БОЛЕВАЯ ТОЧКА
ПОСЛЕ распада СССР Вооруженные силы унаследовали огромный парк гусеничных и колесных бронированных машин. Громоздкость его заключалась не только в количестве, но и в разунификации данных машин. В настоящее время вся номенклатура этого парка продолжает оставаться на вооружении. Она включает в себя:
- два основных боевых танка - Т-72, Т-80 - с конструктивно разными шасси. К ним нужно добавить оставшуюся часть харьковских машин (еще одно шасси) Т-64 (Т-80УД) и модернизированные в последние годы современные танки Т-90 и Т-80У. Но их доля от общего количества танков невелика (4-5%);
- три боевые машины пехоты - БМП-1, БМП-2, БМП-3 - на двух конструктивно разных шасси;
- три боевые машины десанта - БМД-1, БМД-2, БМД-3 - также на двух конструктивно разных шасси;
- легкий плавающий танк ПТ-76Б. Он остался на вооружении морской пехоты ВМФ России;
- гусеничный бронетранспортер-тягач МТ-ЛБ;
- три колесных бронетранспортера - БТР-60, БТР-70, БТР-80 - с конструктивно разными шасси.
Таким образом, современный парк бронированных машин имеет 9 полностью разунифицированных между собой гусеничных шасси и 3 колесных. Они являются базовыми. На них, кроме шасси танков Т-80 и Т-64, созданы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения.
Оценивая сложившееся положение, можно сказать, что принятие конкретного образца на вооружение всегда рассматривалось с позиций укрепления обороноспособности страны. В свое время это было оправданным и необходимым. Нас вынуждал вполне вероятный противник. Это результат гонки вооружения в период холодной войны.
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Но, рассматривая такое важное звено в создании бронетанковой техники (БТТ), как унификация, без всякого преувеличения можно сказать, что в последние два-три десятилетия существования СССР унификация в данной области техники была если не самым слабым, то одним из слабых звеньев в ее создании.
Здесь имеются в виду не те новые образцы, существенно превосходящие по боевой эффективности или военно-техническому уровню существующую технику, которая должна своевременно модернизироваться и обновляться. Речь идет о доминирующей роли такой разунификации, которая делает необоснованно дорогой разработку далеко не лучшего образца, усложняет снабжение войск запасными частями из-за увеличения номенклатуры образцов.
Так, например, не столько объективные обстоятельства, сколько субъективный фактор стал причиной того, что на вооружение Советской армии в течение 15 лет (с 1976 г.) одновременно поступали три основных боевых танка. Все три непрерывно совершенствовались, но из-за распыления средств каждый из них так и не достиг к началу 90-х годов требуемого повышения военно-технического уровня.
Или, принятая в 1987 г. на вооружение БМП-3 не стала наряду с основным боевым средством мотострелков Сухопутных войск и пехотинцев Береговых войск ВМФ также и основным боевым средством подразделений ВДВ, как это предполагалось и было предусмотрено в тактико-техническом задании на разработку БМП-3.
Вопреки этому в 1990 г. на вооружение был принят еще один бронированный образец для ВДВ, имеющий конструктивно новое шасси - БМД-3. И это при том, что функции БМП и БМД при ведении боевых действий с участием мотострелков, морских пехотинцев и десантников одинаковые (транспортная, поражение живой силы и техники противника, обеспечение защиты экипажа и десанта). Эти две боевые машины, даже с учетом парашютного десантирования БМД и возможностей военно-транспортной авиации по количеству их погрузки в один самолет, должны были быть высокоунифицированными (двигатель, трансмиссия, другие узлы и агрегаты), как этого требовали руководящие документы того времени.
БОРЬБА ЗА УНИФИКАЦИЮ
На унификацию дизельных двигателей для БТТ, которые заменили бы двигатели типа В-2, широко применяемые до настоящего времени, претендовало два семейства. Семейство четырехтактных унифицированных транспортных дизелей (УТД) Барнаульского завода. Его нередко называли семейством унифицированных танковых двигателей. Однако ни одного двигателя конкретно для танка не было создано, хотя неоднократно предлагались (УТД-33, УТД-38 и др.). В советские времена завод делал основной упор на безнаддувные дизели. В настоящее время для БТТ выпускаются и разрабатываются двигатели УТД-20 и УТД-23 (с наддувом), УТД-29 и УТД-32 (с наддувом). В начале 90-х годов ОАО "Барнаултрансмаш" заявил о разработке нового семейства четырехтактных быстроходных многоцелевых дизелей двойного назначения с диапазоном мощностей 100-1800 л.с.
В 1970 г. Челябинским тракторным заводом было заявлено для разработки семейство четырехтактных дизелей типа 2В ("НВО" # 43, 2001 г.). Позже была задана разработка унифицированного моторно-трансмиссионного отделения с двигателем 2В-12-2 (2В-12-3) для танков и машин на его базе. Из этого семейства в настоящее время в малосерийном производстве находится только двигатель 2В-06-2 (2В-06-2С) и продолжает разрабатываться двигатель 2В-12-3.
Как видим, ни то, ни другое семейство двигателей не привело к их унификации при создании БТТ. Каждое, по сути, только внесло свой вклад в разунификацию. К существующим двигателям были добавлены еще два разных по конструкции - УТД-29 и 2В-06-2, предназначенные для машин одного и того же класса - для бронированных машин легкой категории по массе.
В целом начиная с 60-х годов опыт создания БТТ показал, что невозможно было добиться сколько-нибудь приемлемой унификации двигателей для танков и БМП (БМД), когда их разработкой и выпуском в советское время занимались 5 министерств и 7 заводов.
Вот один из примеров межведомственных разногласий, не позволивших добиться унификации даже на более низком уровне. В 80-х годах неудачно закончилась борьба за унификацию систем холодного пуска дизельных двигателей танков и БМП. Три завода (разных министерств) - Харьковский, Челябинский и Барнаульский - разработали свои системы.
Научно-исследовательский институт Минобороны провел сотни экспериментов со всеми системами холодного пуска (в холодильной камере, Забайкалье и других холодных местах). Была определена эффективность каждой из систем и убедительно показана необходимость унификации данных систем на базе одной из них. Но все попытки реализовать это не привели к желаемому для военных результату. Не помогли ни решения Военно-промышленной комиссии по данному вопросу, ни другие грозные документы. Каждый завод так и продолжает устанавливать свою систему холодного пуска.
Настоящее буйство разунификации проявилось при создании агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части. Вот что применялось на объектах БТТ в 80-е годы: 19 типоразмеров коробок передач; 19 типоразмеров бортовых передач; 22 опорных катка различного конструктивного исполнения; 14 поддерживающих катков различного конструктивного исполнения; 21 вид траков различного конструктивного исполнения. Указанные составные части отличаются не только конструктивно, но и по установочным и присоединительным размерам.
ПАРАДОКСЫ
То, что практическая унификация в советское время стала приобретать все более проблематичный характер свидетельствует тот факт, что еще в 1970 г. в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР #К937 было записано: "┘персональная ответственность за обеспечение высокого уровня стандартизации и унификации вновь разрабатываемых изделий┘ возложена на главных конструкторов". Но это для нас не нонсенс, а обычное явление, когда постановления (решения) сами по себе, а жизнь (практика) сама по себе.
Парадокс ситуации, связанный с унификацией БТТ, заключался еще и в том, что в те годы, когда на практике царила безудержная разунификация, на словесно-бумажном уровне проблемы, задачи и принципы унификации успешно решались и усваивались достаточно глубоко.
Были разработаны ГОСТы, определяющие требования по стандартизации и унификации. Обоснованы количественные показатели в виде коэффициентов применяемости, повторяемости и межпроектной (взаимной) унификации как на уровне деталей, так и на уровне сборочных единиц. Но до практической реализации доходило мало.
Каждый завод, что вполне естественно, заинтересован в реализации именно своей разработки. Поэтому, чтобы новинки техники не вступали в противоречие с унификацией, нужны иные подходы в создании БТТ.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Современные отечественные концепции развития бронированных машин средней категории по массе, для которых базовым образцом является основной танк, а также машин легкой категории по массе, для которых базовыми образцами являются для гусеничных - БМП, а для колесных - БТР, предусматривают создание семейств бронированных машин на типовых унифицированных шасси (два гусеничных - для машин средней и легкой категорий и одно колесное). При этом возможны модификации шасси (разное число опорных катков, переднее или заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения), когда корпуса машин различного назначения (инженерные, связь, медицинские и т.д.) могут отличаться друг от друга.
С позиций унификации главным условием при создании семейств бронированных машин является максимально возможное использование на шасси всех типов машин унифицированных составных частей (узлов, агрегатов, сборочных единиц). Например, применение двигателей одного типоразмерного ряда. Из этого ряда для машин средней категории свой конструктивно унифицированный ряд на базе танкового двигателя, а для машин легкой категории свой такой же ряд на базе двигателя для БМП. Соответственно для систем двигателей, трансмиссий и т.д.
Принципы унификации наиболее полно можно реализовать при создании концерна (холдинга) БТТ или БТВТ (бронетанкового вооружения и техники).