Подробности
"ЛИМА-2001" официально открылся 9 октября - через два дня после того, как начались ракетно-бомбовые удары США и Великобритании по Афганистану, которые самым непосредственным образом повлияли на атмосферу салона. Малайзия - исламская страна, поэтому она негативно отнеслась к бомбежкам. В свою очередь США и западные страны резко сократили свое участие в выставке. Например, малайзийцы не увидели выступления пилотажных групп "Тандерберд" (США) и "Ред Эрроуз" (Великобритания). Для спасения пошатнувшегося престижа Америки на Лангкави был срочно направлен командующий Тихоокеанским командованием ВС США генерал Уильям Беджерт.
Тем не менее премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад - противник ударов по Афганистану - мало внимания уделил американской экспозиции и подчеркнуто долго изучал российское оружие.
КОРОТКИЙ СПИСОК
Среди всех потенциальных оружейных сделок между Россией и Малайзией особое место и по объему, и по военно-политическому значению занимает истребительная. Вокруг нее разворачивалась главная интрига авиационной части выставки "ЛИМА-2001".
Куала-Лумпур намерен в рамках восьмого пятилетнего плана развития страны (2001-2006 гг.) закупить дополнительную партию более дальних многофункциональных боевых самолетов. Окончательный выбор будет сделан в начале 2003 г., то есть до следующего малайзийского авиасалона. Поэтому "ЛИМА-2001" стала для продавцов последним шансом показать товар лицом. Это лучше получилось у "Рособоронэкспорта", представившего предсерийный экземпляр Су-30МКИ и экспериментальный МиГ-29MRCA (на МАКСе-2001 его называли МиГ-29М2). Американский F/A-18F "Супер Хорнет" из состава ВМС США прибыл на Лангкави с опозданием. Эта машина - один из 63 поставленных флоту "Супер Хорнетов", первый из которых приведен в готовность к боевому применению 26 сентября 2001 г.
На выставке в борьбу за контракт помимо самолетостроителей вступили электронщики. Россия представила новейший радар Н011М "Барс", разработанный НИИ приборостроения. Ранее эта радиолокационная станция, проходящая испытания на Су-30МКИ, не выставлялась. "Барс" относится к классу радаров с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР) и, по оценке специалистов, на сегодня является лучшей истребительной РЛС в мире.
Американский аргумент в выставочном состязании - макет радара APG-79 с активной ФАР. Эта станция действительно имеет шанс перехватить первенство у Н011М, однако APG-79 будет установлен на самолет для испытаний лишь в будущем году. Как заявил на выставке представитель корпорации "Рейтеон" Роберт Вайт, F/A-18E/F с APG-79 достигнет оперативной готовности не в 2005 г., как предполагалось ранее, а лишь в 2006 г.
Стремясь повысить привлекательность Су-30МКМ (кстати, это название малайзийского варианта на выставке впервые произнесено официальным лицом), представители Иркутского АПО на выставке объявили о том, что доля аппаратуры французской фирмы "Талес" на самолете увеличится по сравнению с Су-30МКИ. Речь идет о мониторах и оптико-электронной технике.
Сегодня очень сложно сказать, кто выиграет малайзийский контракт. Тем не менее "ЛИМА-2001" ответила на ряд связанных с ним вопросов. Во-первых, официально объявлено, что Малайзия купит 16 самолетов (ранее размер партии колебался от 12 до 18). Во-вторых, скорее всего это будут машины одного типа, в то время как в середине 90-х гг. практически одновременно были приняты на вооружение 8 F/A-18D и 18 МиГ-29. Наконец, министр обороны Малайзии впервые официально огласил "короткий список" претендентов на победу в конкурсе: российский Су-30МК и американский F/A-18E/F. Напомним, что "НВО" предсказало этот промежуточный результат борьбы и привело оценку шансов самолетов в #═33 от 7 сентября 2001 г.
Конкуренция постепенно перемещается из технической в экономическую и политическую сферу. Открывая выставку, Махатхир Мохамад заявил, что предпочтение будет отдаваться тем проектам, которые предусматривают вовлечение в кооперацию малайзийских предприятий. Подчеркнул он и значение офсетных программ.
Американцы, располагающие более масштабными ресурсами, пока ограничиваются общими призывами к Куала-Лумпуру стать партнером в программе "Супер Хорнет". Масштабная презентация F/A-18E/F была проведена накануне открытия выставки на Лангкави в столице Малайзии.
Российские представители выдвинули конкретные предложения о передаче весьма развитой местной электронной промышленности части заказов на бортовую аппаратуру Су-30МКМ. Это, в частности, может быть бортовая ЭВМ и жидкокристаллические индикаторы. С Куала-Лумпуром ведутся переговоры и о встречных поставках товаров в Россию в ответ на закупку Су-30МКМ. По информации "НВО", не исключена и передача Малайзии высоких технологий, непосредственно не связанных с авиастроением.
Эксперты также полагают, что на окончательное решение Куала-Лумпура окажет влияние обстановка в мире. В частности, если операции США против мусульманских стран затянутся, малазийскому правительству по внутриполитическим соображениям будет трудно принять решение о закупке американских самолетов.
По традиции исключительное внимание привлекли показательные выступления Су-30МКИ. Вячеслав Аверьянов, получивший в октябре звание Героя России, выполнил свою коронную программу, включающую "кобру", "чакру" и плоский штопор.
Отметим, что благодаря усилиям российского посла в Куала-Лумпуре Владимира Морозова, подержанным представителями КВТС и "Рособоронэкспорта", отечественной делегации удалось продемонстрировать на выставке свое единство. Несколько подпортил общую картину перенос в Малайзию внутрироссийских разборок в "суховской" кооперации. Конкуренты Су-30МКИ на стендах и в выступлениях сделали акцент на пропагандистский лозунг: "Вчера - Су-27, сегодня - Су-30, завтра - Су-35". По мнению экспертов, такая рекламная стратегия в конкретной малайзийской обстановке не преследует никаких прагматичных целей и лишь осложняет позицию России на местном рынке. Куала-Лумпур еще в прошлом году дал понять, что Су-35, который будет готов к продаже примерно в 2005 г., его не интересует, поскольку оплачивать НИОКР Малайзия не в состоянии.
Сбивало с толку и традиционное разнообразие совершенно различной продукции под одной маркой. Например, в российской экспозиции присутствовало две кабины Су-30МК, причем Махатхир Мохамад "успешно выполнил" виртуальный боевой вылет на китайской версии истребителя, в то время как в Малайзию продвигается индийская.
Рынки самолетов различных типов и модификаций давно разделены между фирмами и у нас, и у американцев. Последние уже научились не мешать друг другу. Так, хотя корпорация "Локхид-Мартин" продает F-16 в ЮВА, она не рекламирует его в Малайзии, поскольку "Боинг" продвигает здесь "Супер Хорнет". Казалось бы, АВПК "Сухой", претендующий на роль главного координатора маркетинговой и технической политики, легко мог разрешить аналогичную российскую проблему, однако на Лангкави этот экзамен на зрелость сдать не удалось.
ШАНСЫ "МиГа"
Как внутрироссийскую конкуренцию за малайзийский рынок восприняли многие эксперты и тот факт, что "Рособоронэкспорт" официально представлял на Лангкави наряду Су-30МК новую машину РСК "МиГ". До выставки "ЛИМА-2001" микояновцы рассчитывали на вхождение МиГ-29MRCA в короткий список претендентов на победу в конкурсе. Сейчас положение корпорации на местном рынке осложнилось, однако, по мнению авторитетных экспертов, было бы неверным полностью сбрасывать эту машину со счетов.
Высокопоставленный представитель "Рособоронэкспорта" в беседе с корреспондентом "НВО" указал на то, что нельзя исключить повторения в ЮВА кризиса 1998 г., особенно в свете последних событий в мире. Многие горячие головы в Вашингтоне обвиняют Куала-Лумпур в сочувствии исламским радикалам. Если бумеранг антитеррористической операции ударит по Малайзии и ее финансовые возможности упадут, а военная обстановка в регионе обострится, МиГ-29MRCA может стать оптимальным вариантом.
Козырь РСК - унификация парка королевских ВВС Малайзии и наращивание его возможностей за счет параллельной закупки вновь строящихся MRCA и модернизации имеющихся МиГ-29Н по программе СМТ. Как показали наблюдения корреспондента "НВО", малайзийцы, в том числе высшее военно-политическое руководство, на выставке приложили значительные усилия для выявления сходства и различия двух версий знаменитого истребителя и, похоже, остались удовлетворенными.
Анализ имеющейся информации показывает, что РСК и ВВС Малайзии удается постепенно преодолевать проблемы, возникшие при эксплуатации 17 МиГов. Их боеготовность в последнее время даже превышает аналогичный показатель F/A-18D. Тем не менее шансов продать новые самолеты малайзийцам у РСК не много. Самолет появился на рынке слишком поздно - сказалась кадровая чехарда и неопределенность технической политики фирмы в 1995-1998 гг.
Значительно более вероятен заказ на модернизацию имеющихся у Куала-Лумпура машин. Решение об этом может быть принято в 2002 г. Программа совершенствования малайзийских МиГов заинтересовала и западные фирмы. Не исключено, что кооперацию в этом вопросе предложит РСК французская "Талес". Обе компании уже совместно действуют в соседнем с Малайзией Брунее, стремясь продвинуть на этот рынок свой совместный продукт - МиГ-АТ.
КАЗАНЬ ПРОТИВ УЛАН-УДЭ
Третьей вполне вероятной российско-малайзийской сделкой может стать продажа транспортных вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Возможность заключения контракта на поставку 10 машин обсуждалась еще до кризиса 1998 г., однако позже эти планы были отложены. В Малайзии успешно эксплуатируются два противопожарных Ми-17 Казанского вертолетного завода, которые за три года налетали свыше 700 часов.
Казанцы хотят, чтобы Куала-Лумпур закупил их Ми-172. Они оборудованы рампой и двумя дверьми и оснащены интегрированным комплексом авионики западного производства, который существенно расширяет возможности вертолета, хотя и удорожает его. Представители Казанского вертолетного завода особо отмечают то, что только их машина полностью соответствует требованиям малайзийского заказчика, а своих конкурентов с Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ) обвиняют в демпинге.
Естественно, что с ними не согласны представители У-УАЗа, которые продвигают на малазийский рынок свой Ми-171. Эта машина действительно проще и дешевле. Козырь улан-удэнцев - активное сотрудничество с местными фирмами, которые уже накопили опыт обслуживания и производства летательных аппаратов западной разработки. Обвинения в демпинге представители завода отвергают и указывают, что цену на военную продукцию устанавливает государственный посредник.
Любопытно, что и казанцы, и улан-удэнцы предъявляют друг другу претензии в нарушении неписаного соглашения о разделе рынка: первые говорят о вторжении конкурентов в Индию, вторые - о проникновении казанцев в Китай.
Как бы там ни было, противостояние двух заводов вызывает головную боль у тех чиновников, которые регулируют оружейный бизнес. Дело спасает лишь то, что в группе средних транспортных вертолетов у России конкурентов нет, поскольку и Ми-172, и Ми-171 намного превосходят западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность".
ВОТЧИНА ГИДРОАВИАЦИИ
Большой успех на выставке "ЛИМА-2001" ожидал самолет-амфибию Бе-200. К нему проявили особое внимание руководители малайзийского правительства, о нем постоянно писали газеты. Одной из сенсаций салона стало объявление о том, что машиной заинтересовались филиппинские военные. Переданные ими требования, по словам специалистов Таганрогского АНТК им. Г.М. Бериева, вполне выполнимы.
Филиппинам нужен патрульный самолет с западными двигателями, поисковыми системами и вооружением, предназначенный для закрытия 200-мильной экономической зоны. Пока нет информации о том, что кто-либо из потенциальных заказчиков хотел бы получить Бе-200 в противолодочным варианте. Однако держащая нос по ветру "Талес" уже заявила, что при доле ее оборудования в 30-40% она может стать участником программы на условиях разделения рисков, а если упомянутый показатель достигнет 50% (что характерно для противолодочных самолетов), французы будут претендовать на роль головного исполнителя.
Но пока сертификат летной годности имеет лишь противопожарный вариант Бе-200, на который прислали запросы более 10 государств. Параллельно изучается возможность создания лизинговой компании, способной продвигать самолет на рынок. В целом дебют на Лангкави стал для Бе-200 весьма удачным, что неудивительно с учетом исключительного интереса к гидроавиации в морском регионе.
"БУК" ДЛЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Одной из основных задач российских оружейников на выставке было продвижение в регион средств ПВО. Пока этот сегмент рынка занят западными компаниями, однако эксперты считают, что отечественные комплексы могут существенно их потеснить. На возможности систем "Бук-М1-2", "Тор" и "Игла" сделал особый акцент глава делегации "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин в ходе осмотра экспозиции малайзийским руководством.
По информации "НВО", в условиях начавшихся бомбардировок Афганистана интерес к отечественной противовоздушной технике был намного выше обычного. Успеху способствовал и правильный выбор направления "главного удара" - рекламировались прежде всего системы малой и средней дальности, которые на большинстве выставок остаются в тени ЗРС С-300ПМУ.
Между тем для небольших государств, особенно островных, она является чересчур мощной и дорогой. Показанный на выставке "ЛИМА-2001" ЗРК "Бук-М1-2" примерно в два раза дешевле, а его возможностей вполне достаточно для решения основных задач ПВО стран ЮВА.
Эта версия комплекса обладает принципиально новыми функциями. Благодаря заимствованию технических решений из испытанного, но пока не поступившего в серийное производство "Бука-М2", вариант "М1-2" позволяет бороться с тактическими баллистическими ракетами и поражать надводные и наземное цели. На Лангкави, в частности, состоялась первая зарубежная презентация новой ракеты комплекса 9М317.
По информации "НВО", "Рособоронэкспорт" и НИИ приборостроения уже ведут переговоры о поставке "Буков-М1-2" в одно из южноазиатских государств.
Лангкави-Москва