0
3603
Газета Вооружения Интернет-версия

16.08.2002 00:00:00

Самолет на собственные деньги

Тэги: ОКБ Сухой, Су80, литвинов


Перспектива

Среди модельного ряда машин разработки "ОКБ Сухого" особое место занимает самолет Су-80. Его появление стало результатом диверсификации производства, а также поиска комплексом "Сухой" новых ниш на российском и международном авиарынках. Су-80 представляет собой двухбалочный высокоплан "нормальной" аэродинамической схемы. Крыло - большого удлинения с развитой механизацией. Оперение - п-образное, образовано двумя килями и стабилизатором, замыкающим силовую схему. Посадка пассажиров, а также погрузочно-разгрузочные работы осуществляются по грузовой рампе в хвостовой части фюзеляжа. Самолет соответствует нормам АП-25 и FAR-25.

Максимальный взлетный вес Су-80 для бетонной ВПП составляет 13 500 кг, для грунтовой ВПП - 12 500 кг. Максимальная крейсерская скорость - 470 км/час, экономическая крейсерская скорость - 410 км/час. Максимальная высота полета 7600 м. Дальность полета с 30 пассажирами - 1400 км, с нагрузкой (1950 кг) - 2450 км, перегоночная дальность - 2700 км. Длина разбега - 840 м, длина пробега с реверсом - 460 м.

Длина самолета 18,26 м, высота - 5,52 м, размах крыла (с законцовками) - 23,17 м, колея шасси - 6,3 м. Двигатели - 2хСТ7-9В (2х1750 л.с.). На Су-80 используются четырехлопастные воздушные винты диаметром 3,35 м изменяемого шага, обеспечивающие реверс тяги для сокращения длины пробега самолета и аварийное флюгирование.

Пилотажно-навигационное оборудование Су-80 построено на современной элементной базе с использованием спутниковой навигации. Система самолетовождения и индикации обеспечивает прием, обработку и визуализацию всей пилотажной, командной и контрольной информации по данным средств навигации, установленных на самолете; автоматическое или ручное управление радиотехническими средствами; выдачу сигналов о нарушении работы оборудования самолета и действиях экипажа, связанных с этими нарушениями.

Система технического обслуживания разработана с учетом таких особенностей, как: обеспечение автономной эксплуатации в течение 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах; использование самолета с высокой интенсивностью и при небольших годовых налетах; постоянной готовности машины к вылету и малое время реагирования на вызов. Для Су-80 принята стратегия технического обслуживания и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств контроля, основу которых составляют средства встроенного контроля.

О состоянии и перспективах этого проекта в интервью "НВО" рассказал директор программы - главный конструктор Су-80 Геннадий Литвинов.

- Геннадий Александрович, что было положено в основу концепции создания Су-80 и каково целевое назначение этого самолета?

- С самого начала Су-80 разрабатывался как многофункциональный самолет, на базе которого возможно создание семейства специализированных модификаций при минимальных дополнительных затратах. Помимо чисто гражданского варианта для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных воздушных линиях это также легкий военно-транспортный самолет, патрульный самолет, самолет-ретранслятор, летающая операционная, а также самолет для учебно-штурманской подготовки.

Су-80 отличают автономность эксплуатации, высокие надежность и ресурс, широкий диапазон условий эксплуатации, возможность осуществлять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Первоначальный вариант Су-80 на 19 мест с турбовинтовыми двигателями ТВД-1500 не являлся конкурентоспособным. Для обеспечения требований рынка и высокой конкурентоспособности мы видоизменили самолет, доведя его вместимость до 30 пассажиров, а также установили более мощные газотурбинные двигатели - СТ7-9В производства американской фирмы "Дженерал Электрик". К сожалению, двигатели такого класса в России не производятся. Мы убедили свой традиционный серийный завод - Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) - заняться этой программой. "ОКБ Сухого" заключило с КнААПО договор о совместной собственности на Су-80 с учетом обоюдных затрат на этот проект.

Началась постройка двух самолетов. В 1998-м построили первый Су-80, который начал проходить статические испытания. А в 1999-м "ОКБ Сухого" получило второй летный самолет, который дооборудовали и подняли в воздух. Не очень привычная для нас гражданская тематика заставила достаточно серьезно подойти к программе по Су-80. Машина прошла комплекс наземных и стендовых испытаний. До начала летных испытаний мы довели ресурс большинства самолетных систем до 5 тыс. часов. А 4 сентября 2001 г. Су-80 совершил свой первый полет.

- Как вы оцениваете потенциальную емкость рынка для вашей машины?

- На ближайшие три-пять лет у нас есть заказ на 64 самолета от различных российских авиакомпаний. Потребности же зарубежного рынка - от 50 до 70 машин. Для нас весьма перспективны такие страны, как Китай, Индия, Индонезия, Малайзия.

Что же касается военного применения Су-80, то "ОКБ Сухого" занимаемся этим уже года четыре. Мы предложили несколько вариантов Министерству обороны России. На сегодня эта работа подходит к логическому концу, где мы представим свои предложения на конкурс аванпроектов легкого транспортного самолета и тех модификаций, которые можно сделать на его базе. Теперь окончательный выбор остается за МО РФ.

- Кто еще участвует в конкурсе?

- "Ильюшин" с Ил-112В, РСК "МиГ" с МиГ-110 и "Мясищев" - очевидно, с М-14.

- Предусмотрена ли установка на Су-80 каких-то комплексов вооружений?

- Да, согласно технического задания, в варианте для Федеральной пограничной службы РФ. Сам самолет достаточно автономен, около 10 часов он может находиться в воздухе. Неплохая дальность, комфорт, хорошее навигационное оборудование. Су-80 - это современный самолет, который отвечает последнему слову техники.

- На тендер, проводимый Минобороны, вы будете выходить с импортными двигателями? По МиГ-АТ, где установлены французские движки "Ларзак", например, потребовались специальные сертификационные испытания и согласование документации с МО РФ.

- Вопрос очень непростой. У нас в стране нужных двигателей нет. Мы можем поставить ТВ7-117, но они слишком велики для нашего самолета, и сама машина получится более дорогой. К тому же в этом случае через каждые две тысячи часов надо менять двигатели. Если мы говорим о 25 или 30 тысячах часов ресурса - то необходимо 15 пар двигателей на весь жизненный цикл машины. Не говоря уж о ЗИПе и всем остальном. Американский же лидерный двигатель СТ7-9В отработал более 43 тысяч часов. То есть на весь жизненный цикл Су-80 потребуется одна-две пары таких движков.

На базе НПО "Сатурн" мы создали совместное предприятие, оно займется лицензионным производством СТ7-9В. Самим разработать и испытать мотор такого класса сегодня нам не под силу. К тому же цикл создания такого изделия как минимум 10 лет. А так мы получим двигатель, который можно в дальнейшем модифицировать.

- А как обстоит дело с финансами?

- Самая большая беда - отсутствие необходимых средств в полном объеме. Мы Су-80 строим на собственные деньги "ОКБ Сухого" и КнААПО. У нас нет бюджетного финансирования.

- Объем возможного заказа Минобороны можете назвать?

- Это закрытые сведения. Но цифра солидная.

- Мог бы Су-80 найти применение в Чечне и на Северном Кавказе в целом?

- Безусловно. Например, в ходе тех боевых действий, которые недавно вели наши пограничники на российско-грузинской границе. В локальных конфликтах Су-80 незаменим как воздушный разведчик, летающая операционная или легкий военно-транспортный самолет. По нашему мнению, сегодня он более эффективен, чем все то, чем располагают ВС РФ и другие силовые ведомства.

- На каком этапе сейчас находится программа по Су-80?

- Если говорить о нормативных документах, регламентирующих создание военной авиатехники, то есть цикл летно-конструкторских испытаний и государственных испытаний. Если брать гражданский вариант, то в данный момент мы находимся на этапе доводочных испытаний. Дальше - сертификационные заводские испытания. А потом - контрольные испытания. Сейчас мы проверяем свои технические решения и готовимся выйти на сертификационные заводские испытания в четвертом квартале 2002 г.

- А дальше?

- На КнААПО строятся еще четыре Су-80. Первый будет готов во втором квартале 2003 г. Этот самолет предназначен для повторных статических испытаний. Дальше с интервалом в квартал будут построены самолеты для летных испытаний. С их приходом возрастет интенсивность полетов (а по программе их около тысячи). Мы собираемся выполнить ее за полтора года и к 2004 г. получить сертификат на наш самолет.

- КнААПО сейчас загружено рядом заказов, выполняемых в интересах КНР. Есть ли у предприятия возможности для того, чтобы подготовить линию по выпуску Су-80 и подготовить необходимую технологическую оснастку в том случае, если вы выиграете объявленный Минобороны РФ тендер?

- КнААПО - огромный завод, который раньше производил гораздо большее количество самолетов, чем сегодня. Сейчас завод оптимизирует свои производственные мощности. Гражданское производство будет выделено в отдельную линию. Иначе самолет получится слишком дорогой. На КнААПО очень существенно и грамотно подходят к решению этой задачи.

- Маркетинговой работой вы занимаетесь самостоятельно, или же вы привлекаете возможности "Рособоронэкспорта" и "Авиаэкспорта"?

- Основная стратегия - показ программы Су-80 на международных выставках. И уже в случае интереса со стороны потенциального заказчика мы работаем с ним конкретно. Если речь идет о военном варианте - то тогда действуем через "Рособоронэкспорт".

- Кто из пилотов "ОКБ Сухого" участвует в испытаниях Су-80?

- Экипаж - Игорь Вотинцев (командир) и Юрий Ващук (второй пилот). Сейчас мы задействовали еще двух пилотов - Евгения Фролова и Сергея Костина.

- А способен ли пилот после истребителя сесть за штурвал самолета с гораздо менее маневренными характеристиками?

- Летчики у нас очень хорошо обучены и осторожны. Да и Су-80 с точки зрения аэродинамической схемы - достаточно сложный самолет. Так что мы продвигаемся вперед аккуратно и последовательно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1655
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
974
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
2344
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
359

Другие новости