0
1090
Газета Вооружения Интернет-версия

29.06.2001 00:00:00

"Сухие" в небе Франции

Тэги: авиакосмический, салон, Ле Бурже, Сухой


Свои достижения в ходе работы 44-го международного авиакосмического салона в Ле Бурже демонстрировали 1800 участников из 43 стран мира. Российскую Федерацию представляли почти 50 предприятий, выступивших под эгидой "Рособоронэкспорта" и "Авиаэкспорта". Однако особое внимание посетителей и экспертов было привлечено к экспозиции Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) "Сухой" и "ОКБ Сухого", которая стала своеобразной витриной современного состояния оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Не случайно президент Франции Жак Ширак в ходе осмотра выставки 19 июня посетил стенды корпорации "Сухой" и ознакомился с представленными там экспонатами.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

В Ле Бурже выставлялся практически весь экспортный ряд знаменитого семейства "Сухих": истребители Су-30МК, Су-32, Су-33, Су-35, ударный оперативно-тактический самолет Су-24МК, штурмовик Су-25, а также спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, учебно-тренировочный Су-49, и легкий самолет сельскохозяйственной авиации Су-38Л. В программе показательных полетов принял участие многофункциональный истребитель Су-30МК с бортовым номером 502, который пилотировал шеф-пилот "ОКБ Сухого" Игорь Вотинцев.

Впервые эта машина, разработанная "ОКБ Сухого" и построенная Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО), была представлена в конце 2000 г. на авиасалоне в Чжухае (КНР). Истребитель Су-30МК предназначен для поражения воздушных целей современными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения большой, средней и малой дальности, а также для действий по наземным и морским целям. Самолет имеет нормальную взлетную массу 24,9 тонны, максимальная же взлетная масса может составить 34 тонны.

На 12 точках подвески могут размещаться авиационные средства поражения (АСП) общей массой 8 тонн. В Ле Бурже в составе АСП Су-30МК демонстрировались управляемые ракеты (УР) "воздух-воздух" Р-73Э, Р-77 (РВВ-АЕ), Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, УР "воздух-поверхность" Х-29ТЭ с телевизионной системой самонаведения, Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения, противорадиолокационные УР Х-31П, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр. По общему признанию, Су-30МК стал одним из фаворитов парижского авиасалона. В ходе работы выставки машину осмотрели несколько представительных военных делегаций ряда стран АТР, с которыми в настоящее время ведутся переговоры на предмет поставки туда этого истребителя. Для них была проведена презентация данного проекта и даны детальные пояснения по всем имевшимся вопросам.

ЛИДЕР ОРУЖЕЙНОГО ЭКСПОРТА

Тема экспорта авиатехники марки "Су" стала одной из ключевых и в ходе пресс-конференции, которую дал в Ле Бурже генеральный директор АВПК "Сухой" - "ОКБ Сухого" Михаил Погосян. Он подчеркнул, что на 44-м парижском авиасалоне корпорация "Сухой" представляет все основные направления своей деятельности. Они связаны с модернизацией авиатехники, созданием самолета нового поколения, освоением новых технологий, развитием гражданских программ, обеспечением послепродажной поддержки авиатехники. Михаил Погосян особо отметил такие программы, как создание самолетов Су-32 и Су-30МКИ с передним горизонтальным оперением и управляемым вектором тяги, модернизацию базовых машин Су-24М и Су-25, созданием опытного самолета с крылом обратной стреловидности С-37 "Беркут".

Руководитель корпорации "Сухой" сообщил, что 2001 г. станет для нее рекордным по продаже авиационной техники, а объемы экспортных поставок превысят показатели прошлого года более чем в 2 раза. По его словам, общий объем поставок авиатехники марки "Су" по реализованным контрактам за последние 10 лет превысил 12 млрд. долл. "Мы уверенно двигаемся вперед. Это достигается благодаря дружной работе всей кооперации и сотрудничеству с "Рособоронэкспортом", - подчеркнул Погосян. Он отметил, что в ближайших планах АВПК "Сухой" - получение права на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности. Предусматривающей прежде всего более активную работу АВПК "Сухой" по послепродажному обслуживанию авиационной техники и по созданию перспективного авиационного комплекса. Одновременно будет продолжен курс на более тесную координацию деятельности с ФГУП "Рособоронэкспорт", которая базируется на недавно подписанном соглашении о сотрудничестве.

На теме отечественного истребителя пятого поколения сделал особый акцент и вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, заявивший, что Россия должна сделать это не позже конца текущего десятилетия. По его словам, в настоящее время АВПК "Сухой" находится в тройке мировых лидеров по экспорту истребителей. Однако имеющегося экспортного потенциала боевых самолетов марки "Су" хватит только на ближайшие несколько лет. Именно поэтому необходимо предпринимать меры по созданию перспективного авиационного комплекса пятого поколения. Как отметил Илья Клебанов, изыскать необходимые средства для запуска этой программы можно за счет концентрации ресурсов по трем направлениям: собственные средства корпорации "Сухой" за счет экспорта, бюджетное финансирование, а также направление на эти цели части доходов, получаемых страной за счет продажи вооружений на мировых рынках.

Это позволит российскому истребителю пятого поколения выйти на мировой рынок одновременно с появлением там американского истребителя JSF.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В целом, как следует из прозвучавших в Ле Бурже заявлений руководителей АВПК "Сухой" и "ОКБ Сухого", корпорация находится в хорошей форме и нацелена на дальнейшее развитие. В ближайшее время выйдет в свет указ президента РФ, в котором будет четко прописан механизм создания в ее рамках единой интегрированной структуры. Отметим в этой связи на примере "ОКБ Сухого", что после того, как его возглавил Михаил Погосян, позитивная динамика в деятельности этого предприятия начала преобладать.

Удалось существенно продвинуться вперед в решении одной из важнейших задач - реорганизации системы управления ОКБ. Во многом благодаря этому своевременно завершен важный этап работ по программе Су-30МКК и начата поставка самолетов в КНР. В конце 2000 г. был подготовлен к началу испытаний первый серийный самолет Су-30МКИ. Совместно с ВВС РФ велась работа по ряду программ в интересах Минобороны России, в том числе по модернизации самолетов Су-27 и Су-30. В минувшем году чистая прибыль "ОКБ Сухого" по сравнению с 1999 г. увеличилась в 2,1 раза и составила 445,8 млн. рублей, что является наивысшим результатом за последние годы.

В долгосрочном плане комплекс "Сухой" намерен ориентироваться не только на военную технику. Помимо поставок истребителей во Вьетнам, Китай, Индию и Эфиопию, за последнее время иностранным заказчикам продано 166 спортивно-пилотажных самолетов. Завершаются работы по созданию двух новых самолетов, один из которых Су-49. В ходе работы парижского авиасалона компании "Боинг", "Гражданские самолеты Сухого" и ОКБ имени Илюшина достигли соглашения о начале работ по созданию регионального самолета вместимостью до 100 пассажиров для его дальнейшего продвижения на мировой рынок. Диверсификация деятельности корпорации "Сухой" позволит увеличить объем инвестиций в перспективные программы, для финансирования которых планируется направлять 15% экспортной выручки.

В Ле Бурже впервые прозвучали некоторые подробности относительно состояния проекта С-37 "Беркут", перспективы которого были охарактеризованы как "блестящие". Машина уже преодолела сверхзвуковой барьер и в ходе последних полетов достигла скорости М=1,55. Сейчас осуществляется отработка режима сверхманевренности С-37. Полученные результаты будут использованы в ходе работ по созданию истребителя пятого поколения.

ОТВЕТЫ НА НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

В Ле Бурже был продемонстрирован штурмовик Су-25КМ "Скорпион", представленный израильскими фирмами "Elbit", "Elgad" и Тбилисским авиазаводом. Ранее на международных выставках вооружений израильская авиапромышленность уже показала варианты модернизации истребителя МиГ-21, а также вертолетов Ми-8 и Ми-24. Тогда, как впрочем и теперь, сенсацией это не стало - всего лишь обычная практика конкурентной борьбы, которая становится все более острой. Это, кстати, отметил в своем заявлении для прессы в связи с началом работы 44-го парижского авиасалона генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов.

Израиль традиционно занимает нишу на рынке модернизации авиационной техники. Реальный опыт показывает, что предложение по модернизации - это еще не контракт. Свыше пяти лет презентуют израильско-румынский проект модернизации МиГ-21, получивший название "Лансер". Из 45 стран, эксплуатирующих более 3,3 тыс. истребителей МиГ-21, интерес к "Лансеру" проявили лишь Кампучия и Эфиопия. Гораздо большее внимание привлекает к себе предложенный Россией МиГ-21-93. Аналогичная ситуация складывается и вокруг вертолетов советского производства. Так, Индия с пониманием восприняла рекомендации Москвы отложить рассмотрение израильских предложений по модернизации Ми-8/Ми-17 до презентации на салоне МАКС-2001 российской версии усовершенствования машин данного типа.

К тому же не следует забывать о ценовом критерии. Израильские предложения стоят больших денег. Едва ли бедные страны Африки, а также государства СНГ, где сосредоточен значительный парк Су-25, позволят себе дорогостоящие валютные затраты. Российские предложения могут оказаться для них куда более привлекательными. В Ле Бурже Михаил Погосян сообщил, что корпорация "Сухой" совместно с Минобороны РФ и потенциальными заказчиками активно ведет работы по направлениям модернизации Су-25. По его словам, "наши предложения дадут самый оптимальный вариант, так как именно разработчик досконально знает все тонкости".

Ну а для кредитоспособных заказчиков корпорация "Сухой" может предложить разработанный на базе Су-25 многоцелевой штурмовик Су-39, по критерию "эффективность-стоимость", намного превосходящий израильско-грузинский Су-25КМ "Скорпион". Су-39 может нести 16 противотанковых УР "Вихрь", способных поражать на дистанции до 10 км наземные, морские и воздушные цели. В состав вооружения также входит широкая номенклатура ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

В целом можно констатировать, что участие АВПК "Сухой" в 44-м парижском авиакосмическом салоне позволило еще раз подтвердить лидирующую роль России в сфере производства современных боевых авиационных комплексов, способных на равных конкурировать с ведущими авиастроительными корпорациями США и Западной Европы.

Париж-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
903
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1534
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1113
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
593

Другие новости