0
3537
Газета Вооружения Интернет-версия

22.11.2002 00:00:00

Навигация для специальных задач

Тэги: опк, навигация, терроризм


Акцент

НЕДАВНИЙ захват заложников в Москве стал основанием для пересмотра первоначально запланированных расходов на борьбу с терроризмом. Правительство РФ согласилось с Государственной Думой о необходимости выделения в бюджете 2003 г. на эти цели дополнительно 3 млрд. руб. Данную сумму в основном планируется израсходовать на техническое оснащение и экипировку спецподразделений, которым поручена нейтрализация лидеров чеченских сепаратистов, а также уничтожение наиболее активно действующих бандформирований. Эта задача поставлена в качестве приоритетной для ФСБ и Министерства обороны.

Для ее решения отечественный оборонно-промышленный комплекс готов предложить российским спецслужбам целый ряд новейших разработок. Среди них - средства автономной навигации и системы контроля подвижных объектов, разработанные специалистами ОАО "Оборонительные системы" и ЗАО "Транснетсевис".

РАВНЕНИЕ НА ФПС

Первым заказчиком малогабаритных навигационно-связных комплектов (МНСК) стала Федеральная пограничная служба России, для которой разработан прибор под кодовым названием "Бот". Он способен обеспечить контроль и безопасность перемещения небольших групп военнослужащих в любых районах моря, а также их связь с командованием или службами спасения. Морская служба ФПС уже эксплуатирует два комплекса "Бот". До конца нынешнего года ФПС получит от "Оборонительных систем" еще пять комплектов такой аппаратуры. А в 2003 г. пограничники намерены приобрести уже 50 комплексов "Бот".

Автором идеи создания "Бота" выступил главный штурман Морского департамента ФПС контр-адмирал Дмитрий Штефанов, обратившийся в "Оборонительные системы" с предложением выполнить для пограничников данную разработку. Ранее эта компания уже создала для ФПС автоматизированную систему "Полоса", которая позволила провести интеграцию различных типов пограничных РЛС и хорошо зарекомендовала себя в условиях практической эксплуатации. Успешные испытания "Бота" прошли в сентябре 2002 г. в рамках договора о научно-техническом сотрудничестве "Оборонительных систем" с ФПС РФ.

МНСК "Бот" предназначен для использования на различных плавсредсвах, а также непосредственно членами команды судов, не имеющих штатных навигационных средств, с целью автономного решения расчетно-навигационных задач и передачи своего местоположения на диспетчерский пункт с одновременной возможностью установки непрерывной голосовой связи с диспетчером посредством спутниковой или коротковолновой радиосвязи. Основу комплекса составляет регистратор навигационной и телеметрической информации, обеспечивающий определение местоположения объекта, его скорость и курс, запись и передачу вышеуказанных данных в трех режимах: "черного ящика" с накоплением до 60 тыс. сообщений; постоянной передачи данных; комбинированный режим с возможностью передачи сообщений о нештатной ситуации.

По заключению государственной комиссии ФПС России, МНСК "Бот" способен обеспечить безопасность плавания, координатно-временную привязку и взаимный обмен информацией малых катеров, моторных лодок в прибрежных районах, что в большей степени позволяет осуществлять контроль за биоресурсами.

СПЕЦНАЗ ИДЕТ ПО "ТРОПЕ"

Сухопутный вариант МНСК "Бот" получил название "Тропа". Его основу составляет персональный микрокомпьютер с GPS-приемником и программным обеспечением электронно-картографической системы. Несмотря на свою компактность, МНСК "Тропа" позволяет автономно решить широкий круг задач:

обеспечение автономной навигации и безопасности движения, обозначение опасных районов (минные поля и пр.) с учетом предварительно введенных параметров опасных объектов;

отображение своего местоположения с вектором направления движения и скорости на электронной карте выбранного района;

прокладка маршрута с возможностью его использования для возвращения по нему;

решение задачи контроля движения по маршруту, с возможностью настройки величины отклонения от заданного;

голосовое сопровождение по маршруту с предупреждениями о подходе к точке поворота или опасному району;

идентификация нанесенных на карту обозначений;

возможность нанесения собственных пользовательских объектов из ранее созданной библиотеки.

Немаловажным является то, что в предлагаемом комплекте используются профессиональные цифровые сухопутные навигационные карты. Отображение объектов на экране МНСК "Тропа" имеет 100-процентное совпадение с традиционными бумажными картами.

Диапазон изменения масштаба карты от исходного составляет: увеличение в 4 раза, уменьшение в 20 раз. Точность определения координат - 3 м. Частота обновления навигационной информации - 1 Герц. Время автономной работы - 10 часов. Температурный режим от - 10 до + 70 градусов. Водонепроницаемый чехол обеспечивает нормальную работу аппаратуры в течение 30 минут при погружении на глубину до 1 м. Гарнитура позволяет оператору одновременно вести переговоры с диспетчером и слышать голосовые подсказки от навигационной электронно-картографической системы.

В состав МНСК "Тропа" входит микрокомпьютер, головная гарнитура, средства передачи данных (спутниковый терминал, портативная КВ- или УКВ-радиостанция), регистратор навигационной и телеметрической информации (РНТИ). Для удобства ношения комплекта он размещается в страховочном жилете, что обеспечивает полную свободу действий пользователя. Вес комплекта составляет 3,3 кг. Навигационная аппаратура, используемая ОАО "Оборонительные системы", имеет сертификаты Госстандарта России.

По оценкам экспертов, МНСК "Тропа" незаменим при выполнении боевых задач спецподразделениями ФСБ и ГРУ в условиях горно-лесистой местности в Чечне. Использование данной аппаратуры позволит в любое время суток и при любой погоде осуществить точный выход к местам проведения спецопераций, а также выдавать целеуказания штурмовой авиации при нанесении ударов по местам дислокации бандформирований.

"ПЛАНШЕТ" ДЛЯ ШТАБОВ ВЫСШЕГО УРОВНЯ

В настоящее время "Оборонительными системами" на базе новейшей микроэлектроники разработаны технические и программные средства, позволяющие обеспечить контроль и безопасность перемещения людей и транспортных средств в любых районах суши и моря. Система мониторинга состоит из региональных центров различного уровня и контролируемых объектов, оснащенных специальным оборудованием. Основой регионального центра является информационно-картографическая система (ИКС) "Планшет". Сбор обстановки о движении и состоянии контролируемых объектов происходит на рабочих местах операторов стационарных диспетчерских пунктов (региональных центров) низшего уровня или подвижных диспетчерских пунктов и передается в региональный центр для обобщения и анализа. Рабочие места диспетчеров организуются на персональных компьютерах с одним или несколькими мониторами, а также в локальной вычислительной сети. Это позволяет наблюдать одновременно в нескольких районах воздушные, морские (речные) и наземные подвижные объекты. Отображение в системе ведется одновременно на картах различных районов. Кроме этого, ИКС позволяет принимать сообщения об обстановке одновременно по различным каналам связи (Inmarsat, Global Star, Evteltracs, КВ, GSM, УКВ-conventional, УКВ-транковая связь - MPT, LTR, EDAX, TETRA, TETRAPOL, выделенным и коммутируемым каналам связи, Интернет и т.д.).

Основные задачи, решаемые ИКС "Планшет":

прием от подвижных объектов или локальных диспетчерских пунктов навигационной и телеметрической информации с заданным периодом или по запросу;

отображение контролируемых объектов на фоне электронной карты с возможностью решения дополнительных расчетных задач;

осуществление дистанционного воздействия на работу внутренних систем подвижного объекта;

установление голосовой связи диспетчера с подвижным объектом;

ведение журнала событий, с одновременной привязкой сообщения по месту и времени;

получение информации об обстановке от других ведомств и ее отображение на фоне электронной карты;

воспроизведение сохраненной обстановки за любой промежуток времени.

Высокую оценку представленной аппаратуре дали профессионалы. Так, после ознакомления с ней начальник аэромобильного спасательного отряда МЧС России "Центроспас" Андрей Легошин заявил: "Новые разработки "Оборонительных систем" на данный момент насущны, и их надо было внедрять еще вчера". В этой связи отметим, что некоторые системы транспортной навигации и контроля подвижных объектов в различных вариантах уже функционируют в ряде регионов России и СНГ (Москва, Краснодар, Хабаровск, Астана и др.), в частности - в интересах Управления исполнения наказаний Минюста по г. Москве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1019
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1005
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
692
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
843

Другие новости