0
2082
Газета Вооружения Интернет-версия

07.09.2001 00:00:00

Все решат заказчик и конструктор

Александр Ефремов

Об авторе: Александр Павлович Ефремов - старший научный сотрудник ГУП 38 НИИИ МО РФ, полковник в отставке.

Тэги: дизель, двигатель, гтд, танк


Статьи Эрия Вавилонского "А дизель все-таки лучше" ("НВО" # 23, 2001 г.) и трех авторов "Что лучше дизеля?" ("НВО" # 27, 2001 г.) свидетельствуют прежде всего о том, что в отечественном танковом двигателестроении наряду с традиционным и основательным дизельным (начиная с 30-х гг.) получило развитие и окрепло газотурбинное направление (с 60-х гг.).

ГТД, конечно, не внес в танкостроение такую же мощную прогрессивную струю, как в свое время в авиации, когда были вытеснены поршневые двигатели. Танкам на земле мало не бояться грязи, им приходится действовать в широком температурном диапазоне (от +50 до -50 градусов С), на равнинной местности, в горах (на высотах до 4500 м), пустыне (при концентрации песка и пыли в воздухе до 2,5 г/м3 - без ухудшения показателей, указанных в тактико-техническом задании), преодолевать водные преграды, в том числе по дну (глубина до 7 м) и т.п. Постоянно изменяющиеся нагрузки (режимы) - непременное весьма неблагоприятное условие работы двигателей в танке. При этом газотурбинные двигатели действительно более чувствительны, чем дизели, к таким особенностям эксплуатации танков.

Тем не менее на танковый ГТД нельзя смотреть с позиций отрицательного заключения

1965 г. по объекту 167Т и тех недостатков, которые указаны в статье Вавилонского. После объекта 167Т разработку ГТД свернули разве что на конкретном заводе в Нижнем Тагиле, где имелось традиционно крепкое производство танков с четырехтактными дизелями. В целом же в СССР, а также в США, напротив, внимание к газотурбинным двигателям только возросло.

В Советском Союзе за время разработки, испытаний, серийного производства и эксплуатации (1968-1991 гг.) танков типа Т-80 с ГТД мощностью 1000, 1100 и 1250 л.с. не было такого отрицательного заключения, которое явилось бы достаточным основанием для прекращения их выпуска. Повода для подобных заключений не дали и крупные войсковые испытания в 1981 и 1983 гг., в которых участвовали подразделения основных боевых танков Т-72 с четырехтактными дизелями В-46-6 (780 л.с.), В-84 (840 л.с.), Т-64 с двухтактными дизелями 5ТДФ (700 л.с.), 6ТД (1000 л.с.) и Т-80 с газотурбинными двигателями ГТД-1000Т (1000 л.с.), ГТД-1000ТФ (1100 л.с.). ВИ-81 и ВИ-83 предусматривали так называемые "звездные" пробеги в несколько тысяч километров. Однако они не позволили и сделать однозначный вывод о том, какой двигатель для танка предпочтительнее?

Обычно на этих испытаниях отмечались преимущества и недостатки всех машин (например, у танков с ГТД - лучшие маршевые возможности, у дизелей - большая экономичность и т.д.), вносились предложения по устранению выявленных конструктивно-производственных дефектов. Поэтому все три ОБТ постоянно совершенствовались - как в целом, так и особенно их двигатели. При этом достигались неплохие результаты.

Была решена, например, проблема холодного пуска дизелей. Здесь справедливости ради необходимо отметить успех харьковских конструкторов. В статье Вадима Соловьева "Братья становятся конкурентами" ("НВО" #11, 2000 г.) как недостаток отмечается, что даже при температуре окружающего воздуха +5 - +8 градусов С для запуска украинских двигателей необходимо использовать системы автономного факельного подогрева и масловпрыска. Но ведь эти системы позволили впервые (в 1978 г.) обеспечить холодный пуск танкового дизеля, причем двухтактного (5ТДФ), при температурах до -20 градусов С (с 1984 г. до -25 градусов С). Позже (в 1985 г.) стало возможным с помощью системы ПВВ (подогреватель впускного воздуха) осуществлять холодный пуск четырехтактного дизеля (В-84-1) на танках Т-72, но только до температуры -20 градусов С, причем не более двадцати пусков в пределах гарантийного ресурса.

А вот с холодным пуском ГТД не все получалось блестяще, поскольку он, как и аналогичный пуск дизеля, зависит от температурного состояния аккумуляторных батарей и применяемого масла. Так вот, вначале холодный пуск газотурбинного двигателя обеспечивался только при температурах до -18 градусов С. Затем, когда аккумуляторные батареи стали лучше, холодный пуск ГТД осуществлялся при температурах до -30 градусов С. В диапазоне же от -30 до -40 градусов С пуск газотурбинного двигателя возможен только от теплых аккумуляторных батарей, а это уже нельзя считать холодным пуском двигателя.

В статье "Что лучше дизеля?" указаны основные преимущества танкового ГТД и те проблемы, которые удалось решить в период его интенсивной доводки. Прежде всего это обеспечение работы в условиях лессовой запыленности, существенное повышение надежности двигателя в целом и т.п. Вместе с тем слишком оптимистично говорится о многотопливности ГТД. В действительности же проблема многотопливности достаточно сложна практически в равной степени как для газотурбинных двигателей, так и для дизелей. Применение наряду с основным видом топлива других видов связано со значительным снижением ресурса, в том числе гарантийного. И здесь заказчик должен выбирать: нужны ли ему двигатели с широким диапазоном многотопливности, но с меньшим ресурсом или наоборот.

В 1985 и 1989 гг. коллегия Минобороны СССР рассматривала вопросы двигателестроения для ВВТ Сухопутных войск и в первую очередь для танков. Причем делался определенный упор на семейство четырехтактных дизелей типа 2В (разработка СКБ "Трансдизель" Челябинского тракторного завода), но в документах указывалось на необходимость выпуска и дальнейшего развития также и двухтактных, и газотурбинных двигателей, то есть по существу получали "добро" все три направления в танковом двигателестроении.

Танковый дизель из семейства 2В мощностью 1200 л.с. долгое время был как бы резервным вариантом силовой установки для перспективного танка (основной - ГТД), что послужило одной из причин его вялой, растянутой по времени разработки. В свою очередь, отставание с четырехтактным дизелем необходимой мощности явилось одним из решающих факторов интенсивного и в немалой степени успешного развития двухтактных дизелей и ГТД. Практически без увеличения объемов моторно-трансмиссионных отделений (МТО) соответствующих танков для них были предложены двухтактный дизель 6ТД (1000 л.с.), а позднее 6ТДФ (1200 л.с.) и газотурбинный двигатель ГТД 1000ТФ (1100 л.с.), позднее ГТД 1250 (1250 л.с.). В последние годы на танк Т-90 начали устанавливать 1000-сильный четырехтактный дизель В-92.

Создание трех типов двигателей с их широкой практической реализацией (особенно четырехтактных дизелей) можно считать своего рода апофеозом советского танкового двигателестроения. Естественно, это обусловило разработку и принятие на вооружение трех основных танков, что было для государства явным расточительством и еще в советское время не раз подвергалось критике на самых различных уровнях.

Но нет худа без добра: в результате, кроме всего прочего, по всем трем направлениям развития танкового двигателестроения был создан большой научный, конструкторский и производственный задел. Вне всякого сомнения, все три типа двигателей до настоящего времени сохраняют достаточно высокие потенциальные возможности и являются конкурентоспособными.

При всех своих очевидных положительных качествах танковые дизели (даже четырехтактные) не останутся в мировом и отечественном танкостроении бесконкурентными. Прежде всего это связано с тем, что дизели мощностью свыше 1000 л.с. в ограниченных объемах МТО танка должны иметь достаточно эффективную, но весьма напряженную систему охлаждения. Обеспечение работы мощного двигателя без перегрева относится к одной из главенствующих и трудно решаемых проблем в танкостроении.

Конкуренция между дизелем и ГТД продолжится уже на рыночных принципах, а следовательно, в более острой и объективной форме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
724
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
421
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
907
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
789

Другие новости