0
3463
Газета Вооружения Интернет-версия

27.07.2001

Что лучше дизеля?

Валерий Морозов

Виктор Цырульников

Данила Изот

Об авторе: Валерий Аркадьевич Морозов - главный конструктор. Виктор Михайлович Цырульников - ведущий конструктор. Данила Петрович Зотов - эксперт.

Тэги: газотурбинный двигатель, дизель


Название статьи Эрия Вавилонского - "А дизель все-таки лучше" ("НВО" # 23, 2001 г.). Однако мы предлагаем читателям еженедельника разобраться, так ли это на самом деле, действительно ли "дизель лучше" газотурбинного двигателя (ГТД).

ЯВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

По ТТХ максимальные скорости Т-90С и Т-80У - 60 и 70 км/час соответственно. Но фактически максимальная скорость Т-80У - 80 км/час, и это доказано, в частности, на жестких тендерных испытаниях в Греции в 1998 г. (существует официальное заключение тендерного комитета). Ну, а говорить, что такая скорость танку не нужна и ссылаться на скорости движения в колонне в 25-35 км/час - мягко говоря, не корректно. Ведь существуют еще марш-броски, маневрирование на поле боя, стрельба с ходу, атаки и т.п. Кстати, на маршах, проводившихся во время совместных испытаний между дизельными танками и Т-80, машины с ГТД всегда приходили (в колонне!) первыми, намного опережая своих визави.

Очень странно для специалиста звучит фраза, что скорость в 25-35 км/час "принята во всех странах мира для танковых колонн", а увеличение скорости "приводит к наездам" танков друг на друга, "к другим ошибкам экипажа или растягиванию колонны". О том, что во всем мире основные боевые танки весят не менее 55, а то и все 70 тонн при мощности двигателей в 1000-1500 л.с., автор умалчивает, а, следовательно, и неудивительно, что у таких танковых колонн и скорость в среднем будет 30 км/час. А по поводу "ошибок экипажей", так это вопрос не к танку или двигателю...

Теперь о динамических качествах, то есть о приемистости. Дизель В-84 имеет семь передач, ГТД-1250 - четыре, причем, как правило, используются только две. Скорость 60 км/час Т-80У набирает за 22 с! Коэффициент приспособляемости у ГТД-1250 составляет 2.6, в то время, как у В-84 - 1,2. Этим коэффициентом определяется количество переключений при движении по пересеченной местности. И это не только снижает утомляемость экипажа, но и значительно упрощает и, конечно, удешевляет дорогостоящий узел танка. Более того, плавное, без рывков изменение тяговых усилий у ГТД-1250 дает возможность осуществлять движение танка практически без переключения передач, что повышает проходимость машины, особенно на слабых грунтах, при обледенении дороги, облегчает управление танком при сложном маневрировании, что особенно важно в условиях боя.

Благодаря применению ГТД изменилась и методика стрельбы. Если раньше стрелять с ходу рекомендовали на скорости до 15 км/час, то теперь допускается скорость 25, 35 и более км/час.

В подтверждение плавности хода танка с ГТД можем описать следующий трюк, выполняемый танкистами на Т-80: танк подъезжает к столбу, из которого торчит гвоздь, и плавно вдавливает его в столб.

И ПЫЛЬ - НЕ ПОМЕХА

Из статьи Эрия Вавилонского следует, что как только тагильчане столкнулись с проблемой очистки воздуха, так сразу "на этом работы можно было прекращать". На самом деле данная фраза говорит не о "мужестве" уральцев, а об их недостаточно прозорливой конструкторской и инженерной мысли.

Директор "Уралвагонзавода" Иван Окунев, проводя первые ходовые испытания "объекта 167Т" с авиационным ГТД, понимал главное - это проверка тягово-динамических возможностей ГТД со свободной силовой турбиной. Иван Васильевич, мудрый человек, разглядел и подтвердил испытаниями базовые преимущества ГТД по сравнению с дизелем (за что механика-водителя и одарили квартирой). Пыль, дизельное топливо, зимний запуск, километровые расходы топлива и масла, торможение танка двигателем, регламент обслуживания и т.д. - все это было потом.

Действительно очистка проточной части танкового ГТД от пылевых отложений явилась основной проблемой в создании такого рода двигателей. Не будем вдаваться в подробности, скажем главное. Конструкторы "Завода им. В.Я. Климова" применили инерционный способ очистки ГТД, так называемый циклонный, основанный на использовании центробежных сил, который, во-первых, ограничивал от использования громоздких агрегатов, а во-вторых, давал относительно высокий процент (97) очистки воздуха. Но все-таки частицы размером менее 10 микрон оседали в проточной части. Для борьбы с этими отложениями "климовцы" изобрели уникальнейший способ виброочистки. По окружности корпуса соплового аппарата турбины высокого давления расположили 8 пневмоударников. Они периодически стряхивают отложения, которые потом вылетают вместе с выхлопными газами. Кроме этого перед запуском и после остановки двигателя происходит пылесдув, удаляющий пылевые отложения на колесах компрессоров. Весь этот процесс внесен в циклограмму и работает автоматически (напомним: время изобретения метода - начало 70-х гг.!). Благодаря этому ГТД может пропускать за свой ресурс более 500 кг пыли, и, что самое главное - без обслуживания воздухоочистителя. Показатель допустимого коэффициента пропуска пыли у ГТД-1250 выше дизельных двигателей почти в 100 раз! Так кто работает надежней в условиях запыленности?

Американцы на "Абрамсе" пошли другим путем. Они применили неэффективные барьерные фильтры - кассеты, которые представляют собой громоздкий агрегат объемом 2 кубометра! И в этом действительно прав Вавилонский: во время "Бури в пустыне" "Абрамсы" буквально задохнулись от пыли во время первого же походного марша в составе колонны. Действительно, американские танкисты вынуждены были каждые 15 минут вылезать из танка и всем экипажем ломами выбивать пыль из кассет, чему есть документальные фотосвидетельства. На наших "восьмидесятках" такого убожества нет! Еще раз напоминаем, что воздухоочиститель танка Т-80 не обслуживается экипажем. Но вывод г-на Вавилонского о том, что "в жарких странах, в горных условиях система защиты ГТД (имеется ввиду любой ГТД) от перегрева ограничивает использование полной мощности двигателя, ухудшая подвижность газотурбинных танков", и здесь не корректен. Автор подменил сравнение дизеля с ГТД-1250 на сравнение дизеля с любым ГТД, приведя в пример AGT-1500, и получил вывод, который его очень устраивает. Но двигатель ГТД-1250 работает куда более надежно в жарких условиях и условиях запыленности, нежели дизель В-84, о чем говорят отчеты по результатам последних испытаний Т-90С в Индии и Т-80У в Греции, где тендерный комитет особо отметил "надежную работу двигателя ГТД-1250 по сравнению с двигателями других танков" ("Абрамса", "Леклерка", "Леопарда 2", "Челенджера 2" и Т-84). А, между прочим, Греция - это и горы, и большая запыленность, и высокая температура окружающего воздуха.

ЗА ЧТО ОБИДНО

Необходимо отметить следующие преимущества ГТД-1250 перед дизельными двигателями:

1. Легкость пуска от +40 до -40 градусов Цельсия (просто нажми кнопку и ничего не надо разогревать). Оперативная готовность Т-80У - 3 минуты, у дизельных российских танков - до 30 минут, а на морозе и того больше. По воспоминаниям участников сравнительных испытаний в Даурии, при приготовлении к маршу 23 февраля 1971 г., экипажи дизельных танков подняли в 5 часов утра, чтобы они за два часа до выступления начали разогревать свои машины. Воистину, вспомнишь известного философа - француза Рабле: "Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше". А экипажи Т-80 появились на своих машинах за 15 минут до начала движения запустили свои "примуса" (как прозвали испытатели "восьмидесятки") и были готовы к маршу... через 5 минут.

2. Незаглохаемость двигателя при увеличении нагрузки, например, при утыкании танка в стену, при встрече с препятствиями при преодолении рвов, на водной переправе, при попадании в тяжелую грязь, при таране и т.п. (танкисты знают, что это такое и как с этим бороться на дизельных танках).

3. Малые объем и масса двигателя (1050 кг при 1250 л.с.), а, следовательно, выигрыш в массе танка и объеме МТО.

4. Отсутствие жидкостной системы охлаждения, а, следовательно, затрат мощности на нее. Двигателю ГТД-1250 не нужно ни воды, ни антифриза, ни тосола. У дизельных двигателей эта система требует не только сложного устройства, но трудоемкого обслуживания и дополнительного обеспечения этими жидкостями.

5. Более высокий ресурс двигателя (в 2-3 раза) вследствие уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в двигателе, что значительно увеличивает долговечность деталей и снижает конечную стоимость двигателя при массовом производстве.

6. Снижение уровня шума (если кто-нибудь стоял перед идущим на вас Т-80, то знает, что его практически не слышно) и заметности выхлопных газов в 2-3 раза, а, следовательно, увеличение шумо- и тепломаскировки. Участники первой чеченской кампании рассказывают, что при заключении Хасавюртовских соглашений одним из условием Масхадова было требование убрать из Чечни полк "восьмидесяток", которые, неслышно подкрадываясь в горах, доставляли немалый урон боевикам.

7. Лучшая ремонтопригодность двигателя. На Т-80 операция по замене силовой установки, которая представляет собой моноблок, занимает всего 4 часа - его просто вынимают на талях и на то же место ставят новый моноблок (на Т-72 и Т-90 эта операция требует 24 часа и специальный кран).

8. Лучшая ремонтопригодность танка. Бывают случаи, когда три дизельных танка никак не могут завести "с толкача" один неисправный танк. На Т-80 все очень просто - подъезжает исправный танк, перебрасывает электрокабель к розетке внешнего запуска, и через минуту при любых атмосферных условиях танк готов к работе.

9. Более простая система обогрева экипажа танка: горячий воздух поступает от компрессора ГТД. А к дизелю приходится приспосабливать дополнительный теплообменник с вентилятором. Кстати, танк с ГТД-1250 способен не только обогревать экипаж: выхлопные газы не токсичны и содержат минимальное количество копоти, их можно использовать для разогрева техники, обогрева помещений (боксов) в зимний период, сушки одежды и даже приготовления пищи.

10. Более простая система кондиционирования воздуха, использующая сжатый воздух от двигателя и не требующая, как на дизельных машинах, установки специального холодильного агрегата.

11. Более высокие экологические качества вследствие малой токсичности выхлопных газов, отсутствия антифриза и токсичных синтетических масел.

12. Многотопливность, то есть возможность работы двигателя на дизельном топливе, бензине, керосине и их смесях в любой пропорции без какой-либо перерегулировки двигателя, возможность перевода на газообразное топливо. Кстати, заправку танка Т-80 можно производить прямо с вертолета.

Хотим также отметить, что "перспективное развитие танкостроения... в натовских государствах, включая США, связывается сегодня только с использованием дизельных двигателей" не потому что дизель лучше, а потому, что они не смогли создать надежный ГТД (хотя и это не совсем так: по последней информации Министерство обороны США выбрало в качестве силовой установки для своего нового танка именно ГТД). Но мы-то смогли! А что касается "развития танкостроения в России", то оно определяется на 95% не объективными причинами, а ностальгией наших генералов от бронетехники, для которых лучшие танки - это Т-54: "два рычага и педаль".

Но все же нам, разработчикам новой техники, обидны не критические статьи. Обидно другое - у нас, в России, северной стране, почему-то до сих пор никто не востребовал транспортный, "земной" ГТД. А ведь он так нужен и на карьерных самосвалах, работающих на приисках в Якутии, и на судах на воздушной подушке, которые могли бы не уничтожать растительность тундры, и на тепловозах, курсирующих по БАМу, и на аварийных электростанциях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как отразится "дизельный скандал"  на репутации немецких автопроизводителей

Как отразится "дизельный скандал" на репутации немецких автопроизводителей

Олег Никифоров

Политические и экономические потери ФРГ от махинаций автоконцернов еще предстоит оценить

0
7023
Ярославский "Автодизель" разработал новую линейку дизель-генераторных установок

Ярославский "Автодизель" разработал новую линейку дизель-генераторных установок

0
981
Немцы делают гешефт на скандалах

Немцы делают гешефт на скандалах

Олег Никифоров

Экспорт дизельных автомашин из Германии растет

0
1059
Просто о сложном. Двигатель

Просто о сложном. Двигатель

0
4805

Другие новости

Загрузка...
24smi.org