0
1298
Газета Вооружения Интернет-версия

19.01.2002

Россия меняет концепцию строительства ядерных сил

Тэги: концепция, стратегия, ядерные силы


Представитель Минобороны России впервые официально признал, что Москва радикально меняет концепцию развития стратегических ядерных сил. Первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский заявил: "Во всех наших перспективных планах военного строительства приоритеты выходят на морскую составляющую триады".

Первые симптомы "перестройки" появились еще полтора года назад, когда начальник ГШ Анатолий Квашнин предложил резко сократить российские МБР и, соответственно, РВСН. Однако тогда немедленной реализации подобных планов противостояли министр обороны Игорь Сергеев и главком РВСН Владимир Яковлев. По отечественной традиции после ухода этих военачальников со своих постов их дело было разгромлено "под корень". Верх одержало "морское" лобби, пользовавшееся покровительством высшего руководства страны.

В середине марта 2001 г., когда указ об отставке маршала Сергеева еще только готовился, главком ВМФ Владимир Куроедов обсуждал в Государственном ракетном центре имени Макеева программу расконсервации производства баллистических ракет для подводных лодок. В соответствии с принятым правительством в ноябре решением в 2002 г. мощности предприятия планируется загрузить на 100%. Для морской ракетной кооперации, которой государство задолжало более 500 млн. руб., это стало спасительным решением.

Однако одновременно был нанесен сильнейший удар по предприятиям, выполнявшим заказ РВСН. Сообщалось, в частности, что резко сократилось финансирование поддержания боеготовности ракет РС-18. А конец 2001 г. ознаменован другим неприятным сюрпризом: впервые за последние три года на боевое дежурство не был поставлен очередной ракетный полк, вооруженный комплексом "Тополь-М". Между тем ранее на высоком государственном уровне планировалось ежегодно оснащать РВСН 10-20 ракетами этого типа. Позже было решено снизить темпы до 6 штук в год. По мнению специалистов, такие темпы не обеспечивают выживание серийных заводов. Тем не менее под них была сформирована кооперация, подготовлено технологическое оборудование, заказаны комплектующие. Не исключено, что теперь все это станет мертвым грузом.

Назначенный в начале 2001 г. новый командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов не обладал влиянием своего предшественника Владимира Яковлева и противостоять гибельным для своего рода войск решениям не смог. Кроме того, новое руководство Минобороны потребовало от Соловцова резко снизить свою публичную активность и не привлекать внимание общества и законодателей к проблемам РВСН. Это, кстати, было неукоснительно выполнено. Объем информации о положении Ракетных войск уменьшился за год на порядок. Несмотря на то что официальные данные о состоянии группировки МБР 31 декабря переданы Вашингтону, от российской общественности их скрывают (по традиции эти сведения станут известны в феврале или в марте из американских СМИ).

Предыдущий меморандум о состоянии российских СЯС был отправлен в Вашингтон 31 июля 2001 г. В соответствии с ним, в составе ВС РФ числятся 346 МБР шахтного базирования (166 РС-20, 150 РС-18, 6 РС-22, 4 "Тополь-М"), 36 железнодорожных РС-22, 360 мобильных "Тополей". Их суммарный потенциал - 3364 боеголовки индивидуального наведения. Реальными кандидатами на выживание в десятилетней перспективе являются лишь 105 ракет РС-18 и "Тополя-М" (если последние еще будут заказываться у промышленности).

Между тем, по мнению Юрия Балуевского, "в ближайшие 5-7 лет, а может быть 10 лет, состояние наземной составляющей стратегических ядерных сил нас будет полностью устраивать". Вполне может быть, что дело обстоит именно так, и России следует сосредотачиться не на бесперспективном ядерном противостоянии с США, а на укреплении сил общего назначения.

Проблема состоит не в том, какая составляющая СЯС - наземная, морская или авиационная - оптимальна для России по критерию "эффективность - стоимость - реализуемость". Всесторонне оценить это могут лишь специалисты, на базе заключений которых в идеале должны принимать решения представители законодательной и исполнительной власти.

Налицо другая беда: существующая система принятия решений по жизненно важным для безопасности и благополучия государства вопросам неэффективна. Стратегические концепции в России меняются синхронно с усилением или ослаблением группировок во властных или финансово-промышленных структурах. Коренные повороты осуществляются каждые 5-10 лет, а поскольку длительность программ в области стратегических вооружений существенно больше, эффективность огромных затрат на новое оружие крайне мала.

Результат нынешних наземно-морских шараханий предсказать нетрудно: средства истратят, те, кто принимал решения, уйдут, их идеи будут объявлены ересью и все придется начинать с нуля.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кому нужна Российская Арктика

Кому нужна Российская Арктика

Маргарита Нифонтова

Якутия как яркий пример реализации общей стратегии развития региона

0
2120
От изоляционизма к глобальному доминированию

От изоляционизма к глобальному доминированию

Александр Бартош

Как происходила эволюция стратегической культуры США

0
1475
Пекин мечтает о господстве на море

Пекин мечтает о господстве на море

Александр Шитов

Основные направления развития авианосных сил Поднебесной

0
2706
Эксперты: Москва испытывает атомные боеприпасы

Эксперты: Москва испытывает атомные боеприпасы

Владимир Мухин

Учения стратегических ядерных сил РФ "Гром" пройдут в ближайшие месяцы

0
4866

Другие новости

Загрузка...
24smi.org