Недавние террористические акты в США оказали существенное влияние на всю систему международных отношений. Страны, отнесенные Вашингтоном к категории "поддерживающих терроризм", уже в ближайшее время могут либо подвергнуться ударам возмездия, либо попадут под режим санкций. Характер и масштаб таких санкций произвольно установит американский Госдеп, однако соблюдать их будут обязаны все. Очевидно, что, воспользовавшись благоприятной политической конъюнктурой, Соединенные Штаты также постараются оказать влияние и на Москву с целью воспрепятствовать реализации ряда соглашений в сфере военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, которые вызывают негативную реакцию США. И первым таким государством, по всей видимости, станет Исламская Республика Иран (ИРИ) - традиционный геополитический противник Вашингтона в регионе.
Хотя официальный Тегеран осудил организаторов терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и ведет себя в сложившейся ситуации в высшей степени осмотрительно и разумно, вряд ли это заставит США пересмотреть свое отношение к режиму, взявшему курс на создание военного потенциала, достаточного для противостояния любому давлению извне. Видимо, не останется незамеченным и последнее заявление руководителя Ирана Али Хаменеи. На встрече с группой религиозных деятелей он заявил, что готовящаяся Соединенными Штатами акция приведет к "новой гуманитарной катастрофе". "Народ Афганистана страдает уже на протяжении 25 лет, - подчеркнул иранский лидер. - Неужели только потому, что несколько человек обвиняются в причастности к терактам в США, причем сами обвинения не доказаны, этот мусульманский народ должен стать жертвой новой войны?"
Между тем вслед за Китаем и Индией, крупнейшими покупателями российского оружия, в ближайшие несколько лет Тегеран может выйти на третье место по объемам закупок военной техники в России. Аннулировав в ноябре 2000 г. Меморандум Гор-Черномырдин, в соответствии с которым Москва обязалась прекратить поставки обычных вооружений Исламской Республике Иран, президент РФ Владимир Путин распорядился возобновить выполнение четырех российско-иранских межправительственных соглашений по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму 5,1 млрд. долл., заключенных в 1989-1991 гг., а также поручил "Рособоронэкспорту" провести переговоры по новым поставкам военного имущества в Иран.
Российско-иранское соглашение от 5 ноября 1989 г. предусматривало продажу 24 истребителей МиГ-29, 12 Су-24МК, двух зенитных ракетных систем С-200ВЭ на общую сумму 1,3 млрд. долл. Указанное вооружение было поставлено в течение 1990-1994 гг. Осталось поставить Ирану авиационные боеприпасы и техническое имущество стоимостью 12,2 млн. долл. Условиями соглашения предусмотрена продажа запасных частей до 2009 г.
Соглашение от 17 мая 1990 г. предусматривало поставку дизель-электрических подводных лодок проекта 877 ЭКМ, торпед и другого оборудования. Подводные лодки были введены в боевой состав иранского флота в 1992-1997 гг. Осталось осуществить поставки запасных частей и необходимого оборудования. Срок действия контракта - до 2008 г.
Соглашение от 24 апреля 1991 г. предусматривало оказание содействия в создании и оснащении шести объектов берегового базирования для подводных лодок.
Соглашение от 13 ноября 1991 г. предусматривало передачу лицензии и оказание технического содействия в организации производства в Иране 1000 танков Т-72С и 1500 боевых машин пехоты БМП-2, а также боеприпасов к ним на сумму 2,2 млрд. долл. В 1993-2000 гг. в Иран было поставлено 422 танка и 413 БМП в разной стадии технологической готовности и боеприпасы на сумму 668 млн. долл. Осталось поставить 578 танков и 1087 БМП, лицензионно-техническую документацию, технологическое оборудование, боеприпасы на сумму свыше 1,5 млрд. долл. Условиями контракта предусмотрена поставка комплектующих, запасных частей и другого оборудования, лицензия на производство которых иранской стороне не передавалась, до 2011 г.
Таким образом, возобновление военно-технического сотрудничества с Ираном в рамках уже заключенных ранее четырех межправительственных соглашений, принесет России около 1,6 млрд. долл.
В 1998 г. Тегеран официально проинформировал Москву о желании закупить в России восемь дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ1, 1000 переносных зенитных ракетных комплексов "Игла", 25 военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В, восемь штурмовиков Су-25, а также зенитные ракетные системы С-300ВМ, радиолокационные станции "Гамма-ДЕ", "Каста-2Е2" и другое военное оборудование на сумму около 2 млрд. долл. Однако действовавшее тогда российско-американское соглашение не позволило Москве подписать контракт на продажу этих вооружений.
В ходе официального визита в Тегеран в декабре 2000 г. российской военной делегации во главе с министром обороны РФ, иранское руководство в первую очередь проявило интерес к созданию комплексной системы противовоздушной обороны территории страны, а также защите важнейших объектов атомной и военной промышленности от нападения с воздуха. Потребности в приоритетном решении указанных задач определили содержание тех новых контрактов, которые прорабатывались иранской стороной с федеральным государственным унитарным предприятием "Рособоронэкспорт".
Среди других перспективных направлений военно-технического сотрудничества между двумя странами следует отметить такие, как модернизация имеющегося у Ирана боевого парка российской авиатехники, организация капитального ремонта ранее поставленных из РФ вооружений, создание на иранской территории сервисного центра по обслуживанию самолетов МиГ-29 и Су-24МК, создание учебного центра по подготовке экипажей для танков Т-72С, сотрудничество в разработке космических систем связи и наблюдения за земной поверхностью, а также организация лицензионного производства в Иране ряда сухопутных и морских систем вооружений.
Учитывая, что две из трех имеющихся у Ирана подводных лодок класса "Кило" в настоящее время неисправны, иранская сторона заинтересована в том, чтобы в ходе проведения в России ремонта указанных субмарин они прошли модернизацию и были дополнительно оснащены разработанными в ОКБ "Новатор" противокорабельными ракетами 3М-54Э. Иран также намерен осуществить закупку партии катеров проекта 12421, оснащенных ракетным комплексом "Москит-Е" со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами 3М-80Е. В свою очередь Корпус стражей исламской революции (КСИР) проявил значительный интерес к новому российскому высокоточному ракетному комплексу "Искандер-Э" с дальностью пуска до 280 километров, разработанному Коломенским конструкторским бюро машиностроения.
Принятая в Иране 25-летняя программа перевооружения предусматривает в основном опору на ВВТ российского производства. На ключевые посты в системе закупок вооружений не так давно назначены представители КСИР, выступающие активными сторонниками развития отношений с Москвой. Согласно заявлению иранского посла в Москве Мехди Сафари, в ближайшие несколько лет Россия может получить от возобновления военно-технического сотрудничества с Ираном свыше 7 миллиардов долларов.
В ходе запланированного на 4-6 сентября официального визита в РФ министра обороны и поддержки вооруженных сил Исламской Республики Иран вице-адмирала Али Шахмани ожидалось подписание рамочного соглашения о российско-иранском военно-техническом сотрудничестве. Об этом была достигнута договоренность в ходе мартовского визита в Россию иранского президента Мохаммада Хатами. Али Шахмани также выразил желание посетить ряд крупных оборонных фирм в Москве и Санкт-Петербурге. В частности, в северной столице глава иранского оборонного ведомства намеревался побывать на судостроительных предприятиях "Алмаз" и "Северная верфь". Однако приезд в эти же дни в Москву израильского премьер-министра Ариэля Шарона привел к срыву визита Шахмани, который перенесен на более позднее время.
По оценкам экспертов "Рособоронэкспорта", объем ВТС с Ираном составит свыше 300 млн. долл. в год. Закупки Тегераном новых ВВТ потребуют обучения иранских военнослужащих в военных училищах и академиях РФ, а также командирования российских военных специалистов в ИРИ для обеспечения бесперебойной эксплуатации поставленной техники. Это принесет Москве дополнительные доходы.
Если же Российская Федерация поддастся нажиму США и отложит подписание уже полностью согласованных с Ираном контрактных документов, она вряд ли получит взамен какие-либо дивиденды. В сложившейся ситуации президент Владимир Путин обязан учитывать не заокеанские пожелания, а действовать в интересах своей собственной страны, оборонно-промышленный комплекс которой крайне заинтересован в закреплении на новых оружейных рынках.