0
2176
Газета Вооружения Интернет-версия

21.02.2003

Окно уязвимости

Тэги: про, контроль, сша, договор


НОВЫЙ, 2003 год министр обороны РФ Сергей Иванов начал с посещения в Софрино дивизии противоракетной обороны, входящей в состав отдельной армии РКО особого назначения. Глава российского военного ведомства проинспектировал многофункциональную радиолокационную станцию "Дон-2Н", проверил состояние позиционного района и стартовых позиций противоракет.

Оставшись довольным всем увиденным, министр обороны заявил, что боевой состав Космических войск (КВ), созданная система управления полностью отвечают духу времени. Более того - в ближайшей перспективе все виды и рода войск, используя потенциал КВ, повысят свои качественные параметры. На такой радужной ноте завершилась инспекционная поездка Сергея Иванова в Софрино. Между тем он так и не узнал, что система противоракетной обороны российской столицы А-135 уже в самое ближайшее время может вообще остаться без квалификационного технического и гарантийного надзора.

Напомним, что министр обороны осматривал "Дон-2Н" 15 января. А на следующий день, 16 января, специалистов предприятия ГПТП, вводивших в эксплуатацию данную станцию и работающих совместно с личным составом этой воинской части, не пропустили на объект. На недоуменные вопросы им предложили подыскать себе новое место работы - в концерне "РТИ Системы". Позднее выяснились подробности этой истории. Команда "не пущать" поступила в Софрино из Солнечногорска, где расположен штаб отдельной армии РКО. В свою очередь, туда она тоже пришла свыше. Аргументы же командования софринской дивизии, что это снизит боеготовность объекта, в расчет приняты не были. Приказы в армии не обсуждают - и, стиснув зубы, в Софрино взяли под козырек.

БРЕШЬ В ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЕ

В СССР работы по проблеме ПРО начались в 1958 г. А уже три года спустя, 4 марта 1961-го, противоракетой В-1000 был осуществлен успешный траекторный перехват МБР Р-12. Теоретические и практические наработки советских ученых позволили в 1970-х гг. вплотную приступить к развертыванию системы противоракетной обороны Москвы. Ее второй вариант под шифром А-135 был принят на вооружение указом президента РФ в 1995 г. Система территориальной ПРО предназначалась для защиты российской столицы и Центрального промышленного района от групп баллистических ракет и их ядерных блоков.

А-135 разрабатывалась под руководством московского Научно-исследовательского института радиоприборостроения (НИИРП), который постановлением советского правительства с 1961 г. определен в качестве головной опытно-конструкторской организации по всем системам противоракетной обороны. Проект курировал генеральный конструктор Анатолий Басистов. После ввода в эксплуатацию А-135 на НИИРП возлагалась задача по научно-техническому руководству дальнейшими работами в области развертывания многоэшелонной системы ПРО.

Ключевую роль в системе А-135 играет МРЛС кругового обзора "Дон-2Н". МРЛС - уникальное радиолокационное средство с мощным программным обеспечением, позволяющее работать с использованием большого разнообразия типов радиолокационных сигналов, - решает задачи точного сопровождения атакующих целей и наводимых противоракет.

За работы по установке, монтажу, наладке оборудования и вводу в эксплуатацию МРЛС "Дон-2Н" отвечала головная монтажная организация ГПТП. После постановки А-135 на боевое дежурство ГПТП обеспечивало поддержание нормальной технической эксплуатации МРЛС "Дон-2Н" и текущую модернизацию этого радара.

КВ, как приоритетный род войск в глазах нового руководства Минобороны, получили щедрое бюджетное финансирование по сравнению с другими структурами Вооруженных сил РФ. В рамках гособоронзаказа на деятельность Космических войск были ассигнованы сотни миллионов рублей. Однако НИИРП, ГПТП и МАК "Вымпел" - участники исторически сложившейся кооперации в сфере РКО - их так и не дождались. Они были практически отсечены от бюджетного пирога, а золотой дождь пролился на других. В аппарате КВ нашлись люди, которые решили перераспределить масштабные денежные потоки. Благодаря их усилиям основным получателем бюджетных трансфертов по тематике создания объектов ПРО и СПРН, их совместному техническому обслуживанию и гарантийному надзору, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, определяющих облик и ТТХ средств систем, становится частный концерн "РТИ Системы", образованный в июле 2000 г. с уставным капиталом 18 720 тыс. руб.

Для формализации статуса самостийно созданного концерна в октябре 2001 г. заинтересованными лицами при активной поддержке заказывающего управления и командования КВ готовится проект "Решения о порядке взаимодействия концерна "РТИ Системы" с Министерством обороны РФ", который должен был утвердить начальник вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексей Московский. Однако первоначальный вариант куда-то исчезает, а на свет появляется новый титульный лист, на котором теперь значится лишь одна утверждающая подпись - командующего Космическими войсками генерал-полковника Анатолия Перминова. Документ также подписывают начальники управлений начальника вооружения генералы Михеев и Тюлин. Неужели без ведома своего шефа? Интересно, что все попытки отодвинутых от гособоронзаказа организаций увидеть первый экземпляр "Решения", а не его ксерокопию окончились безрезультатно. В этой связи в оборонно-промышленных кругах получила распространение версия о том, что утверждающая подпись генерала Перминова была взята из другого контекста и скопирована на титульном листе с помощью оргтехники.

На основе "Решения" исполнение гособоронзаказа по ряду основных объектов ПРО поручается концерну "РТИ Системы", который не имеет соответствующего опыта и квалифицированного персонала для проведения подобных работ. В то же время головная монтажная организация - ГПТП, выполнявшая эти работы на протяжении 50 лет, активно вытесняется из кооперации. Объемы работ ГПТП сокращены на 50% и передаются безвестным фирмам, а специалисты переманиваются. Подобная акция по передаче подрядных функций планируется и по другому объекту - РЛС СПРН "Волга".

Эксперты отмечают, что это крайне опасная тенденция, особенно на фоне снижения уровня профессиональной подготовки офицерского состава, несущего боевое дежурство на объектах системы РКО. Из-за текучести кадров командованию все труднее добиться стабильности в составе дежурных смен. В 2002 г. отказались продлить контракт и уволились около 300 опытных офицеров. На очереди - еще несколько сотен кадровых военнослужащих. А пополнение, после того как Житомирское училище ПВО осталось на Украине, в основном идет за счет зеленых лейтенантов-двухгодичников. Нередки в отдельной армии РКО и различного рода чрезвычайные происшествия. Всем памятен нашумевший пожар на командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении, надолго выведший его из строя. Так что присутствие на МРЛС "Дон-2Н" и РЛС "Волга" опытных гражданских технических специалистов - вещь просто незаменимая. Поэтому трудно понять логику тех генералов Космических войск, которые вытесняют ГПТП из освоенной за десятилетия ниши.

А в перспективе это приведет к увеличению разрыва между важнейшими составляющими воздушно-космической обороны - ПВО и РКО. Впрочем, "РТИ Системы" - не единственный пример разрушения кооперационных связей в угоду частным интересам. Существенно сокращаются объемы гособоронзаказа ГПТП в пользу Московского радиотехнического завода, владельцем которого является другая частная компания под названием ОАО "Оборонительные системы", а особое отношение начальника вооружения МО РФ к последней общеизвестно.

Кроме того, концерн ПВО "Алмаз-Антей", в состав которого входит ГПТП как головная организация по монтажу, настройке, проведению испытаний и ввода в эксплуатацию объектов РКО, утрачивает реальную возможность организации работ по созданию этих объектов.

ВЫХОД ИЗ ЗАМКНУТОГО КРУГА

Испытал на себе жесткое давление управления начальника вооружения и НИИРП - головной разработчик системы А-135, который пока что так и не сумел продлить десятилетиями имевшуюся лицензию на разработку частей систем и комплексов ПРО созданной им же самим системы. А без этого головному разработчику невозможно продолжать полноценные работы в указанной области.

Между тем институт лишь недавно оправился от тяжелейшей ситуации, в которую он попал с начала 90-х гг. Спекуляции вокруг процедуры банкротства НИИРП и смещение акцентов активно используются для дискредитации этого уважаемого предприятия и концерна ПВО "Алмаз-Антей", куда входит НИИРП, в целом.

С началом в России рыночных реформ госзаказ в области обороны снизился в 25-30 раз. Порой единственной возможностью для выживания оборонки становилась сдача в аренду излишних производственных помещений и офисных площадей. Там, где руководители относились к делу по-государственному, деньги за аренду поступали в бюджет предприятия. Это позволяло оставаться им на плаву и даже частично финансировать текущие и перспективные разработки. Так, в частности, поступили на НПО "Алмаз", который при сравнимом с НИИРП гособоронзаказе долгов не имел. А вот деливший с ним часть площадей НИИРП пошел по другому пути. Тогдашние первые лица института больше заботились о себе. Видимо, поэтому площади института сдавались китайским фирмам по 12 долл. за кв. м в год при среднерыночной стоимости - 200 долл., о чем даже появились статьи в ряде СМИ. Вдобавок НИИРП, деливший с "Алмазом" часть площадей, давно перестал платить последнему за пользование энерго- и водоресурсами. Образовался внушительный долг - более 3 млн. руб. И это в ценах 1997 г. Ко всему прочему из-за долгов НИИРП остановил эксплуатацию котельной в Химках, в результате чего здания и сооружения "Алмаза" площадью более 70 тыс. кв. м оказались замороженными. Общие убытки (кстати, так и некомпенсированные) превысили 100 млн. руб.

После всех выигранных исков в суде и безуспешных попыток вернуть деньги "Алмаз" был вынужден прибегнуть к взысканию задолженностей с НИИРПа с помощью процедуры банкротства, которая была поддержана и другими кредиторами института (всего их было около 80).

После введения внешнего управления последовательно менявшиеся директора НИИРП (на некоторых из них, как сообщалось в СМИ, были заведены уголовные дела) делали все для того, чтобы не допустить прихода внешних управляющих на предприятие. Достаточно заметить, что процедура внешнего управления длилась на НИИРП с ноября 1998 г., хотя по закону на это отведено всего полтора года. За это время коммерческие кредиторы скупили контрольный пакет долга, и ситуация вышла из-под контроля государства.

Запугивая государственные органы управления угрозой ущерба национальной безопасности, рассылая многочисленные коллективные письма в инстанции, прежний директорский корпус НИИРП допустил фактическое разорение института. Дело дошло до того, что сумма эксплуатационных расходов на содержание имущества НИИРП превышала его совокупный годовой доход. То есть денег не хватало даже на то, чтобы платить за коммунальные расходы. В итоге НИИРП потерял значительную часть своего имущественного комплекса.

После вхождения НИИРП в состав концерна ПВО "Алмаз-Антей" в результате проведенных мероприятий завершена процедура банкротства института и обеспечено сохранение кадрового состава, стендового и технологического оборудования, конструкторской, технологической и научно-технической документации на уровне, необходимом и достаточном для выполнения предприятием гособоронзаказа. Полностью погашены долги перед бюджетом, коллективом и другими кредиторами. Казалось бы, кризис прошел. И тут возникает любопытная ситуация.

Письмом от 9 декабря 2002 г. начальник вооружения КВ генерал Громов обращается к генерал-полковнику Московскому с ходатайством о выдаче НИИРПу лицензии на разработку и производство систем и комплексов ПРО. Рутинное ходатайство о продлении права разработчика на продолжение работы, начатой десятилетия назад. Однако 16 декабря 2002 г. Московский собственноручно дает отповедь Громову о преждевременности его ходатайства о выдаче лицензии НИИРПу. Остается только догадываться, что дополнительно было сказано по телефону, раз уже через день - 18 декабря - генерал Громов в письме в концерн ПВО "Алмаз-Антей" резко меняет свое мнение и "наезжает" на НИИРП, ставит кучу дополнительных требований для оформления необходимой для продолжения работ по А-135 лицензии.

А отсюда логически вытекает потребность замены НИИРПа на все тот же частный концерн "РТИ Системы", до боли напоминающий по своей сути упомянутые выше "Оборонительные системы".

* * *

Российское руководство, как следует из официальных заявлений Москвы, пока что не намерено прибегать к резким демаршам в ответ на выход Вашингтона из Договора по ПРО и начало работ по развертыванию национальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов. Однако это не снимает с повестки дня создание в РФ собственного научно-технического задела в области стратегической ПРО, который может быть востребован в условиях улучшения экономической и финансовой ситуации в стране, а также адекватного парирования будущих угроз. На ближайшую историческую перспективу продолжает сохранять актуальность задача поддержания в работоспособном состоянии российских систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

В этих условиях, произвольно манипулируя выбором исполнителей гособоронзаказа, отдельные генералы фактически разрушают сложившуюся за десятилетия кооперацию НИИРП, МАК "Вымпел" и ГПТП. Вряд ли такая ситуация может быть признана нормальной. Наконец, такая деятельность идет вразрез с теми задачами, которые определены концерну ПВО "Алмаз-Антей" соответствующим указом президента России. Ведь и ГПТП, и НИИРП - это головные предприятия концерна в области РКО. Цена подобных издержек в столь чувствительной области, как воздушно-космическая оборона, может оказаться слишком велика.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россию поставили на второе место

Россию поставили на второе место

Владимир Щербаков

Москва обошла Лондон в рейтинге SIPRI топ-100

0
1771
Пентагон попал под удар

Пентагон попал под удар

Владимир Иванов

В Стратегии национальной обороны США обнаружены серьезные недостатки

0
1173
Операция прикрытия «Камуфляж»

Операция прикрытия «Камуфляж»

Игорь Атаманенко

Как КГБ шифровал своего «суперкрота» в ЦРУ

0
1275
Москва по-прежнему цель номер один

Москва по-прежнему цель номер один

Александр Бартош

США, НАТО и ЕС рассматривают гибридную войну против России как объединительный геополитический проект Запада

0
705

Другие новости

Загрузка...
24smi.org