ДЛЯ того чтобы разобраться в сути проблемы с транспортным самолетом Ту-330, необходимо уяснить: какая машина и для чего нужна ВВС и авиации ВМФ. Транспортная авиация предназначена для перевозки по воздуху частей и подразделений (личного состава и военной техники) ВС в военное и мирное время.
Современные и будущие военные конфликты теряют свою глобальность и приобретают региональный характер, что ведет к резкому возрастанию требований к мобильности. Для России фактор больших расстояний был важен всегда, а в связи с сокращением численности личного состава ВС его роль существенно увеличилась. Нарастающую проблему замены парка ВТА можно решать разными путями, крайние из которых - заказ самолетов у отечественных производителей и покупка за рубежом.
Последнее всегда дороже и приводит к потере самостоятельности. Случай с Ан-70 в этом отношении весьма показателен: Россия финансирует и поддерживает авиационные предприятия другой страны, которая в отношении России ведет не самую лояльную и честную политику. Отечественный разработчик оказывается на голодном пайке.
Самолет Ту-330 создается в соответствии с Постановлением правительства РФ # 369 от 23 апреля 1994 г. по техническому заданию Министерства транспорта РФ и изначально задумывался как рабочая лошадка транспортной авиации, а также для замены парка устаревших Ан-12. Поэтому в его конструкции нашли отражение основные требования российских военных:
- надежность в сочетании с высокой боевой живучестью;
- высокая эксплуатационная и ремонтная технологичность;
- унифицированность;
- транспортная эффективность;
- высокая безопасность полета и соответствие классу.
Средний транспортный самолет Ту-330 (Ту-204-330) в отличие от транспортного самолета промежуточного класса Ан-70 более чем на 70% унифицирован с самолетом-прототипом Ту-204 и, по сути, является его грузовой версией. В его силовой установке могут использоваться как минимум три типа двигателей: существующий ПС-90А, перспективный НК-93 и британский RB-211. Отличная аэродинамика самолета дает возможность осуществить безопасный взлет с одним отказавшим двигателем и посадку при отказе обоих.
Для Ан-70 отказ одного из четырех двигателей с высокой вероятностью приводит если не к катастрофе, то к серьезной аварии. Это связано с тем, что значительная часть подъемной силы крыла создается при обдуве его струей от винта. При отказе двигателя появляются сильные разворачивающий и кренящий моменты, требующие симметричного снижения мощности силовой установки. Такой исход событий и был продемонстрирован под Омском. Для военного самолета, по которому будет осуществляться огневое воздействие, такие особенности в принципе недопустимы.
В отличие от Ан-70 при разработке самолета Ту-330 были учтены практически все возможные особенности военной эксплуатации авиатехники в России и основными критериями его оценки являются надежность, простота и дешевизна эксплуатации. Исследования показали, что эксплуатационные затраты на Ан-70 будут в 3-3,5 раза выше, чем у Ту-330.
Учитывая российские военные стандарты и перспективы развития систем вооружений ВС РФ, летные, конструктивные и эксплуатационные характеристики Ту-330 в максимальной степени приближены к базовому самолету для создания целого ряда модификаций не только для решения транспортных задач, но и для непосредственного обеспечения боевых действий, в том числе и перспективных систем вооружения боевой авиации. Так как самолет практически готов к производству, то его первый летный экземпляр может быть построен в срок от полутора до двух лет. На сертификационные испытания нужен всего один год.
Уровень доведенности сложного Ан-70 и его узлов на сегодня таков, что понадобится не менее 5 лет для устранения конструктивных недостатков самолета и его систем. По существу, он представляет собой экспериментальный самолет с экспериментальной силовой установкой и неясным техническим будущим. Учитывая особенности аэродинамической компоновки его планера и роль силовой установки в создании подъемной силы на взлетно-посадочных режимах, доработки двигателей до высочайшего уровня надежности потребуют очень больших российских инвестиций в украинскую авиационную (моторостроительную) промышленность. Важно и то, что до сих пор не решен вопрос о правах на интеллектуальную собственность по этому самолету.
В свое время наше государство уже вложило в проект самолета-прототипа Ту-204 более 3,5 млрд. долл. Сформирована серийная кооперация, создан серьезный научно-технический задел, позволивший с высокой достоверностью согласовать характеристики будущего транспортного самолета Ту-330 с требованиями военного заказчика. Решены вопросы интеграции этого самолета не только в систему вооружений ВС РФ, но и в транспортные системы других ведомств. Сумма, необходимая для реализации программы выпуска 10 самолетов на 7 лет, составляет 340 млн. долл. Стоимость НИОКР, включая подготовку к серийному производству и выпуск 3 машин, из которых одна - летный образец, составляет всего 140 млн. долл.
Однако дело заключается не в деньгах. Сегодня при гарантиях возвратности найти средства нетрудно. Проблема в том, что в продолжении работ по Ан-70 заинтересованы лица, которым безразлично состояние военной и экономической безопасности России. Они же и вводят в заблуждение не только общественность, но и руководство страны. Естественно, что Ту-330 им мешает.
Самолет Ан-70 не вписывается в систему вооружений ВС РФ, так как с самого начала разработчик решил в нем учесть требования стандартов НАТО. По своим характеристикам Ан-70 ближе к Ил-76, чем Ту-330. Чтобы этот самолет интегрировать в транспортную систему ВВС РФ надо подогнать под него все оборудование, вооружение и военную технику. В реальности разработчик Ан-70 ставит перед собой цель - вытеснить с российского рынка все транспортные самолеты российского производства, заменив их клонами Ан-70.
Оценки экспертов НАТО по этому самолету совпадают с оценками отечественных специалистов: сложно, ненадежно, дорого и долго.
Да, имеется межправительственное соглашение о совместной разработке Ан-70. Однако есть и смысл попристальней изучить историю появления этого соглашения и вспомнить основных действующих лиц, способствовавших его подписанию. Расчеты показывают, что сумма штрафных санкций при разрыве этого соглашения ничто по сравнению с суммарным экономическим эффектом от производства и эксплуатации Ту-330 или ущербом, который понесет Россия от внедрения Ан-70 в отечественную транспортную систему.
У руководства ВВС фактически сложилась стройная и четкая система взглядов на программу и перспективы развития транспортного самолетного парка, и Ту-330 занимает там свое достойное место.