Прошедший год для Ракетных войск стратегического назначения был, пожалуй, одним из самых сложных в их истории. Уже в его первую секунду ракетчики сдавали экзамен, заданный "проблемой 2000". Напомним, что накануне наступления 2000 г. мировая общественность опасалась, что системы управления войсками и оружием дадут сбои, связанные с неверным представлением даты в компьютерах. РВСН выдержали экзамен успешно, однако он оказался самым простым из тех, что пришлось сдавать ракетчикам в 2000 г.
АНТИРАКЕТНАЯ ИНИЦИАТИВА
В середине года в военном ведомстве разразился конфликт между министром обороны и начальником Генштаба. И хотя споры шли о перспективах строительства всех Вооруженных сил, главным "яблоком раздора" стали Ракетные войска.
Исходной базой для конфликта стала "концепция Квашнина" - комплекс предложений о реформировании ВС, - предусматривающая переход от стратегии "расширенного сдерживания" к "минимальному сдерживанию". Те средства, которые, по мнению Квашнина, удалось бы при этом сэкономить, должны были пойти на укрепление сил общего назначения.
Начальник ГШ предложил сохранить стратегическую триаду, но резко сократить ее наземную составляющую, то есть РВСН. По наиболее радикальному варианту к 2003 г. должно остаться 150 МБР. Предлагалось снять с дежурства все 360 ракет подвижного грунтового комплекса "Тополь", ликвидировать в РВСН армейское звено управления и сохранить в них 2 или 4 дивизии.
В результате длительных обсуждений в Минобороны и на августовском заседании Совета безопасности РФ были приняты менее радикальные решения, но и они предусматривали серьезные, хотя и согласованные с темпами выполнения договора СНВ-2 сокращения РВСН. Например, намечалось расформировать 10 ракетных дивизий (сейчас их насчитывается 19).
К декабрю 2000 г. в Генштабе были подготовлены конкретные предложения, в соответствии с которыми к 2005 г. в составе ВС помимо трех видов будет три рода войск. К их числу будут относиться РВСН и вновь создаваемые из РКО и ВКС Ракетно-космические силы или Космические войска.
Обращает на себя внимание, что все эти реформы базируются на решениях Совбеза. Однако нет сообщений об утверждении их указами президента или какими-то иными государственно-правовыми актами. Это выглядит по меньшей мере странным в условиях, когда речь идет о ракетно-ядерном оружии. Бросается в глаза и то, что Владимир Путин не утвердил, как намечалось, в декабре 2000 г. разработанный в Генштабе план строительства ВС России на 2001-2005 гг. Эксперты не исключают, что реформирование ВС и, в частности, СЯС пойдет несколько другим путем.
Для корректировки разработанных в июле-августе 2000 г. планов есть все основания. Гибель "Курска" вновь поднимает вопрос об обоснованности планов опоры на морские СЯС. Стало очевидно, что это требует принципиально другого уровня расходов, поскольку одновременно со строительством, ремонтом и модернизацией ПЛАРБ необходимо в экстренном порядке восстанавливать обеспечивающие силы и находящуюся в катастрофическом положении инфраструктуру флота.
Кроме того, приход к власти нового президента США, по всей видимости, повлечет за собой форсированное развертывание так называемой национальной ПРО (НПРО) США.
Нелогично в этих условиях переходить от "расширенного сдерживания" к "минимальному". Слом всей системы договоров по СНВ, который, по всей видимости, последует за разрушением Вашингтоном Договора по ПРО, сделает неактуальным запрет на МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). В этих условиях ракетное оружие РВСН по критерию "стоимость-эффективность" а также по возможностям наращивания числа боеголовок и возможностей преодоления ПРО окажется вне конкуренции среди других видов СЯС.
Анализируя процесс выработки военной политики России, нельзя не заметить, что она постоянно "бьет по хвостам". Укреплением СОН занялись лишь после пяти лет чеченского конфликта. Радикальное сокращение СЯС намечено в тот момент, когда крайне необходимы дополнительные аргументы для противодействия развертыванию ПРО территории США. Похоже, что дело здесь не в амбициях генералов, а в принципиальных пороках системы подготовки и принятия решений.
БОРЬБА ЗА ЕДИНСТВО
Заметим, что сообщения о грядущих сокращениях войск ракетчики восприняли относительно спокойно. Лишь однажды, 13 июля 2000 г., Военный совет РВСН публично обратился к начальнику Генштаба с просьбой не торопиться с резким сокращением ударной группировки, поскольку это "может иметь отрицательные политические, военно-технические и социально-экономические последствия для России". Сам главком заявил, что "судьбу РВСН определит политическое решение", поддержал предложение Владимира Путина о сокращении числа ядерных боеголовок до 1500 и выразил уверенность, что решение о сокращении вида на 80 тыс. человек будет выполнено.
Однако было заявлено, что "сокращение сложившихся управленческих структур, боевых и обеспечивающих частей одновременно с выводом ракетно-ядерного оружия из боевого состава значительно снизит порог безопасности и технологической дисциплины". Ракетчики также считают, что при сокращении необходимо сохранить профессиональное ядро специалистов-ракетчиков и решить большой комплекс социальных вопросов.
Собственно снижение численности личного состава войск идет непрерывно, а механизм предстоящих радикальных увольнений уже отрабатывается. В ракетных дивизиях, дислоцированных в Пермской, Ивановской и Новосибирской областях в 2000 г., начался эксперимент, который должен определить наиболее эффективные пути реформирования РВСН. Отметим, что первое из этих соединений вооружено железнодорожным ракетным комплексом (должен быть ликвидирован по СНВ-2), а два других - ракетами "Тополь" (сократить их предлагает Генштаб). По неофициальной информации, эксперимент связан с несением боевого дежурства в сокращенном составе.
В приватных беседах высокопоставленные офицеры РВСН не очень протестуют против лишения войск статуса вида. В то же время ракетчики изо всех сил борются за сохранение единства ударной, космической и информационной составляющей войск, то есть против переподчинения РКО и ВКС. Их позиция вполне понятна: Генштаб предлагает разрушить то, что построено большими трудами в последние три года.
Показательно, что аргументов за разделение общественности не представляется. По информации "НВО", руководство Генштаба надеется таким путем ускорить внедрение средств спутниковой связи и навигации в тактическое звено управления. Действительно, Сухопутные войска, ВДВ, ВВ МВД не имеют оборудования для приема информации из космоса, нет у них и квалифицированных кадров. Но это - проблема выбора приоритетов при заказе техники в самостоятельных, не зависящих ни от РВСН, ни от ВКС органах управления.
ОСНОВА СЯС
На фоне ожесточенных споров о судьбе войск ракетчики продолжили в 2000 г. реализацию долгосрочных планов развития своего вида ВС.
Приоритетной задачей для ударной группировки оставалось продолжение испытаний и развертывание ракетного комплекса "Тополь-М". За год с космодрома Плесецк осуществлено три успешных пуска этих ракет:
- 8 февраля 2000 г. - 10-й пуск для отработки управления в различных режимах с одновременной проверкой функционирования системы предупреждения о ракетном нападении;
- 26 сентября - 11-й с аналогичной целью (по неофициальным сообщениям, в ходе пусков проверялась возможность управления с помощью космической системы радионавигации);
- 27 сентября - первое летное испытание ракеты, запущенной с мобильной автономной пусковой установки (ПУ).
Новая ПУ, в отличие от "Тополя", позволяет осуществлять так называемое неполное вывешивание - стотонная установка в режиме дежурства опирается не только на опоры домкратов, но и на колеса. Это позволяет использовать новый комплекс на мягких грунтах, что повышает его маневренность и скрытность. Кроме того, автономная ПУ "Тополя-М" отличается способностью значительно дольше действовать без пополнения запасов материальных средств. По прогнозам ракетчиков, мобильный вариант комплекса будет поставлен на дежурство в конце 2002 - начале 2003 г., однако эти расчеты были выполнены еще до решений о сокращении темпов развертывания группировки.
Успешные пуски "Тополя-М" подтвердили правильность новой системы экспериментальной отработки, предусматривающей резкое сокращение числа натурных испытаний. Ранее до принятия комплекса на вооружение приходилось запускать от 15 до 35 ракет. Теперь значительная часть испытаний (все двигатели, 1-я и 2-я ступени, система управления) перенесена на землю, что позволило за 9 лет сэкономить 3,5 млрд. руб.
Уже после 10-го пуска в апреле 2000 г. Государственная комиссия подписала акт о принятии комплекса на вооружение, а в июне это решение было утверждено указом президента. Отметим, что "Тополь-М" стал первым за последние 12 лет сложным комплексом, принятым на вооружение во всех ВС России. Из двенадцати проведенных пусков лишь один был частично удачным (осенью 1998 г. ракета была подорвана из-за несанкционированного срабатывания системы аварийного уничтожения).
При этом, по словам главкома РВСН генерала армии Яковлева, использованы еще не все потенциальные возможности комплекса, который "будет определять облик российских СЯС в новом веке".
На фоне успехов в деле разработки "Тополя-М" бросается в глаза резкое сокращение в 2000 г. темпов его развертывания. Ранее планировалось, что в строй будут вводиться 20, в худшем случае - 10 ракет ежегодно. Удалось поставить на дежурство лишь четыре.
Решение о замедлении темпов, по всей видимости, было принято в начале года при утверждении гособоронзаказа. Главком РВСН обсудил его в начале марта в Татищево на совещании с представителями промышленности. По словам вице-премьера Ильи Клебанова (одного из противников быстрого развертывания "Тополей-М"), намечено ставить на дежурство лишь шесть ракет в год.
Но и это решение не было выполнено. Владимир Яковлев объясняет ситуацию неритмичным финансированием программы - основные финансовые потоки приходятся на четвертый квартал. Между тем цикл производства техники - более 9 месяцев. До штатного состава поставленный 26 декабря на дежурство в татищевской дивизии полк (третий по счету с "Тополем-М") будет дополняться уже в 2001 г.
Постепенный ввод в строй ракетного оружия продемонстрировал преимущество наземных сил перед другими компонентами СЯС - каждая выпущенная промышленностью ракета немедленно пополняет боеготовый ядерный арсенал. Такая технология неприемлема для ВМФ, в котором постановка в строй одной подлодки с 16 ракетами требует непосильной для России концентрации ресурсов.
Но и затягивать развертывание бесконечно нельзя. Это гибельно скажется на промышленной кооперации. Кроме того, по оценке известного специалиста генерал-лейтенанта запаса Льва Волкова, на 40% возрастут суммарные затраты на программу.
НА ЧЕМ ЭКОНОМИТЬ?
Компенсировать недофинансирование, по мнению командования РВСН, можно с помощью системы мероприятий. Первое из них - выбор приоритетов. Так, в 1998 г. основные средства концентрировались на программе "Тополь-М". Главком Яковлев объясняет это тем, что в противном случае пришлось бы дополнительно тратить на поддержание кооперации разработчиков и продление ОКР 0,85-1 млрд. руб. ежегодно.
Другой способ экономии - максимальное внедрение ресурсосберегающих технологий. Применительно к комплексу "Тополь-М" это реализуется прежде всего путем использования для развертывания новых ракет существующей инфраструктуры.
Так, ракетчики изначально отказались от строительства новых шахт, каждая из которых, по данным заместителя главкома РВСН по вооружению генерал-полковника Владимира Никитина, по стоимости составляет примерно половину ракетного полка. Кстати, в свое время прорабатывался вопрос о строительстве сверхглубоких - 200 м - шахт. Были даже начаты работы по их проектированию, однако анализ развития средств поражения показал ошибочность такого пути в соответствии с критерием "эффективность-стоимость".
В существующих шахтах при замене ракет обновляется лишь 25% оборудования ПУ, 30% остается без изменений, остальное - модернизируется или полностью убирается (например, заправочные коммуникации). Отметим, что шахтные ПУ татищевской дивизии относятся к категории объектов высокой защиты.
Не производятся и строительно-монтажные работы на самом сложном элементе комплекса - командном пункте полка. Заменяются лишь некоторые его системы: жизнеобеспечения, связи, боевого управления.
В то же время, при внедрении ряда элементов комплекса ракетчики решили не экономить. Так, его безопасность обеспечивает новая радиолучевая система охраны, подобной которой нет ни на одном объекте России. Она, например, позволяет обнаруживать подкопы и вторжение диверсантов с неба.
Большее внимание уделяется при внедрении "Тополя-М" и принципиально новой угрозе, исходящей со стороны высокоточного оружия потенциальных противников. По прогнозам экспертов, примерно через десять лет ВС США получат возможность уничтожать таким оружием шахтные ПУ РВСН. Для противодействия этому сооружения нового комплекса оборудованы системами пассивной защиты и маскировки, которые не позволят системам наведения ракет противника опознать шахту среди ложных объектов.
Коренным образом изменился подход к жилой зоне ракетного полка, в которой по несколько дней живут несущие дежурство военнослужащие. Офицеры размещаются в одно- и двухместных комфортабельных номерах, солдаты - в отдельных кубриках. Все они имеют возможность пользоваться сауной, бассейном, спортивным залом. Готовят пищу теперь не повара-солдаты, а дежурная смена квалифицированных контрактников. По словам офицеров-ракетчиков, многие солдаты с таким уровнем комфорта столкнулись впервые в жизни.
НЕРАДУЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Уменьшение темпов ввода в строй комплексов "Тополь-М" заставляет коренным образом пересмотреть перспективы развития ударной группировки РВСН, численность которой изменилась за 2000 г. незначительно.
По сравнению с официальной информацией, представленной в таблице, к началу 2001 г. в ней произошли некоторые изменения. Так, полностью выведены из группировки и сняты с вооружения ракеты РС-22 (SS-24 "Скальпель") шахтного базирования (именно вместо них поставлен полк "Тополей-М"). Таким образом, в РВСН число типов комплексов сократилось до пяти.
По неофициальным данным (ракетчики их не подтверждают, но и не опровергают), началось снятие с дежурства тяжелых ракет РС-20 в алейской дивизии. Отметим, что это вооружение подпадает под сокращение в соответствии с Договором СНВ-1, поэтому к концу 2001 г. в составе РВСН их должно остаться не более 154. Ракеты РС-20 должны в перспективе использоваться в качестве космических носителей, что и было проверено в ходе испытательного пуска 26 сентября 2000 г. (на орбиту было выведено пять космических аппаратов).
Замедление темпов поставок "Тополей-М" заставляет пересмотреть подходы к сокращению ракет других типов. Как заявил корреспонденту "НВО" генерал-полковник Никитин, РС-18 татищевской и козельской дивизий раньше замены их "Тополями-М" сниматься с дежурства не будут.
Для продления ресурса ежегодно одна ракета каждого типа снимается с боевого дежурства и разбирается с целью анализа характеристик металла. Установлено, что у РС-18 деформация стенок баков идет значительно медленнее, чем у тяжелых ракет. Это позволяет прогнозировать, что РС-18 смогут стоять на дежурстве не 30 лет, как сейчас установлено, а 35. Первые комплексы этого типа в варианте УР-100НУТТХ введены в строй в 1982 г., а значит, прослужат до 2017 г. В 2000 г. характеристики этой ракеты были подтверждены в ходе испытательного пуска, состоявшегося 1 ноября. Возможно, что при этом проверялось поведение в полете так называемой разгруженной ракеты (напомним, что в соответствии с Договором СНВ-2 число боеголовок РС-18 должно быть снижено с шести до одной).
Что другие условия СНВ-2 требуют оставить на вооружении к 2007 г. лишь 105 ракет этого типа, а тяжелые РС-20 ликвидировать полностью. При темпах ввода "Тополей-М" шесть ракет в год придется выбирать: какие шахты оставлять пустыми (ранее планировалось уже в 2003-2004 гг. начать замену РС-20 в одной из сибирских дивизий). Именно поэтому ракетчики считают, что ежегодно необходимо ставить на дежурство 10-20 "Тополей-М". Отметим, что если вводить в строй по 10 ракет ежегодно, начиная с 2005 г., то в 2017 г. численность наземной группировки составит примерно 160 МБР. Все они будут принадлежать к типу "Тополь-М".
Несмотря на предложения Квашнина о ликвидации старых "Тополей", в РВСН, в соответствии с долгосрочной программой, продолжались работы по продлению их ресурса. В частности, 11 ноября 2000 г. был успешно проведен учебно-боевой пуск с космодрома Плесецк.
Важно отметить, что, несмотря на все сложности, в Ракетных войсках по-прежнему поддерживается уникальный для российских ВС уровень боеготовности ракетного оружия - примерно 95%. Этого удалось добиться даже в случаях отключения электропитания объектов РВСН, которые имели место в сентябре 2000 г. Президент РФ Владимир Путин жестко отреагировал на подобные явления, и 13 сентября глава РАО ЕЭС запретил отключать от сети объекты РВСН.
Суммарные расходы на ударную группировку составили в 2000 г. 7% оборонного бюджета (в советские времена было примерно 9%).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОКО
Еще 4,2% бюджета Минобороны РФ ракетчики израсходовали на информационную и космическую компоненты. Их развитие, по словам Владимира Яковлева, с 1999 г. стало высшим приоритетом РВСН.
Ракетчики продолжали работы по тематике ВКС и РКО, несмотря на то, что, по некоторым данным, начальник ГШ издал директиву "О централизации военно-космической деятельности", предусматривающую выделение ВКС и РКО из состава РВСН и переподчинение их Генштабу. Впрочем, реальное выполнение этого решения потребует большого дополнительного финансирования, необходимого для проведения масштабных оргмероприятий как в центре, так и полигонах. В частности, по оценке специалистов, примерно на 30% придется увеличить штатную численность органов управления.
В 2000 г. удалось добиться некоторых важных результатов в развитии войск РКО. Так, приблизились сроки Государственных испытаний и постановки на боевое дежурство РЛС системы предупреждения о ракетном нападении "Волга" (г. Барановичи, Белоруссия).
Заступил на опытно-боевое дежурство оптико-электронный комплекс "Окно". Этот уникальный объект, построенный близ Нурека (Таджикистан) на высоте 2200 м, обеспечивает обнаружение космических объектов, определение их орбит, установление национальной принадлежности. РЛС системы контроля космического пространства такие задачи в полном объеме решать не могут, особенно когда речь идет о геостационарных спутниках.
После инициативы Владимира Путина о создании единой европейской системы ПРО Владимир Яковлев заявил, что у РВСН есть соответствующий задел, поскольку Россия владеет информационным полем, которое позволяет обеспечить безопасность Европы от ракетного нападения.
В контексте предложения России о создании Глобальной системы контроля за пусками ракет началось создание в Москве на базе одного из институтов РВСН Центра обмена данными от систем раннего предупреждения России и США.
КОСМОС
В 2000 г. РВСН продолжили выполнение плана развития военно-космической отрасли, рассчитанного на период до 2010 г. С трех космодромов выполнено 35 пусков ракет-носителей, из них 33 оказались успешными. На орбиту выведено 46 космических аппаратов (КА), что несколько больше, чем в 1999 г. Десять спутников представляют собой КА военного или двойного назначения. Анализ показывает, что число запусков медленно, но постоянно растет по сравнению с серединой 90-х годов. Спутниковая группировка России по состоянию на 1 декабря 2000 г. насчитывала 110 КА.
Среди космических запусков 2000 г. следует прежде всего отметить состоявшийся 16 мая первый старт ракеты-носителя "Рокот" с наземной ПУ 133-й площадки космодрома Плесецк. Программа "Рокот", в рамках которой сотрудничают РВСН, ГКНПЦ им. Хруничева и германская ДАЗА, предусматривает конверсию в космические носители снимаемых с дежурства боевых ракет РС-18.
Получающийся при этом легкий и дешевый носитель войдет, по прогнозу авторитетной фирмы "Тил груп", в число пяти основных ракет, которые будут доминировать на рынке запусков КА в период до 2008 г. Майский пуск с наземной ПУ (в 1990-1994 гг. "Рокот" запускался из шахты) позволяет снять ограничения, связанные с повышенной прочностью спутников и открывает ракете путь на рынок. На 2001 г. намечены два пуска "Рокота" с иностранными КА (ранее на орбиту выводились грузомакеты).
Всего на 2001 г. РВСН планируют 29 пусков в рамках Федеральной космической программы России и по соглашениям с иностранными государствами (планы стартов в интересах Минобороны, по традиции, не оглашаются). Шесть носителей взлетят из Плесецка, 22 - с Байконура, один ("Старт-1" - конверсионный "Тополь") будет запущен с космодрома Свободный. Последний запуск позволит вывести в космос шведский спутник "Один" (израильский "Эрос-А1 успешно стартовал 5 декабря 2000 г.).
Из предстоящих пусков следует особо отметить намеченный на начало февраля первый старт "Протона-М". Этот носитель создают по совместной программе РВСН, "Росавиакосмос" и ГКНПЦ им. Хруничева. Ракета получит более современную систему управления, что резко повысит ее точность а также повысит за счет полной выработки топлива экологическую безопасность. Одновременно будет испытан новый разгонный блок "Бриз-М".
РВСН предстоит испытывать и другую аналогичную технику - разгонный блок "Фрегат", разработанный НПО им. Лавочкина.
Пока точно неизвестно, будут ли запускаться в 2001 г. КА космической радионавигационной системы ГЛОНАСС. В 2000 г. состоялся один подобный пуск - 13 октября были выведены на орбиту три спутника. В настоящее время в группировке ГЛОНАСС числится 13 КА. Десять из них работают в штатном режиме, два - эталонные спутники, использующиеся для юстировки наземных систем, один аппарат находится в резерве. В 2001 г. два КА должны быть выведены из группировки.
В течение всего года российское правительство искало варианты спасения уникальной системы ГЛОНАСС. Эта задача стала особенно актуальной после того, как США в апреле отменили селективный доступ к информации своей космической навигационной системы НАВСТАР. Тем самым ГЛОНАСС потерял последний свой козырь - более высокую, чем у американской системы, точность.
Это еще более усложнило главную задачу - поиск платежеспособных потребителей информации ГЛОНАСС, без чего усилия по поддержанию спутниковой группировки будут бесполезными. В поисках выхода в начале 2000 г. Россия предложила Китаю стать партнером в ГЛОНАСС. Это вопрос обсуждался в течение года неоднократно, однако публично об итогах переговоров ничего конкретного не сообщалось.
В рамках конверсионных программ в 2001 г. с космодрома Байконур с иностранными спутниками стартуют ракеты "Днепр" (предположительно - бывшие МБР алейской дивизии РВСН).
Ракетчики рассчитывают, что конверсия снимаемых с дежурства боевых ракет позволит заработать до 20 млрд. руб. Значительную часть этих средств планируется направить на расширение космодрома Плесецк. В феврале 2000 г. Военный совет РВСН выработал направления его развития в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. Начиная с 2006 г. перенос военных и многих коммерческих программ из Казахстана в Архангельскую область даст экономию примерно 1 млрд. руб. в год.
Россия арендует Байконур с 1994 г. сроком на 20 лет, выплачивая начиная с 1999 г. Астане ежегодно по 115 млн. долл. В 2000 г. эти деньги были выплачены сполна, но такое финансовое бремя, конечно, хотелось бы снизить. В этом свете программы РВСН, базирующиеся на единстве военных и космических проектов, трудно переоценить.
Боевой состав ударной группировки РВСН | |||
Наименование ракеты | Вид образования | Число ракет (боеголовок) | |
Сентябрь 1990г. | Июль 2000г. | ||
РС-10 (SS-11) | шахтное | 326(326) | 0 |
РС-12 (SS-13) | шахтное | 40 (40) | 0 |
РС-16 (SS-17) | шахтное | 47 (188) | 0 |
РС-20 (SS-18) | шахтное | 308 (3080) | 180 (1800) |
РС-18 (SS-19) | шахтное | 300 (1800) | 150 (900) |
РС-22 (SS-24) | шахтное | 56 (560) | 10 (100) |
РС-22 (SS-24) | мобильное железнодорожное |
33 (330) | 36 (360) |
"Тополь" (SS-25) | мобильное грунтовое |
288 (288) | 360 (360) |
"Тополь-М" (SS-27) | шахтное | 0 (0) | 20 (20) |
Всего | 1398 (6612) | ═ | 756 (3540) |