Четырнадцатого августа в подмосковном городе Жуковский открылся 5-й Международный авиакосмический салон МАКС-2001. Он стал самым представительным за всю историю проведения таких выставок в России. В работе МАКС-2001 приняли участие 537 фирм из 34 стран мира. Экспозиции разместились в 30 выставочных павильонах общей площадью 11 тыс. кв. м. На салоне представлено около 150 летательных аппаратов.
В церемонии торжественного открытия МАКС-2001 принял участие президент РФ Владимир Путин, прибывший в Жуковский на вертолете Ми-8. В своем выступлении глава государства отметил, что нынешний салон - "почетное для нашей страны мероприятие". Россия - страна с давними авиационными традициями, подчеркнул президент. По его словам, "Российская Федерация готова к честной конкурентной борьбе на международном рынке. Вместе с тем мы исходим из того, что будущее развитие авиации - в тесной кооперации ведущих авиационных держав. Мы готовы к этой работе и хотим ее".
Владимир Путин осмотрел новинки отечественного авиастроения. Наибольший интерес президента вызвали боевые самолеты корпорации "Сухой". В частности, Путин детально ознакомился с многофункциональным истребителем Су-30МК. Необходимые пояснения президенту дал генеральный директор АВПК "Сухой" - "ОКБ Сухого" Михаил Погосян. Видимо, впечатление от самолетов марки "Су" оказалось настолько сильным, что затем Владимир Путин пожелал осмотреть выставочный павильон АВПК "Сухой" - самый большой на МАКС-2001. Там он провел около 40 минут.
Кроме Михаила Погосяна, пояснения президенту РФ давали и руководители крупных предприятий, участвующих в "суховской" кооперации. Так, на стенде "Фазотрон-НИИР" о новых разработках в области бортовых радаров Владимиру Путину докладывал генеральный директор, генеральный конструктор этой корпорации Анатолий Канащенков, а генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин рассказал президенту о серийно выпускаемых и перспективных двигателях.
В целом знакомство с российской частью экспозиции свидетельствует о высоком уровне отечественного авиастроения. В первую очередь это относится к АВПК "Сухой" - лидеру в разработке и создании современных боевых авиационных комплексов. На МАКС-2001 корпорация представила многофункциональные истребители Су-30МК и Су-30МК с ПГО и УВТ, истребитель-бомбардировщик Су-32, модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24МК, экспериментальный самолет Су-47 ("Беркут") и ряд других машин.
С тактико-техническими характеристиками истребителя Су-30МК, серийно поставляемого в КНР, "НВО" уже знакомило своих читателей (# 23, 2001 г.). А вот на Су-32 стоит остановиться подробнее. Этот специализированный ударный двухместный самолет по основным ТТХ, характеристикам выживаемости и боеготовности обеспечивает эффективное поражение наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных целей противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех. Кроме того, Су-32 способен эффективно решать задачи по уничтожению воздушных целей, ведению воздушной разведки и береговой охраны.
Задачи, стоящие перед Су-32, определяют и спектр его вооружения. Машина может нести четыре типа ракет класса "воздух-воздух". Это Р-27Р1 средней дальности с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, Р-27Т1 средней дальности с инфракрасной головкой самонаведения, РВВ-АЕ, Р-73 малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения. Управляемое оружие класса "воздух-поверхность" включает в себя ракеты Х-59М, Х-31П, Х-31А, Х-29Т, а также корректируемые авиабомбы КАБ-1500Кр (Л) и КАБ-500Кр (Л). Су-32 также может нести одну ракету 3М-80АЕ.
Экипаж - два человека (пилот и оператор). Они располагаются в кабине с комфортными условиями работы бок о бок друг к другу. Размеры кабины позволили разместить за креслами зону отдыха, где члены экипажа могут встать в полный рост и отдохнуть, не теряя при необходимости контроль за обстановкой на борту.
Нормальный взлетный вес Су-32 - 38 240 кг, вес боевой нагрузки - 8000 кг, практический потолок - 15 000 м, радиус действия - 1100 км, максимальная продолжительность выполнения боевой задачи (с дозаправкой) - 10 часов. Серийное производство Су-32 будет развернуто на Новосибирском авиационном производственном объединении, входящим в АВПК "Сухой".
Другая известная российская фирма - МФПГ "Оборонительные системы" - демонстрирует на МАКС-2001 продукцию в сфере вооружения и военной техники ПВО, а также ряд новых проектов. "Оборонительные системы" впервые представили концептуально новую зенитно-ракетную систему сверхмалой дальности скрытного функционирования "Феникс", предназначенную для борьбы с воздушными целями, которую невозможно обнаружить обычными средствами радиоэлектронной разведки. Это технологический и тактический прорыв в области построения и боевого применения ЗРК малой и сверхмалой дальности. Разработка учитывает опыт боевого применения сил и средств ПВО в последних военных конфликтах на Ближнем Востоке и Балканах. "Изюминкой" комплекса является то, что он "пассивный" и при работе не дает излучения, поэтому не может быть засечен противником. По мнению авторитетных специалистов и экспертов, "Феникс" имеет значительный экспортный потенциал.
Другой известный проект "Оборонительных систем" в сфере модернизации вооружений и военной техники противовоздушной обороны - модернизация комплекса С-125 - "Печора-2". Впервые модернизированная пусковая установка "Печоры" была представлена на МАКСе в 1999 г. За прошедшие два года полностью завершена модернизация всего комплекса, который полностью переведен на автомобильную базу, в конце 2000 - начале 2001 г. проведены стрельбы в рамках газодинамических испытаний пусковой установки. 13-14 августа "Рособоронэкспорт" представил комплекс "Печора-2" в полном составе для представителей иностранных заказчиков. В настоящее время модернизированный комплекс С-125 "Печора-2" выдвинулся на полигон для завершения государственных испытаний с боевыми стрельбами, которые пройдут в августе-начале сентября сего года.
"Оборонительные системы" также представляют территориальную автоматизированную систему контроля за надводной и воздушной обстановкой "ТАИС-ВМН" (действующий российский аналог - "Полоса"). На стендах компании представлена практически вся кооперация "Оборонительных систем", в том числе по комплексам С-300 и ее белорусская составляющая, входящая в Межгосударственную финансово-промышленную группу.
Машиностроительное предприятие НПО "Сатурн" демонстрирует широкую гамму двигателей для самолетов. Среди них знаменитый АЛ-31ФП (устанавливается на Су-30МК, Су-35, Су-37), РД-600В (многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62), ТВД-1500 (Ан-38, "Грач"), АЛ-55 (учебно-тренировочные самолеты), АЛ-41Ф (для перспективных истребителей), 36МТ (для малоразмерных дозвуковых летательных аппаратов). Генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин считает стратегической целью предприятия создание компании, которая будет на равных конкурировать с мировыми лидерами авиастроения.
На салоне МАКС-2001 корпорация "Фазотрон-НИИР" под лозунгом "В новый век - с новыми радарами" демонстрирует последние достижения в области разработки бортовых РЛС. Это, в частности, БРЛС "Фараон", "Копье", "Копье-М", "Жук-М", "Жук-М-С", "Сокол". С возможностями некоторых из них можно ознакомиться в уже опубликованных материалах "НВО" (# 24, 2001 г.). Бортовые радары также представлены на стенде НИИП им. Тихомирова, в том числе БРЛС "Оса-1" и "Оса-2". НИИПом и ГРПЗ демонстрируется двухдиапазонная антенная система "Перо", ряд других разработок.
Интересен предложенный "Фазотроном-НИИР" вариант модернизации штурмовика Су-25ТМ, который предусматривает использование подвесного (контейнерного) варианта БРЛС "Копье". Это можно сделать непосредственно в войсковых условиях, достаточно быстро и с минимальными затратами. При этом обеспечиваются новые качества штурмовика - всепогодность и круглосуточное использование, что особенно актуально сейчас в Чечне. Одновременно проработан вариант размещения радара "Копье-М" в носовой части самолета.
Для модернизации палубных самолетов Су-33 предназначен радар "Жук-М-С". Дальность обнаружения возрастает в 1,8 раза при увеличении количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.
Для новых разработок "ОКБ Сухого" корпорация "Фазотрон-НИИР" предлагает свою новинку - систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы "Сокол" с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы "Фараон" с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны истребителя.
И, наконец, показаны радары семейства "Арбалет", предназначенные для установки на вертолеты. Для Ми-28Н предусмотрен двухдиапазонный радар с надвинтовым расположением антенной системы, для Ка-32 разрабатывается двухдиапазонный обзорно-навигационный комплекс, для Ка-27 - обзорно-поисковый и прицельный радар повышенной дальности работы по морским объектам.
Жуковский