Наше государство почти утратило способность целенаправленно управлять сложными военно-техническими проектами. Достаточно привести один пример: программа вооружения на 1996-2005 гг. за первые пять лет была обеспечена финансами на 19%. Пришедшая ей на смену госпрограмма 2001-2010 до сих пор не утверждена президентом ввиду ее нереалистичности и необеспеченности финансами. Государство в 2001 г. вновь оказалось неспособным выполнить свои обязательства даже перед теми предприятиями, которые создают или поддерживают в боеспособном состоянии российские СЯС.
Выживание предприятий ОПК ныне зависит в основном от их собственной финансовой и технической политики. Причем, как показывает практика, в наилучшем положении оказываются те из них, кто находит оптимальный баланс между работами по государственному и экспортному заказу, максимально использует научно-технические заделы, выходит на международный рынок с принципиально новыми товарами и услугами. Такую политику стремится воплотить в жизнь Научно-производственное объединение (НПО) машиностроения (г. Реутов Московской обл.). Его руководство заявило о программе "прагматичный космос", которая основана на "трех китах":
- разработка и изготовление малых (а значит недорогих) спутников, пользующихся все большим спросом в мире;
- широкое использование для коммерческих запусков снятых с боевого дежурства МБР;
- освоение нового космодрома "Свободный";
- создание коммерческих спутниковых систем как конверсионных вариантов комплексов военного назначения.
В июне на международном салоне в Ле Бурже НПО машиностроения впервые продемонстрировало программу создания системы малых космических аппаратов (КА), предназначенных для дистанционного зондирования Земли. Спутники системы базируются на единой платформе, имеют массу 800 кг (из них 250 кг полезной нагрузки), высоту орбиты - 500 км, позволяющую минимизировать расход топлива на орбите и увеличить время жизни аппарата до 5-7 лет.
В наиболее продвинутой фазе находится спутник с радиолокатором "Кондор-Э". Он обеспечивает получение изображений земной поверхности с разрешением около 1 м в двух полосах обзора шириной 500 км слева и справа от трасы полета. Каждый снимок позволяет получить изображение участка местности размером не менее 10 на 10 км. Результаты съемки на этом же витке передаются на Землю в цифровой форме по радиоканалу.
Подобные изображения необходимы многим государственным структурам, однако руководители НПО машиностроения рассчитывают на более широкий рынок. Так, в настоящее время мир переживает бум спроса на полученные из космоса фотоснимки. Их заказчиками стали картографы, торговцы недвижимостью, фермеры, строители. Однако значительная часть поверхности Земли почти постоянно скрыта за облаками. Тут американский "Иконос", открывший мировой рынок космических изображений с разрешением 1 м, бессилен. Эту нишу рассчитывают заполнить создатели "Кондора-Э".
Рынок радиолокационных изображений еще только создается. Американский сверхдорогой гигант "Лакросс" используется лишь в разведывательных целях, европейский "Энвисат" только готовится к эксплуатации. "Кондор-Э", как заявил корреспонденту "НВО" заместитель генерального конструктора НПО машиностроения Владимир Витер, начнет работать в 2003 г. Ныне на предприятии собирается самая сложная его часть - антенна РЛС.
В перспективе планируется нарастить возможности "Кондора-Э" за счет интерферометрических методов сбора и обработки радиолокационной картины. В результате можно будет получать объемные изображения земной поверхности и объектов на ней. Известно, что США в 2000 г. провели с "Шаттла" объемную съемку значительной части территории планеты, радикально решив тем самым одну из самых сложных военных задач - подготовку полетных заданий для оружия, имеющего высокоточные системы наведения (например, для крылатых ракет).
Очевидно, что "Кондор-Э" может решать широкий комплекс задач в интересах ВС РФ. По оценке экспертов, система таких спутников обеспечит разведку основных районов земного шара с периодичностью 2-3 часа.
Параллельно с "Кондором-Э", но с некоторым отставанием создается спутник оптико-электронного зондирования, работающий в видимом диапазоне спектра. Он будет иметь полосу обзора 1200 км и сможет передавать на наземные станции информацию для формирования за один проход объемных изображений участков местности полосой до 17 км и протяженностью 400 км с разрешающей способностью примерно 1 м. В настоящее время завершена разработка эскизного проекта этого КА.
И тот и другой спутник планируется выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя "Стрела". Она представляет собой переоборудованную МБР РС-18, созданную кооперацией предприятий во главе с НПО машиностроения в 70-е годы. В отличие от другого "гражданского" варианта этой ракеты - "Рокот", - строящегося в ГКНПЦ имени Хруничева, на "Стреле" не устанавливается дополнительный разгонный блок. Это несколько снижает массу выводимого на орбиту КА, но зато существенно удешевляет систему и делает ее более надежной. Для того чтобы программа окупилась, требуется запустить всего 5 спутников. Аналогичный показатель у "Рокота", по оценке экспертов НПО машиностроения, - 45 пусков. В космические носители может быть переоборудовано более 150 ракет РС-18. Реутовцы уже имеют контракт с "Интерспутником" на запуск с помощью "Стрелы" двух малоразмерных спутников связи "Руслан-ММ".
Интерес к таким КА растет, особенно после конфликтов
90-х гг., когда ряд малых стран убедились в том, что западные страны, владеющие большими многоканальными спутниками связи, могут при определенных условиях отключить от каналов "нежелательных" потребителей. Эксперты "Интерспутника" объявили, что они намерены закупить до 100 подобных КА.
Другой удешевляющий пуски фактор - использование для старта "Стрелы" существующих шахт МБР (для "Рокота" пришлось построить специальный стартовый комплекс в Плесецке). Специально для этого сохранено 5 ракетных пусковых установок на космодроме "Свободный" (Амурская обл.). НПО машиностроения совместно с Московским институтом теплотехники тратят на его содержание примерно 10 млн. руб. в год. Правда, первый испытательный запуск "Стрелы" будет выполнен в начале 2002 г. с Байконура.
Ле Бурже-Москва