0
1648
Газета Вооружения Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Самолеты, радары, комплексы ПВО в изобилии

Тэги: авиасалон, макс


Четырнадцатого августа в подмосковном городе Жуковский открылся 5-й Международный авиакосмический салон МАКС-2001. Он стал самым представительным за всю историю проведения таких выставок в России. В работе МАКС-2001 приняли участие 537 фирм из 34 стран мира. Экспозиции разместились в 30 выставочных павильонах общей площадью 11 тыс. кв. м. На салоне представлено около 150 летательных аппаратов.

В церемонии торжественного открытия МАКС-2001 принял участие президент РФ Владимир Путин, прибывший в Жуковский на вертолете Ми-8. В своем выступлении глава государства отметил, что нынешний салон - "почетное для нашей страны мероприятие". Россия - страна с давними авиационными традициями, подчеркнул президент. По его словам, "Российская Федерация готова к честной конкурентной борьбе на международном рынке. Вместе с тем мы исходим из того, что будущее развитие авиации - в тесной кооперации ведущих авиационных держав. Мы готовы к этой работе и хотим ее".

Владимир Путин осмотрел новинки отечественного авиастроения. Наибольший интерес президента вызвали боевые самолеты корпорации "Сухой". В частности, Путин детально ознакомился с многофункциональным истребителем Су-30МК. Необходимые пояснения президенту дал генеральный директор АВПК "Сухой" - "ОКБ Сухого" Михаил Погосян. Видимо, впечатление от самолетов марки "Су" оказалось настолько сильным, что затем Владимир Путин пожелал осмотреть выставочный павильон АВПК "Сухой" - самый большой на МАКС-2001. Там он провел около 40 минут.

Кроме Михаила Погосяна, пояснения президенту РФ давали и руководители крупных предприятий, участвующих в "суховской" кооперации. Так, на стенде "Фазотрон-НИИР" о новых разработках в области бортовых радаров Владимиру Путину докладывал генеральный директор, генеральный конструктор этой корпорации Анатолий Канащенков, а генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин рассказал президенту о серийно выпускаемых и перспективных двигателях.

В целом знакомство с российской частью экспозиции свидетельствует о высоком уровне отечественного авиастроения. В первую очередь это относится к АВПК "Сухой" - лидеру в разработке и создании современных боевых авиационных комплексов. На МАКС-2001 корпорация представила многофункциональные истребители Су-30МК и Су-30МК с ПГО и УВТ, истребитель-бомбардировщик Су-32, модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24МК, экспериментальный самолет Су-47 ("Беркут") и ряд других машин.

С тактико-техническими характеристиками истребителя Су-30МК, серийно поставляемого в КНР, "НВО" уже знакомило своих читателей (# 23, 2001 г.). А вот на Су-32 стоит остановиться подробнее. Этот специализированный ударный двухместный самолет по основным ТТХ, характеристикам выживаемости и боеготовности обеспечивает эффективное поражение наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных целей противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех. Кроме того, Су-32 способен эффективно решать задачи по уничтожению воздушных целей, ведению воздушной разведки и береговой охраны.

Задачи, стоящие перед Су-32, определяют и спектр его вооружения. Машина может нести четыре типа ракет класса "воздух-воздух". Это Р-27Р1 средней дальности с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, Р-27Т1 средней дальности с инфракрасной головкой самонаведения, РВВ-АЕ, Р-73 малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения. Управляемое оружие класса "воздух-поверхность" включает в себя ракеты Х-59М, Х-31П, Х-31А, Х-29Т, а также корректируемые авиабомбы КАБ-1500Кр (Л) и КАБ-500Кр (Л). Су-32 также может нести одну ракету 3М-80АЕ.

Экипаж - два человека (пилот и оператор). Они располагаются в кабине с комфортными условиями работы бок о бок друг к другу. Размеры кабины позволили разместить за креслами зону отдыха, где члены экипажа могут встать в полный рост и отдохнуть, не теряя при необходимости контроль за обстановкой на борту.

Нормальный взлетный вес Су-32 - 38 240 кг, вес боевой нагрузки - 8000 кг, практический потолок - 15 000 м, радиус действия - 1100 км, максимальная продолжительность выполнения боевой задачи (с дозаправкой) - 10 часов. Серийное производство Су-32 будет развернуто на Новосибирском авиационном производственном объединении, входящим в АВПК "Сухой".

Другая известная российская фирма - МФПГ "Оборонительные системы" - демонстрирует на МАКС-2001 продукцию в сфере вооружения и военной техники ПВО, а также ряд новых проектов. "Оборонительные системы" впервые представили концептуально новую зенитно-ракетную систему сверхмалой дальности скрытного функционирования "Феникс", предназначенную для борьбы с воздушными целями, которую невозможно обнаружить обычными средствами радиоэлектронной разведки. Это технологический и тактический прорыв в области построения и боевого применения ЗРК малой и сверхмалой дальности. Разработка учитывает опыт боевого применения сил и средств ПВО в последних военных конфликтах на Ближнем Востоке и Балканах. "Изюминкой" комплекса является то, что он "пассивный" и при работе не дает излучения, поэтому не может быть засечен противником. По мнению авторитетных специалистов и экспертов, "Феникс" имеет значительный экспортный потенциал.

Другой известный проект "Оборонительных систем" в сфере модернизации вооружений и военной техники противовоздушной обороны - модернизация комплекса С-125 - "Печора-2". Впервые модернизированная пусковая установка "Печоры" была представлена на МАКСе в 1999 г. За прошедшие два года полностью завершена модернизация всего комплекса, который полностью переведен на автомобильную базу, в конце 2000 - начале 2001 г. проведены стрельбы в рамках газодинамических испытаний пусковой установки. 13-14 августа "Рособоронэкспорт" представил комплекс "Печора-2" в полном составе для представителей иностранных заказчиков. В настоящее время модернизированный комплекс С-125 "Печора-2" выдвинулся на полигон для завершения государственных испытаний с боевыми стрельбами, которые пройдут в августе-начале сентября сего года.

"Оборонительные системы" также представляют территориальную автоматизированную систему контроля за надводной и воздушной обстановкой "ТАИС-ВМН" (действующий российский аналог - "Полоса"). На стендах компании представлена практически вся кооперация "Оборонительных систем", в том числе по комплексам С-300 и ее белорусская составляющая, входящая в Межгосударственную финансово-промышленную группу.

Машиностроительное предприятие НПО "Сатурн" демонстрирует широкую гамму двигателей для самолетов. Среди них знаменитый АЛ-31ФП (устанавливается на Су-30МК, Су-35, Су-37), РД-600В (многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62), ТВД-1500 (Ан-38, "Грач"), АЛ-55 (учебно-тренировочные самолеты), АЛ-41Ф (для перспективных истребителей), 36МТ (для малоразмерных дозвуковых летательных аппаратов). Генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин считает стратегической целью предприятия создание компании, которая будет на равных конкурировать с мировыми лидерами авиастроения.

На салоне МАКС-2001 корпорация "Фазотрон-НИИР" под лозунгом "В новый век - с новыми радарами" демонстрирует последние достижения в области разработки бортовых РЛС. Это, в частности, БРЛС "Фараон", "Копье", "Копье-М", "Жук-М", "Жук-М-С", "Сокол". С возможностями некоторых из них можно ознакомиться в уже опубликованных материалах "НВО" (# 24, 2001 г.). Бортовые радары также представлены на стенде НИИП им. Тихомирова, в том числе БРЛС "Оса-1" и "Оса-2". НИИПом и ГРПЗ демонстрируется двухдиапазонная антенная система "Перо", ряд других разработок.

Интересен предложенный "Фазотроном-НИИР" вариант модернизации штурмовика Су-25ТМ, который предусматривает использование подвесного (контейнерного) варианта БРЛС "Копье". Это можно сделать непосредственно в войсковых условиях, достаточно быстро и с минимальными затратами. При этом обеспечиваются новые качества штурмовика - всепогодность и круглосуточное использование, что особенно актуально сейчас в Чечне. Одновременно проработан вариант размещения радара "Копье-М" в носовой части самолета.

Для модернизации палубных самолетов Су-33 предназначен радар "Жук-М-С". Дальность обнаружения возрастает в 1,8 раза при увеличении количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Для новых разработок "ОКБ Сухого" корпорация "Фазотрон-НИИР" предлагает свою новинку - систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы "Сокол" с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы "Фараон" с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны истребителя.

И, наконец, показаны радары семейства "Арбалет", предназначенные для установки на вертолеты. Для Ми-28Н предусмотрен двухдиапазонный радар с надвинтовым расположением антенной системы, для Ка-32 разрабатывается двухдиапазонный обзорно-навигационный комплекс, для Ка-27 - обзорно-поисковый и прицельный радар повышенной дальности работы по морским объектам.

Жуковский


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1225
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1962
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1225
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1284

Другие новости