0
947
Газета Вооружения Интернет-версия

19.01.2002 00:00:00

Из программы вооружений в программу разоружения

Тэги: овк, клебанов, оснащение


В январе 2002 г. исполняется год с той поры, как заместитель председателя правительства РФ Илья Клебанов заявил о скором утверждении президентом Государственной программы вооружений до 2010 г. (ГПВ-2010). Но до сих пор этого не случилось. Конечно, хорошо, что глава государства не дает "путевку в жизнь" сомнительным документам. Плохо другое - отсутствует столь важная программа, определяющая в значительной степени обороноспособность страны.

Тотальное снижение уровня оснащенности армии и флота России новыми системами вооружений, а также угрожающий характер процесса старения парка штатной боевой техники свидетельствуют о явно недостаточном сдерживающем потенциале наших ВС РФ для предотвращения агрессии. Настораживающе звучат по этому поводу слова Клебанова о том, что новые самолеты, танки и корабли начнут поступать в Вооруженные силы с 2010 г. При таком развитии событий ВС окончательно лишатся боеспособности, что не может не беспокоить, поскольку известен провал программы вооружения 1996 г. почти по всем пунктам. Российского гражданина-налогоплательщика в конце концов интересует: будет ли надежно защищено его Отечество или нет? Попробуем разобраться в этой проблеме.

ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ГПВ-2010 - закрытый документ. Но представление о некоторых особенностях программы можно получить по ряду известных фактов. Предположительно она включает три основных раздела. Первый определяет, какие и в каком количестве вооружения будут производиться, модернизироваться, ремонтироваться и т.д. Второй раздел посвящен вопросу разработки новых систем ВВТ. И, наконец, третий определяет, какое оружие Россия намеревается продавать за рубеж. Несомненно, ГПВ-2010 должна учитывать, с одной стороны, то, что у нашей армии осталось не более 30% современных образцов ВВТ, а с другой - развитие и внедрение в практику новых форм борьбы с применением высокоточного оружия, что было продемонстрировано в последних военных конфликтах (Персидский залив, Югославия, Афганистан).

Реализация ГПВ-2010, как принято сейчас говорить, требует действенных механизмов, к которым относятся финансирование и наличие функционирующих КБ, НИИ, заводов и НИИ МО, определяющих идеологию и техническую политику развития вооружений, а также наличие отечественной сырьевой базы и комплектующих отечественного производства.

Известно, что существующее финансирование российских Вооруженных сил едва обеспечивает их выживание. При мизерном объеме выделяемых денежных средств сложно ожидать переоснащения ВС новыми образцами оружия в необходимом количестве.

Попробуем представить порядок ассигнований, который позволит перевооружить армию и флот РФ. Стоимость образцов оружия на мировом рынке известна и может быть использована при ориентировочных оценках. Так, за лучший перспективный истребитель надо заплатить порядка 50-80 млн. долл. Поставка двухсот таких самолетов обойдется в 10-16 млрд. долл. А на приобретение 1000 новых танков (5-7 млн. долл. за каждый) потребуется 5-7 млрд. долл. Еще большие деньги нужны для создания оборонительных и разведывательно-ударных боевых систем высокоточного оружия, включающих средства разведки (спутники), управления, доставки и поражения. Размеры упомянутых сумм свидетельствуют о том, что если на ГПВ-2010 не выделено несколько десятков миллиардов долларов, то вряд ли ее удастся выполнить в приемлемые сроки.

Между тем российскому налогоплательщику все время внушают, что на оборону невозможно выделить значительные средства. Это как-то не вяжется с богатствами нашей страны. Мизерные деньги, отпускаемые на оборону, отражают, во сколько правительство РФ оценивает независимость России, а ее граждане - честь и свободу Отчизны.

НА ЧТО СПОСОБЕН ОПК?

Не в лучшем положении находится второй механизм реализации ГПВ-2010 - оборонно-промышленный комплекс (ОПК), замученный недостаточным финансированием, бесконечными реорганизациями, сокращениями и прочими потрясениями. По большому счету он болен теми же болезнями, что и Вооруженные силы. 80% оборудования заводов состарилось. Утеряны технологии производства многих образцов ВВТ. Ощущается острая нехватка высококвалифицированных молодых кадров. При создании электронных систем новых образцов вооружения широко используются зарубежные элементы, доля которых при этом достигла 50%. Другими словами, ни один образец российского оружия не обеспечен отечественной элементной базой. Последствия такой политики известны: в ближайшее время Россия потеряет независимость в производстве важнейших видов вооружений.

О том, как сегодня функционирует ОПК, можно судить по результатам работы, например, предприятий, входящих в Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ) за 2000 г. Они сдали: одну БМП, два комплекса инженерных средств обеспечения мобильности войск, три средства боевой экипировки военнослужащих, два тренажера. Действительно, весьма скромно выглядят успехи РАВ, отвечающего за разработку и производство бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения, оптико-электронных систем и приборов для образцов вооружения, а также за стрелковое оружие.

Таким образом, сегодняшнее состояние ОПК вряд ли позволит обеспечить в ближайшей перспективе перевооружение Российской армии.

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?

По существующей традиции Министерству обороны принадлежит главенствующая роль при определении идеологии развития вооружений, приоритетов в их разработке и производстве. Способны ли сегодня справиться с этим заказывающие органы МО после всей неразберихи, вызванной "реформированием" Ракетных войск стратегического назначения, войск космической обороны, ПВО и ВВС, а также Сухопутных войск? Сомнительно, так как, например, Сухопутные войска, не имея своего НИИ для решения вышеперечисленных задач, не могут участвовать в разработке ГПВ, а в видовых НИИ МО перестали существовать научные школы и ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов.

Практика свидетельствует, что даже при наличии достаточного финансирования в прошлом это не всегда получалось у МО. В частности, грубые ошибки в оценке уровня отражающей поверхности головных частей баллистических ракет обусловили создание наземных РЛС с завышенными массогабаритными характеристиками, что затруднило их эксплуатацию. Узкая ориентация и отсутствие прогноза в развитии защиты воздушных целей привели к значительным финансовым затратам при дальнейшей модернизации ПВО. В настоящее время в войсках ощущается нехватка современных противотанковых средств. В свое время недоработанные тактико-технические требования (ТТТ) к противотанковым боеприпасам оказали негативное влияние на их эффективность. Так, тандемные БЧ ПТУР и гранатометных выстрелов только в 50% случаев преодолевают современную динамическую защиту зарубежных танков.

К сожалению, список подобных примеров велик. Поскольку содержание ТТТ во многом определяет боевую ценность создаваемых образцов вооружения, то заказывающим управлениям МО следует не повторять ошибок прошлого. Как-то не хочется, чтобы слова великого баснописца "...а вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь..." стали бы нашей реальностью.

ТОРГОВАТЬ СКОРО БУДЕТ НЕЧЕМ

И, наконец, применительно к третьему разделу ГПВ-2010 можно отметить следующее. Предприятия ОПК России из-за повышения тарифов на энергоносители, потерь возможностей воспроизводства высоких технологий теряют конкурентоспособность на мировом рынке оружия. К 2010 г. ежегодный экспорт российских ВВТ может сократиться на 50%. Существующие прогнозные оценки свидетельствуют, что отечественные комплексы ПВО, корабли, подводные лодки, а также танки, БТР, БМП, артиллерийские системы будут еще востребованы только в ближайшие несколько лет. Надо отметить, что сегодня Россия торгует военными товарами советского запаса, который скоро иссякнет. Вместе с тем отставание России по созданию новейших вооружений приведет к резкому снижению экспорта.

Что можно ответить российскому налогоплательщику по ГПВ-2010? Если программа предусматривает в основном модернизацию старого вооружения, то такая политика ведет не в будущее, а в прошлое. При создании перспективных образцов ВВТ очень важно соблюдать принцип опережающего развития отечественных систем над зарубежными.

Практика последних 10 лет свидетельствует, что без соответствующего финансирования с одновременным прекращением имитационных реформ в ОПК армию и флот перевооружить нельзя. Только революционные решения могут вывести наши ВС из глубокого кризиса в части оснащения новыми вооружениями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
605
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
766
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
655
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
521

Другие новости