0
936
Газета Вооружения Интернет-версия

17.05.2002 00:00:00

Системность как условие успеха

Тэги: опк, преобразования, унификация


Перспектива

В ТЕЧЕНИЕ последних 10-15 лет ОПК по различным причинам "разваливали". Основные фонды, кадры, задельные разработки и технологии "постарели", отстали от времени; оснащение армии, выпуск гражданской продукции находятся на невысоком уровне. В тот же период развитые страны Запада сделали технологический рывок, приведший к существенному усилению их военного потенциала, к насыщению и даже перенасыщению рынка высокотехнологичных товаров. Поэтому на задачу удержания технологического потенциала РФ на уровне передовых западных стран практически нет временного ресурса. Это требует принятия однозначных приоритетных программ развития ОПК и жесточайшего контроля их выполнения, что невозможно без структурной реформы оборонного комплекса и государственного управления им.

Системный кризис возможно преодолеть только системными методам, поэтому необходимо сопряжение и взаимозависимое проведение реформ армии, ОПК, науки, образования, финансово-экономической инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и т.п.

ВТС хоть и не признается по ряду причин системообразующим фактором, но способно все же дать весомые финансовые ресурсы. Высокотехнологические гражданские проекты из-за малой покупательной способности населения также самостоятельно не могут быть системообразующими. Гособоронзаказ по смыслу является таковым, но этих денег, как правило, не достает. Однако, если провести жесткую и достаточно глубокую унификацию по этим трем направлениям по основной номенклатуре продуктов, в итоге можно сформировать системообразующую программу, обеспеченную денежными средствами. Такую программу уже можно положить в основу реформы ОПК.

Следует подчеркнуть также важность реализации "матричного" принципа реформирования ОПК: образовывать вертикально-интегрированные структуры по конечным финишным объектам, горизонтально-интегрированные же структуры - по профильным технологиям и комплектующим изделиям для них.

Сокращение производственных предприятий при реструктуризации позволит сконцентрировать ресурсы на стратегически важных направлениях, сократить время создания новых комплексов вооружения и гражданских товаров, повысить управляемость ОПК. Однако чрезмерное увлечение количественными показателями может привести к обратному эффекту. Интегрированные структуры должны иметь не отраслевую, а продуктовую ориентацию. При этом следует учесть, что у нас из-за ряда социальных и финансовых проблем технологии и кадры не мобильны.

Успешно работающие предприятия являются привлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов и поэтому их собственность будет активно выкупаться. Поэтому не исключено, что в результате у государства окажется недопустима малая доля собственности стратегически важных предприятий. Вот почему предлагается ежегодно обновлять список подобных предприятий и запрещать продажу их акций в текущем году.

Ввиду того что при сокращении численности армии обороноспособность РФ не должна снижаться, необходимо оснащение ВС новыми высокоэффективными комплексами вооружения. С этой целью в программах развития следует предусмотреть программы подготовки квалифицированных кадров - научных, инженерных, рабочих специальностей.

Еще один вопрос, требующий решения, - новая мобилизационная политика, минимизация средств на содержание мобилизационных мощностей, обеспечение высокой степени их готовности. По нашему мнению, эти задачи можно решить при использовании мобилизационных мощностей для производства высокотехнологичных гражданских товаров и в интересах ВТС.

Представляется важным расширение ВТС (и в этом необходима помощь на самом высоком государственном уровне) не только в качестве источника поступления значительных финансовых ресурсов, но и как одного из основных способов развития новых направлений и технологий создания ВВТ.

Из-за недостаточной развитости внутреннего рынка высокотехнологических гражданских товаров и услуг, высокой степени конкуренции с западными товарами, низкой платежеспособности населения, требуется осуществление протекционистских мер со стороны государства по поддержке внутреннего рынка (в том числе лизинга гражданской авиационной техники).

При повышении тарифов на энергоресурсы и транспортные услуги политика ценообразования на продукцию ОПК становится неопределенной. Взаимосвязь госзаказа и системы ценообразования должна распространяться на всю кооперацию, включая энергетическую и транспортную составляющие, а также материалы. Недопустимо менять ценовую политику в пределах годовых бюджетных обязательств.

В целом бюджетная политика должна отвечать законам РФ и смыслу производственного процесса. До настоящего времени ни разу не выплачивались в начале года 40-процентные авансы, своевременно не осуществлялись расчеты за выполненные работы, включая погашения задолженности предыдущих лет. Целесообразно рассмотреть дополнительные нормативные акты по видам и срокам уплаты налогов, согласованные с динамикой производства, не приводящие к нарушению или ослаблению мотивации при производстве по значимым работам госзаказа, ВТС, развитию технологической базы производства.

Особо следует осветить вопрос об участии самих предприятий в реализации программ научно-технического развития ОПК. Средства на развитие основных фондов предприятий должны быть сопоставимы с финансовыми вкладами западных фирм-конкурентов. Этого можно достичь только консолидацией средств самих предприятий и бюджетных средств освобождением прибылей предприятий от налогов, льготами по таможенным и иным сборам, а также привлечением инвесторов под государственные гарантии.

Ряд предприятий содержит и развивает уникальную стендовую и исследовательские базы, сложные и дорогостоящие полигоны и аэродромы. Зачастую стоимость их содержания непосильна для отдельных предприятий, поэтому целесообразно отказаться от сбора налогов на это имущество и землю под ними.

Для решения указанных проблем крайне необходимо создание оперативного межведомственного органа с участием регионов и корпоративных организаций, который бы координировал и управлял процессом реформы и развитием ОПК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1076
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2962
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1663
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2025

Другие новости