (толщиной 3-5 мм), установленными на корпусе машин. В роли экрана можно использовать ДЗ, которая может не только защищать от кумулятивной струи, но и разрушать ударное ядро.

Поскольку легкобронированная техника всегда будет в составе сухопутных войск, то определенная целенаправленная деятельность ПВО помогла бы значительно снизить потери БМП и БТР - путем борьбы с носителями кассетного управляемого вооружения.

К настоящему времени вопрос создания семейства машин, способных выполнять боевые задачи в современных и будущих военных конфликтах, что называется, уже перезрел. Обоснование этого семейства и параметров образцов - дело совершенно безотлагательное для всех заинтересованных организаций. Мероприятия, связанные с модернизацией старых машин, лишь позволяют выиграть время, но не более. Но при создании новых машин защите экипажа и десанта должно придаваться первостепенное значение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Посольство РФ в Молдавии внимательно отслеживает динамику политического процесса в республике

Посольство РФ в Молдавии внимательно отслеживает динамику политического процесса в республике

0
443
Рост ВВП в третьем квартале 2019 года ускорился до 1,7% в годовом сравнении

Рост ВВП в третьем квартале 2019 года ускорился до 1,7% в годовом сравнении

0
548
Фигурант "московского дела" Мартинцов останется под стражей по решению Мосгорсуда

Фигурант "московского дела" Мартинцов останется под стражей по решению Мосгорсуда

0
527
Европа идет на обострение c Россией

Европа идет на обострение c Россией

Виктория Панфилова

Ашхабад и Брюссель разрабатывают "дорожную карту" энергетического сотрудничества

0
4580

Другие новости

Загрузка...
24smi.org