-Вячеслав Дмитриевич, Ковров - один из самых насыщенных оборонными предприятиями городов России. ОПК переживает тяжелейший кризис, который не может не отражаться на положении города. Ковров берет деньги у области или дает ей?>
- Во Владимирской области сейчас три города-донора, остальные дотационные. Мы за последние два года превратились в донора. На 80% поступления в городской бюджет состоят из платежей крупных предприятий. В свою очередь, 60-65% этой суммы поступает от оборонных заводов.
- А долги у заводов перед городским бюджетом есть?>
- Есть, причем довольно большие - 124 миллиона рублей. Завод имени Дегтярева (ЗИД) должен городу 69 миллионов, экскаваторный - 22 миллиона, механический и электромеханический - по 7 миллионов, остальные - несколько меньшие суммы. Замечу, что все должники - оборонные предприятия. Исключение - экскаваторный.
Надо отметить, что общая сумма долга постепенно сокращается.
- А вы анализировали, почему образовался такой большой долг?
- Анализировать тут особо нечего. Приведу лишь один факт: государство в лице Минобороны, бывших "Росвооружения" и "Промэкспорта", ряда других органов должно заводам за поставленную продукцию примерно 360 млн. руб. Плюс долги других предприятий, образовавшиеся в конечном счете из-за невыполнения государством своих обязательств.
- А что произойдет, если вы попытаетесь, например, потребовать немедленного возврата долга перед бюджетом?
- Нами уже давно просчитано, что при этом произойдет. Мы обескровим заводы, поскольку все их деньги уйдут на погашение задолженностей по налогам перед бюджетом. Оборотных средств у них не останется вовсе. Но при этом мы рубим сук, на котором сидим.
К сожалению, именно так поступают "противоестественные" монополисты - энергетики и газовики, которые буквально выпотрошили в 2000 году и заводы, и городской бюджет.
Мы же все время пытаемся найти компромиссные решения, учитывающие интересы и заводов, и города. В 1999 году заключили с предприятиями - крупными налогоплательщиками соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В соответствии с ним заводы обязались не только вовремя платить налоги, но и сохранять рабочие места, увеличивать объемы производства, готовить кадры, наращивать экспортный потенциал.
Есть обязательства перед каждым заводом и у администрации.
- Но ведь вы, в сущности, разрешаете заводам не выполнять закон.
- Нет, закон мы не нарушаем. Просто приходится исходить из сложившейся реальности. А реальная жизнь не всегда укладывается в "прокрустово ложе" законов. Да, соглашение как юридический документ ничем не подкреплено, но в нем согласованы те ориентиры, которым мы и поныне следуем.
- Используете ли вы погашение задолженности методом взаимозачетов?
- В былое время мы активно пользовались взаимозачетами. Например, энергетикам платили только зимой, когда совсем подпирало, а в остальные сезоны удавалось от 10 до 16 миллионов рублей в год перечислять энергетикам в порядке взаимозачетов. Ныне это запрещено.
Формально и город должен был полностью перейти на реальные платежи. Однако нужно учитывать, что все последние годы за счет взаимозачета городская казна пополнялась не менее чем на одну треть. И по меркам области это считалось вполне нормальным. В один день такое положение не изменишь. Поэтому нам с заводами и ныне приходится выстраивать джентльменские отношения, что называется, под честное слово перечислять друг другу средства и тут же возвращать их обратно.
Ведь у завода всегда есть долги перед бюджетом, у администрации есть долги перед муниципальными предприятиями, а у муниципалов всегда есть долги перед заводом.
- А кто от этого выигрывает?
- Все. Но прежде всего заводы, поскольку у них не растут штрафы и пени. Зачастую последние уже больше, чем сам долг. Так, по ЗИДу они составляют 78 миллионов рублей, по мехзаводу - 14 миллионов, по электромеханическому - 16 миллионов.
Я сам пришел на должность мэра с экскаваторного завода. И раньше, и сейчас считал, что штрафы и пени с промышленных предприятий брать - дело дохлое. Надо заниматься реальным делом, а не болтаться по судам.
- Видимо, налоговая инспекция и различные государственные фонды такую позицию не разделяют?
- В этих структурах тоже работают люди, не оторванные от реальной жизни. А в реальной жизни они зависели и будут зависеть и от народа, и от местной власти. И если бы даже кто-то из налоговых органов очень захотел, то вряд ли у них получится по жизни занимать такую позицию: дескать, мы подчиняемся только федералам, а здесь как бы временно проживающие. Поэтому что касается налоговиков, то их усилия, как мне представляется, должны быть направлены на погашение не только федеральных долгов.
- С точки зрения главы города вы видите разницу между государственным предприятием и частным, акционерным? И с кем легче работать, с вашей точки зрения?
- У меня проблем нет ни с акционированными, ни с госпредприятиями.
Другое дело если бы государство приватизировало приборостроительный завод, то мертвого предприятия мы бы в городе не имели. Оно по-прежнему в списке тех, чья приватизация запрещена.
Между тем это единственное в бывшем Советском Союзе предприятие, построенное за огромные деньги для выпуска радиоуправляемых взрывателей. Оборудование на миллионы долларов стоит невостребованное. Я обращался к руководителям боеприпасной отрасли, но у меня возникло ощущение, что острота проблемы там воспринимается неадекватно.
Сейчас много зависит от менеджмента, а все высшие управленцы госпредприятий выросли совершенно в другой среде. Это поколение в одночасье не сменится. В то же время в России вырос слой совершенно новых людей, предпринимателей. С теми из них, кто ориентирован на реальную экономику, можно нормально работать, и производство, попавшее под их контроль, развивается.
- Но вы не можете контролировать капиталиста, влиять на его стратегию.
- Что значит контролировать?
Мы хорошо знаем новых собственников предприятий Коврова. Городское руководство постоянно посещает собрания акционеров, разбирается в том, кто и какие задачи перед собой ставит и какое влияние имеет. Проблемы тут случаются, но мы, например, видим, что холдинговая компания "НПК", которая владеет крупными пакетами акций ЗИДа и Ковровского механического, живет интересами завода. Мы много лет знаем представителя холдинга в Коврове - Сергея Владимировича Крючкова, видели, как он участвовал в спасении завода от искусственного банкротства. Город понимает, что у нас есть общие интересы, и нам нет нужды его "контролировать".
- А есть ли в городе крупные войсковые части?
- У нас находится учебный центр Московского военного округа, который каждые полгода выпускает 6-7 тысяч младших специалистов.
- Наверное, он постепенно сокращается?
- Напротив, развивается. В июле 2000 года открылись курсы младших лейтенантов. С командующим Московским военным округом Игорем Пузановым обсуждаем вопрос об открытии школы прапорщиков.
- Но ведь для города это - дополнительная нагрузка, поскольку Вооруженные силы не всегда нынче платят за энергию, тепло и тому подобное.
- Важнее другое - военные здесь находятся с незапамятных времен. Они вписались в жизнь города, в некотором смысле стали для нас структурным подразделением города. Они помогают нам, мы - им. В прошлом году для офицеров два дома заложили.
Ковров-Москва