Подробности
ПОДПИСАННАЯ (13.01.1993 г.) и ратифицированная (05.11.1997 г.) Конвенция о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении обязала Российскую Федерацию до 2012 г. полностью уничтожить накопленное ею в XX в. химическое оружие (ХО). Однако сегодня ситуация с ликвидацией этого вида оружия массового уничтожения (ОМУ) складывается так, что обязательства российской стороны в установленные сроки могут быть и не выполнены.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Запасы химического оружия массового уничтожения создавались в СССР и до Великой Отечественной войны, однако форсированная разработка и широкомасштабное производство ХО начались в годы холодной войны. Именно в тот период военные доктрины СССР и США предполагали ведение военных действий с применением всего спектра ОМП (ядерного, химического, бактериологического). Основные объекты по разработке, испытаниям и производству химического оружия находились в Москве, Дзержинске, Новочебоксарске, Волгограде, Нукусе и Шиханах.
С конца 1940-х и до середины 1980-х гг. было произведено более 40 тыс. т отравляющих веществ (ОВ). Все запасы ОВ конструкционно располагались либо в боеприпасах (авиационных бомбах, боевых частях ракет, снарядах), либо в крупнотоннажных емкостях (бочках по 100, 250 л и цистернах по 38 и 50 куб. м). По ведомственной принадлежности все химическое оружие распределялось следующим образом: Военно-воздушным силам принадлежало 53,4% и Сухопутным войскам (ГРАУ и Войска РХБЗ) - 46,6% общих запасов.
В середине 80-х годов все химическое оружие было сконцентрировано на семи арсеналах центрального подчинения и сведено в стратегические запасы Вооруженных сил.
БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
К началу 1990-х гг. основная часть химических боеприпасов, и особенно крупнотоннажные емкости с ОВ, выработали сроки исправного технического состояния и гарантийного хранения. Ясно, что дальнейшее хранение ХО становится все более опасным, и назрела очевидная необходимость утилизации (уничтожения) химических боеприпасов. В противном случае уже через несколько лет возникнет куда более сложная проблема - уничтожение аварийных химических боеприпасов.
Решением расширенного комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ от 31.10.1994 г. было признано, что "химическое разоружение в полной мере отвечает национальным интересам России, поскольку предусматривает уничтожение старых и устаревающих запасов ХО, представляющих угрозу для населения и окружающей среды. Уничтожение ХО не повлияет на национальную безопасность и не отразится на обороноспособности страны".
Актуальность вопроса уничтожения ХО определяется в первую очередь тем, что с отравляющими веществами (основой ХО) в процессе их долговременного хранения происходят необратимые физико-химические превращения, то есть их старение. В результате чего снижаются боевые (токсичных) свойства ОВ, а также появляются различные кислотные примеси, которые в той или иной мере влияют на коррозионную стойкость (то есть герметичность) оболочек химических боеприпасов, так называемые внутренние воздействия. Если еще к этому добавить отрицательное влияние климатических факторов (перепадов температур, влажности воздуха и т.д., то есть внешних воздействий), то картина коррозионных процессов, медленно протекающих в корпусах химических боеприпасов и постепенно разрушающих их, становится понятной. Так, толщина стенок корпусов химических боеприпасов и крупнотоннажных емкостей с ОВ уменьшилась за время их хранения на 25 и 40% соответственно. Общее количество аварийных химических боеприпасов (это боеприпасы, из которых происходит утечка отравляющего вещества) продолжает увеличиваться из года в год. Если не приступить к немедленному уничтожению ХО, то, по прогнозным расчетам, к 2010 г. общее количество аварийных боеприпасов составит 50% от всех запасов.
Такое положение дел с химическими боеприпасами, а также то, что отравляющие вещества относятся к так называемым суперэкотоксикантам, вызывает серьезную озабоченность населения, проживающего вблизи объектов по хранению ХО. Фактически люди живут на "химической бочке", которая, не дай бог, конечно, если не принять скорейших мер, может взорваться. И это является вторым немаловажным аспектом актуальности скорейшего уничтожения ХО.
При подготовке к уничтожению химоружия должен быть проведен комплекс полномасштабных работ, связанных с обеспечением безопасности населения и охраной окружающей среды. Безусловно, что гарантировать эту безопасность невозможно без проработки технических аспектов проблемы безопасности уничтожения ХО. При этом ничто не должно выпасть из поля зрения - ни анализ и оценка риска как объектов по хранению, так и объектов по уничтожению, ни защита населения при возможных аварийных ситуациях, включая разработку систем чрезвычайного реагирования во всех ее многогранных проявлениях.
Большие затраты, которые потребуются на реализацию процесса уничтожения всех запасов химического оружия, несомненно, оправдывают и стимулируют усилия ученых России найти способы утилизации ХО, то есть боеприпасов и отравляющих веществ, включая продукты их детоксикации. Утилизация корпусов боеприпасов в металлургической промышленности не представляет особых проблем, хотя есть вопросы, которые требуют дополнительного решения. Некоторые сложности вызывает утилизация отравляющих веществ. Химическую основу фосфорорганических ОВ и иприта составляют элементы общепромышленного назначения, которые используются в крупнотоннажных производствах, исчисляемых миллионами тонн. Поэтому вклад запасов этих отравляющих веществ (чуть более 30 тыс. т) в общее производство будет очень мал и соответственно перспективы их утилизации незначительны.
По-иному обстоит дело с утилизацией люизита. В состав его входит мышьяк, содержание которого в техническом продукте находится в пределах 30-35%. Именно наличие мышьяка и возможность переработки люизита с получением металлического мышьяка и его соединений высокой чистоты определяют перспективы утилизации люизита.
К настоящему времени утверждены технологии уничтожения как кожно-нарывных отравляющих веществ, так и фосфорорганических. Однако остается открытым вопрос утилизации отходов, образующихся при уничтожении ОВ. Первоначально предполагалось основную массу отходов превращать в битумно-солевые массы (БСМ) и захоранивать (или хранить) на специальных полигонах (хранилищах). Согласно этой технологии из одной тонны уничтоженного отравляющего вещества получается 3-4 т БСМ, таким образом, из 40 тыс. т уничтожаемого ОВ Россия получит 120-160 тыс. т БСМ. Однако что делать с ними, пока никто не знает.
Другой немаловажной проблемой, стоящей на повестке дня, является вопрос о количестве объектов по уничтожению ХО. Первоначально предполагалось вблизи каждого арсенала хранения ХО построить объект по его уничтожению, то есть планировалось иметь 7 полновесных объектов, что позволяло России в сжатые сроки уничтожить запасы ХО. Однако под давлением стран, оказывающих финансовую помощь РФ в уничтожении запасов ХО, и прежде всего США, и после передачи проблемы уничтожения ХО Российскому агентству по боеприпасам предполагается строительство всего трех объектов уничтожения ХО: в п. Горный Саратовской области, п. Кизнер, Удмуртия, и п. Щучье Челябинской области.
Проведенный финансово-экономический анализ железнодорожных перевозок ХО с остальных четырех арсеналов на эти объекты показал, что финансовые затраты возрастают примерно в 1,7-1,9 раза по сравнению со строительством 7 объектов уничтожения ХО, перевозка же ХО автомобильным транспортом обходится еще дороже. При этом во главу угла становится вопрос не столько финансовый, сколько потенциальной опасности перевозок ХО. Ведь перевозить смертельно опасные вещества придется через густонаселенную европейскую территорию России.
СУЕТА ВОКРУГ ХРАНЕНИЯ
Первоначально решение всех вопросов, связанных с уничтожением запасов ХО, было возложено на Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (УН РХБЗ). Однако на момент принятия этого решения все запасы ХО находились в ведении ВВС (три арсенала хранения) и Главного ракетно-артиллерийского управления (четыре базы хранения). С целью исключения такого явно ненормального положения дел в 1998 г. все арсеналы и базы по хранению ХО были переданы под эгиду начальника войск РХБЗ, и в этой структуре создается Управление уничтожения ХО или войсковая часть 52688-Л.
Для начала надо было укомплектовать Управление уничтожения ХО высококлассными специалистами (как офицерами, так и гражданским персоналом), не понаслышке знающими, что такое химические боеприпасы, проработавшими с ними не один десяток лет, знающими как правильно их эксплуатировать и обеспечивать безопасные условия их хранения. К середине 1998 г. управление было укомплектовано почти на 70% и приступило к выполнению возложенных на него соответствующим положением функций по созданию объектов уничтожения ХО и обеспечению безопасных условий его хранения.
Первым ударом по планам уничтожения ХО в установленные сроки явился августовский кризис 1998 г. Фактически он поставил Россию на грань срыва принятых международных обязательств. Улучшение финансово-экономического положения страны в 2000 и 2001 гг. благоприятно сказалось и на финансировании проблемы уничтожения ХО. Именно в этот период была официально утверждена двухстадийная технология уничтожения химических боеприпасов и крупнотоннажных емкостей, снаряженных кожно-нарывными отравляющими веществами, обеспечивающая комплексную безопасность на всех этапах уничтожения. Прямым следствием этого явилась интенсификация строительства объекта по уничтожению ХО в п. Горный Саратовской области.
Не успело созданное Управление уничтожения химического оружия устояться в структуре РХБЗ, как в октябре 2000 г. вышел указ президента РФ о передаче программы уничтожения ХО Российскому агентству по боеприпасам. До принятия этого решения Росбоеприпасы являлись лишь исполнителем государственного оборонного заказа в области боеприпасов традиционного снаряжения, минимальный объем производства которого ставил под сомнение целесообразность агентства как федеральной структуры. Вполне вероятно, подобное решение не в последнюю очередь и диктовалось целями сохранения его. Одно из непременных условий передачи функций государственного заказчика по федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" Росбоеприпасам заключалось в том, что проблема передавалась целиком, то есть с функцией обеспечения безопасного хранения.
В конечном итоге "у руля" проблемы безопасного хранения и уничтожения ХО были поставлены руководители, которые химические боеприпасы визуально впервые увидели лишь в 2001 г. Естественно, что начались существенные структурные и кадровые подвижки. Из состава Минобороны России были выведены все арсеналы по хранению ХО и Саратовский военный институт РХБЗ. Практически на пустом месте (35% офицеров и генералов только что созданного Управления по уничтожению ХО пожелали либо уволиться, либо остаться в ВС) вновь создано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению ХО при Российском агентстве по боеприпасам и Научно-технический центр. Административный аппарат Росбоеприпасов увеличился более чем в 2 раза.
Однако на этом организационные подвижки отнюдь не закончились. Напомним, что организация безопасного хранения ХО требует весьма высокой квалификации обслуживающего персонала и значительных вложений в совершенствование складских структур. В конечном счете надо откровенно заметить, она не сулит никаких дивидендов ответственным за хранение лицам, за исключением гипотетических неприятностей. Руководство Росбоеприпасов достаточно быстро осознало эти простые истины и тот факт, что гораздо выгоднее (с финансовой сточки зрения) заниматься только лишь уничтожением ХО. Принималось во внимание и то обстоятельство, что рано или поздно придется отчитываться перед международным сообществом как за объемы уничтоженных запасов ХО, так и за те средства, которые вкладывают страны Запада в создание объектов уничтожения ХО.
В августе 2002 г. руководителями Росбоеприпасов и Генштаба была осуществлена комплексная проверка объектов хранения ХО. Возможной целью ее являлась обратная передача объектов хранения ХО под эгиду Минобороны, а точнее, в войска РХБЗ, численность которых в настоящее время составляет уже менее 10 тыс. военнослужащих. При таком боевом и численном составе невольно встает вопрос о целесообразности существования и самого УН РХБЗ. Таким образом, объективно интересы всех фигурантов в вопросе передачи функций хранения ХО сошлись: руководство Росбоеприпасов не желало взять на себя ответственность за хранение ХО, а начальник управления РХБЗ генерал Холстов был кровно заинтересован в сохранении подчиненных ему войск. Позицию Виктора Холстова, естественно, разделял и начальник Генерального штаба.
Характерно, в России, как правило, не акцентируется внимание на том, сколько средств вложено в обеспечение условий безопасного хранения ХО. Для примера, если США 60% выделяемых средств расходуют на безопасное хранение ХО и только 40% на его уничтожение, то в России на безопасное хранение выделяется лишь 2% денежных средств. И это при том, что минимальная потребность составляет сегодня не менее 45-50%. На сегодняшний день 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах. Чтобы не допустить "химического Чернобыля", необходима в срочном порядке реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения ХО. Трудно себе представить, что произойдет с населением и окружающей средой при полном или частичном, в силу каких-либо природных катаклизмов, разрушении одного стандартного (не самого большого, но самого распространенного) кирпично-деревянного хранилища 1958 г. постройки в котором хранятся 496 химических авиационных бомб калибра 500 кг, каждая из которых содержит 247 кг сильнодействующих отравляющих веществ. Анализ возможных последствий такой аварийной ситуации позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать то, что экологический ущерб будет исчисляться десятками миллионов рублей, материальный ущерб уже сотнями миллионов, если удастся избежать человеческих жертв.
СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Для разработки более или менее безопасной технологии уничтожения ХО начиная с 1993 г. сначала в Минобороны, затем в Российском агентстве по боеприпасам проводился достаточно широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Согласно постановлениям правительства России и федеральных законов закупка научно-технической продукции для нужд федеральной программы уничтожения ХО осуществляется через проведение открытых (в исключительных случаях закрытых) всероссийских конкурсов. Отметим, именно проведение конкурсов по НИОКР позволило в 1995 г. выбрать наиболее приемлемые технологии уничтожения ХО и произвести их комплексную доработку применительно к конкретным условиям размещения объектов уничтожения ХО. Однако если до 2001 г. конкурсы действительно давали ощутимый экономический эффект (отвечали своему названию - всероссийские) и в них принимали участие организации и предприятия практически со всей страны, принадлежащие различным министерствам и ведомствам, что позволяло в конечном итоге экономить до 30% бюджетных денег, и государство за минимально обоснованную стоимость получало необходимый для него научно-технический продукт, то после передачи функций государственного заказчика в области химического разоружения Росбоеприпасам ситуация достаточно резко изменилась. Первоначальный анализ результатов конкурсов 2002 г. позволяет сделать вывод о том, что происходит целенаправленный перелив финансовых потоков в подведомственные агентству предприятия. Это относится к трем четвертям всех конкурсных работ. Даже специальный автомобиль, предназначенный для перевозки химических боеприпасов, разрабатывает ГНПП "Базальт" - предприятие, традиционно занимавшееся разработкой авиационных средств поражения и боеприпасов ближнего боя.
СРОКИ ПОДЖИМАЮТ
Отдавая себе отчет в том, что запасы российского ХО надо как можно скорее уничтожить, поскольку хранить его с каждым годом становится все опаснее, Росбоеприпасы совместно с Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению ХО прилагают поистине огромные усилия для запуска первого объекта по уничтожению ХО, расположенного в поселке Горный Саратовской области. Данный объект предназначен для уничтожения кожно-нарывных ОВ, основная масса которых хранится в крупнотоннажных емкостях - цистернах объемом 38 и 50 куб. м, 100- и 250-литровых бочках. Технология уничтожения данного типа была неоднократно опробована как на имитаторах отравляющих веществ, так и на реальных средах. При этом все этапы технологического цикла уничтожения обеспечивают комплексную безопасность проведения работ.
Сроки запуска объекта в Горном неоднократно переносились, остается под большими сомнениями и очередная дата, планируемая на декабрь 2002 г. Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться при строительстве объекта по уничтожению ХО, - неритмичность финансирования стройки.
С 15 ноября 2002 г. в Горном начинает работу Государственная комиссия по приемке первого российского объекта по уничтожению химоружия. Руководством государства поставлена однозначная задача - до 31 декабря этого года запустить объект и начать уничтожение первой очереди ХО. Напомним, до 1 апреля 2003 г. Россия должна отчитаться перед международным сообществом об уничтожении первых 400 т отравляющих веществ. Остается только надеяться, что ведомственные перетасовки и элементарное местничество не повлияют на выполнение этой задачи.
Таблица
Типы химических боеприпасов и емкостей Вооруженных сил РФ
Наименование |
Индекс |
Вес ОВ в боеприпасе (кг) |
Количество боеприпасов |
Авиационная бомба |
9-А1-467 |
91,420 |
4817 |
Авиационная бомба |
9-А-725 |
35,800 |
2849 |
Авиационная бомба |
9-А-475 |
177,200 |
3915 |
Блок авиационных бомб |
9-А-3420 |
23,700 |
244 |
Блок авиационных бомб |
9-А-3052 |
2,160 |
590 |
Боевая часть крылатой ракеты |
9-А-3261 |
572,000 |
15 |
Боевая часть крылатой ракеты |
БЧК-5 |
432,000 |
52 |
Выливной прибор |
9-А-483 |
247,900 |
22609 |
Выливной прибор |
9-А-707 |
1945,000 |
118 |
Выливной прибор |
9-А-740 |
1895,600 |
113 |
Головная часть реактивного снаряда |
9Н56 |
2,845 |
213316 |
Головная часть ракеты |
9Н18Г |
214,500 |
401 |
Головная часть ракеты |
9Н123Г |
60,000 |
94 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС6 |
1,390 |
51847 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС9 |
1,500 |
39825 |
Снаряд ствольной артиллерии |
ХС6 |
1,390 |
1959 |
Модуль |
9-ЕК-3264 |
17,600 |
55824 |
Авиационная бомба |
9-А-164 |
47,800 |
11902 |
Головная часть реактивного снаряда |
9Н57 |
3,035 |
935152 |
Головная часть реактивного снаряда |
9М23М |
3,035 |
21000 |
Головная часть реактивного снаряда |
8С31 |
2,140 |
180342 |
Головная часть реактивного снаряда |
8Б31 |
2,140 |
320 |
Головная часть реактивного снаряда |
3НС1 |
8.000 |
93377 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53НС367(Д) |
0,440 |
24413 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53ХСО367 |
0,440 |
2224 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53НС462-35 |
1,900 |
1333 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53НС462У |
1,900 |
1838 |
Снаряд ствольной артиллерии |
ХС462У |
1,900 |
6 |
Снаряд ствольной артиллерии |
ХСО462У |
1,900 |
17 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53НС463Б-35 |
1,325 |
609317 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53ХСО463Б |
1,325 |
241137 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС5 |
1,585 |
20302 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС5М |
1,585 |
85980 |
Снаряд ствольной артиллерии |
ХС5 |
1,585 |
76205 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС3-35 |
2,820 |
350210 |
Снаряд ствольной артиллерии |
Х3-35 |
2,820 |
133025 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53ХСО462Д |
3,300 |
17700 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53ХС530Д |
5,480 |
12923 |
Блок авиационных бомб |
9-А-3109 |
5,760 |
10150 |
Головная часть ракеты |
9Н123Г2-1 |
50,500 |
39 |
Головная часть реактивного снаряда |
9Н58 |
3,075 |
706417 |
Головная часть реактивного снаряда |
9Н519 |
20,000 |
27219 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС8 |
1,285 |
218663 |
Снаряд ствольной артиллерии |
53НС463Б |
1,361 |
200 |
Снаряд ствольной артиллерии |
3НС7 |
2,590 |
91053 |
Боевой элемент от головной части ракеты |
9Н230 |
0,777 |
195 |
Авиационная бомба |
500-280С |
164,000 |
56 |
Авиационная бомба |
1500-900С |
631,000 |
5 |
Авиационная бомба |
1500-965С |
631,000 |
200 |
Головная часть ракеты |
8Ф44Г-1 |
550,000 |
317 |
Авиационная бомба |
9-А-467 |
92,000 |
814 |
Авиационная бомба |
9-А-423 |
44,100 |
20371 |
Выливной прибор |
9-А1-483 |
248,500 |
14709 |
Авиационная бомба |
1500-900СВ |
640,000 |
4 |
Авиационная бомба |
1500-965СВ |
640,000 |
14 |
Железнодорожная цистерна |
═ | 50куб.м |
101 |
Железнодорожная цистерна |
═ | 38куб.м |
2 |
Бочка |
═ | 100 литров |
667 |
Бочка |
═ | 250 литров |
258 |
Примечание. По некоторым типам химических боеприпасов данные отсутствуют.