С 16 по 24 июня в местечке Ле Бурже под Парижем проходит очередной международный авиакосмический салон. Свои достижения демонстрируют в эти дни крупнейшие корпорации, определяющие основные мировые тенденции в сфере авиации и космоса.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОЗЫРИ
Российскую Федерацию представляют на нынешнем салоне фирмы, всемирно известные брендами - "Сухой", "МиГ", "Камов", "Миль", "Яковлев", а также "Рособоронэкспорт", ставший правопреемником "Росвооружения" и "Промэкспорта". Особое внимание приковано к экспозиции Авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой", на которой широко представлен практически весь экспортный ряд моделей самолетов семейства "Су", в том числе многофункциональные истребители Су-27СК, Су-30МК и Су-35, учебно-боевые Су-35УБ, самолеты корабельного базирования Су-33. В программе показательных полетов принимает участие двухместный многофункциональный истребитель Су-30МК, который пилотирует Игорь Вотинцев. По своим характеристикам эта машина соответствует самолету поколения "4+" и обеспечивает поражение высокоточным управляемым оружием не только воздушных, но и всего спектра наземных и морских целей.
Не случайно, что в ходе посещения авиасалона 19 июня президент Франции Жак Ширак побывал на выставочных стендах корпорации "Сухой" и осмотрел на статической стоянке истребитель Су-30МК. Пояснения президенту Франции давали вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, а также генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян. Отметим, что по результатам 2000 г. более 50% всего объема экспорта российских вооружений составляют самолеты марки "Су".
В программе пребывания Ильи Клебанова в Париже предусмотрены его встречи и переговоры с ключевыми фигурами французского ВПК. Ожидается, что на них пойдет речь о практической реализации ряда проектов в сфере двустороннего военно-технического сотрудничества. Один из таких проектов - программа создания учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ уже перешла в финальную стадию. На данном самолете установлены французский двигатель и авионика. Как было объявлено на авиасалоне генеральным директором и генеральным конструктором РСК "МиГ" Николаем Никитиным в августе-сентябре 2001 г., участники этого проекта приступят к совместным сертификационным испытаниям самолета МиГ-АТ. После их завершения начнется продвижение указанных самолетов на мировой рынок. Объем первых двух контрактов, практическая проработка которых уже ведется, может составить около полусотни МиГ-АТ.
КОНКУРЕНТ "ШАТТЛА"
Редкий посетитель не проявит внимания к уникальному российскому летательному аппарату "Байкал". И не только потому, что он был доставлен во Францию как большой секрет россиян, полностью зачехленный от посторонних глаз и открытый для всеобщего обозрения в первый день работы выставки. "Байкал" интересен главным образом как новое воплощение человеческих возможностей и передовых технологий. Функционально он представляет собой первую ступень ракеты-носителя "Ангара", но одновременно это - своеобразный беспилотный самолет, который, отработав как ракетный ускоритель, возвращается на аэродром, совершает посадку и может быть использован вновь. Такая схема воплощает новую концепцию многоразовости, существенно отличающуюся от той, что реализована на "Шаттле". Американцы повторно используют орбитальную ступень (космический самолет), которая в несколько раз тяжелее, чем полезная нагрузка, выводимая ею на орбиту. Недаром стоимость доставленного в космос "Шаттлом" груза, вопреки первоначальным расчетам, оказалась больше, чем при использовании одноразовых ракет-носителей.
Другим многократно используемым элементом американской системы планировалось сделать твердотопливные ускорители, однако процесс их приземления, доставки и повторного наполнения топливом весьма сложен и дорог. Специалисты Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и НПО "Молния", спроектировавшие "Байкал", сделали многоразовой самую тяжелую и дорогую часть комплекса - первую ступень. Более того, был предложен чрезвычайно экономный и удобный способ ее возвращения на землю. "Байкал" за две минуты разгоняет ракету-носитель до скорости, в шесть раз превышающей звуковую, а затем переходит в самостоятельный полет. Раскрываются крылья, запускаются вспомогательные воздушно-реактивные двигатели, расположенные в носовой части, и ракета превращается в самолет. Он способен выйти в район аэродрома и, выпустив шасси, совершить автоматическую посадку.
Помимо экономических выгод новая концепция многоразовости радикально расширяет возможности космодромов. Известно, что все мировые площадки для запуска космических аппаратов имеют очень узкие разрешенные сектора пусков. Это связано с тем, что отработавшие первые ступени носителей при падении на землю создают угрозу людям и строениям, а также, в некоторых случаях, отравляют окружающую среду токсичными компонентами топлива.
Узость секторов пуска (для российских космодромов, как правило, в северо-восточном направлении) влечет за собой невозможность вывода спутников на некоторые орбиты. "Ангара" с "Байкалом" становится всеазимутальной ракетой и позволяет решить эту проблему.
Летно-конструкторские испытания нового изделия планируется начать в 2003 г. на космодроме Плесецк, где идет переоборудование под "Ангару" стартового комплекса, созданного в свое время для ракет-носителей "Зенит".
Создание универсального семейства ракет-носителей "Ангара" - обширная государственная программа, на которую делают основную ставку Космические войска Минобороны РФ и Росавиакосмос.
ПОД ЗВЕЗДОЙ ДАВИДА
Авиасалон в Париже высвечивает не только весомые достижения российского авиапрома, но его провалы. Никогда раньше такое количество российских самолетов и вертолетов не выставлялось на международном салоне под марками зарубежных компаний и чужими флагами. Если прежде иностранцы представляли лишь проекты модернизации российской авиатехники, то ныне речь идет о серийном производстве новых машин и даже о перспективных проектах.
Так, новый учебно-тренировочный самолет итальянской компании "Аэромакки" М-346 (в Ле Бурже показан его полномасштабный макет) - это почти точная копия российского Як-130. Сотрудничество по этой машине идет давно, но то, что яковлевская фирма полностью лишилась прав на спроектированный в России самолет (точнее, на его планер), стало одной из самых неприятных сенсаций авиасалона.
Специалисты предрекают М-346 блестящее будущее. Уже сейчас он борется с УТС "МАКО" корпорации EADS за право стать единым тренировочным самолетом объединяющейся Европы. Но если на этом рынке можно говорить лишь о потере отчислений российским конструкторам, то в других регионах М-346 может стать прямым конкурентом отечественных образцов. Недавно презентация итальянской машины успешно проведена в Индии, где одним из главных конкурентов на победу в конкурсе был МиГ-АТ.
В ряду неприятных сюрпризов - Ми-24 узбекских ВВС с бортовой аппаратурой французской фирмы "Сажем", израильский вариант Ми-8 и реклама вариантов модернизации российской авиатехники, которые предлагают румынские (МиГ-21 и МиГ-29) и литовские (Ми-8 и Ми-17) фирмы.
Но главный удар по имиджу России - штурмовик Су-25КМ, несущий на крыльях символику Израиля и эмблему компании "Элбит системс". Машина получила новое имя - "Скорпион", и, в отличие от прародителя, может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета соответствует стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них - самые современные средства поражения, такие как ракета Р-73 и, в перспективе, Х-31.
Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого". Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, "развели" бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни, тем более, в СНГ не урегулированы.
Стоимость превращения Су-25 в "Скорпион", по оценке российских специалистов, составляет примерно 2 млн. долл. Таким образом, за относительно небольшие деньги (новый Су-25 стоит не более 5-6 млн. долл.) потенциальный заказчик получает самолет, который оптимально подходит для действий в локальном конфликте, а в воздушном бою вполне сможет противостоять истребителям второго и третьего поколений.
К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин. Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине. "Скорпион" не просто лишает заказов российских конструкторов, имеющих отличные наработки (Су-25Т, Су-25ТМ), но и выбивает Россию с рынка, который в Москве, по словам гендиректора "Рособоронэкспорта" Андрея Бельянинова, считают самым главным.
Здесь в Париже стала известна сенсационная новость о том, что недавно в Израиль из Эфиопии для прохождения модернизации прибыл истребитель Су-27. Семь подержанных самолетов этого типа, выведенных из состава ВВС РФ и переданных АВПК "Сухой", были проданы Адис-Абебе в 1998 г. компанией "Промэкспорт". Уже тогда ряд отечественных экспертов по торговле оружием предупреждал о плохой проработке контракта и потенциальной опасности сделки. К их доводам не прислушались, и теперь израильские конструкторы получили в свое распоряжение самолет, составляющий основу ВВС РФ и являющийся главным предметом российского оружейного экспорта.
Очевидно, что израильтяне на Эфиопии не остановятся. Они, например, могут предложить свои услуги Китаю, выпускающему Су-27 по лицензии. Получить контракт будет нетрудно - Пекин и Тель-Авив давно и успешно сотрудничают по перспективному легкому истребителю F-10. Так что не исключено, что лучший российский истребитель со звездой Давида станет главным экспонатом в Ле Бурже на следующей выставке в 2003 г.
Среди главных интриг авиасалона - соперничество США и объединенной Европы и, в частности, корпораций "Боинг" и "Эрбас". Последняя впервые покажет на салоне полноразмерный макет салона сверхбольшого аэробуса А380, открывающего новую эру в пассажирских перевозках. Бой американским конкурентам намерены дать разработчики истребителя "Еврофайтер", ожидается подписание первых контрактов на закупку создаваемого европейского транспортного самолета А400.
Ле Бурже, Париж