0
1111
Газета Вооружения Интернет-версия

28.03.2003 00:00:00

Китай стремится в океан

Тэги: китай, вмс


ПОСТАВИВ перед собой задачу построения "сильного современного социалистического государства" и осознавая растущее значение морской деятельности для экономического развития, руководство Китая одним из обязательных элементов ее решения считает превращение страны в "морскую державу". В качестве основного момента, определяющего приобретение этого статуса, названо создание так называемого флота открытого моря, способного осуществлять "проекцию силы" на всю акваторию Мирового океана. В соответствии с этим был разработан долгосрочный (до 2050 г.) план модернизации ВМС НОАК. В результате реализации его первого этапа (до 2000 г.) они приобрели возможность установления контроля над оспариваемыми Пекином территориями в пределах "первой линии островов" (Филиппинские острова и остров Рюкю), включающей акваторию Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

На следующем этапе (до 2020-2025 гг.) планируется усилить ВМС таким образом, чтобы они могли осуществлять активные действия в пределах зоны, ограниченной "второй цепью островов" (Курильские острова, остров Хоккайдо, острова Нампо, Марианские, Каролинские и остров Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага.

На третьем этапе (до 2050 г.) военно-политическое руководство (ВПР) КНР планирует создать океанский флот, зона действий которого будет простираться вплоть до острова Гуам - так называемая третья линия островов.

Очевидно, что решение стоящих перед ВМС задач в современных условиях невозможно без наличия в их составе современных боевых кораблей, и в первую очередь авианесущих.

АВИАНОСНЫЕ СИЛЫ

Создание авианосных сил предполагается начать со строительства авианесущего корабля, на основе которого будет сформирована боевая группировка, "сбалансированная в трех измерениях силы" - воздушной, надводной и подводной. На ее примере военное командование планирует отработать принципы построения таких соединений, а также формы и способы их применения.

В 1992 г. был одобрен план разработки и строительства авианесущего корабля. План обсуждался во всех эшелонах власти, и в 1993 г. руководящие лица ВМС Китая озвучили публично намерение Китая начать разработку и строительство авианесущего корабля. В январе 1996 г. политическое руководство КНР приняло решение об ускорении программы создания авианосца и выделило на эти цели несколько миллиардов долларов. Однако отсутствие опыта проектирования, постройки и эксплуатации таких кораблей, технологических наработок в области создания катапульт, аэрофинишеров, самолетов с укороченным взлетом и посадкой и т.п. существенно замедлило ход выполнения данной программы и сделало практически невозможным соблюдение запланированного срока (2000 г.) спуска головного корабля серии на воду. Поэтому было принято решение о реализации программы в два этапа.

На первом этапе для ускорения проектировочных работ и изучения зарубежного опыта в этой области Китай осуществил закупку нескольких авианосцев, выведенных из боевого состава флотов различных стран. Первый авианосец, который был куплен китайцами в виде металлолома за 1,4 млн. долл. в 1994 г., стал австралийский "Мельбурн". Он был отбуксирован в Южный Китай и разделан на металлолом, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения особенностей строения.

В 1997 г. за 5 млн. долл. был приобретен тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Минск". После 18 месяцев ремонта корабль превращен в аттракцион под названием "Минск Уорлд" и поставлен на якоря в бухте недалеко от специальной экономической зоны Шэньчжэнь. Следующим примерно за 8,4 млн. долл. был приобретен ТАВКР "Киев". В 2000 г. корабль отбуксировали в порт Тянцзинь и после продолжительного ремонта он также будет использован в туристическом бизнесе, подобно ТАВКР "Минск". В 1998 г. на Украине за 20 млн. долл. был куплен недостроенный авианосец "Варяг" (объем выполненных работ 70%). В 2001-2002 гг. его отбуксировали в Китай, после продолжительного ремонта на судостроительном заводе в г. Шанхае его будут использовать в туристическом бизнесе.

Второй этап предусматривает осуществление строительства авианосца водоизмещением 40-60 тыс. т.

Результатом проектировочных работ стала закладка в 1999 г. авианесущего корабля собственной конструкции (проект 9935) на Шанхайском судостроительном заводе. Водоизмещение строящегося корабля составит примерно 48 тыс. т. На авианосце, по всей видимости, будет размещаться группа из 30-40 боевых самолетов, основу которых должны составить закупленные в России Су-ЗОМКК. По имеющимся данным, корабль также будет оснащен устройствами вертикального пуска зенитных и противокорабельных ракет. По классификации НАТО такой корабль не является авианосцем в чистом виде, а относится к тяжелым авианосным крейсерам. Для обеспечения базирования кораблей такого класса ведется реконструкция военно-морских баз в Даляне, Шанхае, Чжаньцзяне.

Принимая во внимание, что закладка корабля состоялась в 1999 г., ввод его в боевой состав можно ожидать к 2006 г. Формирование всей авианосной группы может занять еще 3-4 года.

Учитывая мировой опыт создания авианосных групп, также можно предположить, что в ближайшие годы начнется строительство нового для ВМС Китая класса кораблей - крейсер, водоизмещение которого составит примерно 10 тыс. т. При этом не исключено, что корабль такого класса может быть сначала приобретен за рубежом (возможно, это будет ракетный крейсер "Украина" (готовность 93%), строящийся в г. Николаеве для ВМС Украины), а затем будет создан корабль собственного проекта с учетом конструкции и опыта эксплуатации существующего образца.

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ

Наряду со строительством авианосных сил задача наращивания "потенциала проекции силы и боевой мощи ВМС" будет также решаться и за счет развития подводного флота и достижения превосходства над соседними странами Юго-Восточной Азии, которые не обладают современными противолодочными средствами. При этом ракетный ядерный подводный флот рассматривается ВПР Китая как один из наиболее надежных средств сдерживания и нанесения ответного удара. В соответствии с этими взглядами планы модернизации подводного флота сосредоточены на строительстве как новых ядерных, так и дизельных ударных лодок.

В настоящее время стратегическая составляющая ВМС Китая представлена одной ПЛАРБ "Ся" (проект 092), способной нести 12 твердотопливных БРПЛ "Цзюйлан-1" максимальной дальностью стрельбы 2400 км. Технические решения и технологии, апробированные в ходе проведения натурных испытаний и контрольных стрельб на данной ПЛ были использованы при создании ПЛАРБ второго поколения. Новая ПЛАРБ будет оснащена 16 БРПЛ ZL-2 с максимальной дальностью стрельбы 8000 км. Строительство новой ПЛАРБ начато в конце 2001 г. на верфи в Бохаи, а спуск ее на воду ожидается в 2004-2005 гг. К 2010 г. в составе ВМС КНР может быть три ПЛАРБ нового типа, что позволит организовать их постоянное боевое дежурство в районах, расположенных в западной части Тихого океана, включая Филиппинское море. Находясь в районах боевого дежурства, эти ПЛАРБ имеют возможность поражения практически любых целей на территории США и РФ.

Основу нестратегического компонента атомного подводного флота КНР в настоящее время составляют многоцелевые атомные подводные лодки (ПЛА) типа "Хань", построенные в 70-80-е гг. Для замены этих подлодок в КНР в настоящее время разрабатывается ПЛА второго поколения. Помимо торпед в состав вооружения этой ПЛА будут входить новые ПКР с подводным стартом, созданные на базе ракеты С-801. По своим ТТХ и архитектуре новая ПЛА ВМС КНР будет сравнима с российской ПЛА второго поколения (по классификации НАТО - "Виктор-3"). Строительство новой ПЛА начато в конце 2001 г. на верфи в Бохаи, а в боевой состав флота первая ПЛА серии из 10 единиц войдет в конце 2004 г. и возможно, что уже к 2010 г. в составе ВМС КНР будет порядка четырех-пяти кораблей этого проекта.

Совершенствование подводных лодок с неядерной энергетической установкой осуществляется как путем закупки современных ПЛ иностранного производства, так и в результате самостоятельного строительства новых ПЛ на своих верфях.

В настоящее время на судостроительном заводе "Вухань" осуществляется программа строительства дизельных ПЛ (ДПЛ) типа "Сун". Эта ДПЛ имеет современную сферическую носовую ГАС, интегрированную в АСБУ, и способна отслеживать до 5 целей одновременно в полностью автоматическом режиме, также помимо торпедного вооружения они могут оснащаться ПКР. Первая ДПЛ серии была спущена на воду в 1994 г.

В дополнение к уже закупленным для ВМС КНР у России четырем ДПЛ типа "Кило" ВПР страны приняло решение о закупке еще восьми ДПЛ этого типа.

ДРУГИЕ КОРАБЛИ

Командование ВМС Китая планирует продолжить совершенствование ракетно-артиллерийских кораблей. В настоящее время ведется строительство серии эскадренных миноносцев (ЭМ) с управляемым ракетным оружием (УРО) типа "Люйхау" ("Люйху-2"). Одновременно ведутся работы по завершению проектирования и началу строительства серии ЭМ УРО нового типа (головной корабль должен быть введен в боевой состав ВМС в 2007 г.), к 2010 г. будет построен еще один корабль этого типа.

Помимо уже приобретенных двух ЭМ УРО типа "Современный" (проект 956А) заказаны дополнительно еще два корабля этого типа.

К 2004 г. также планируется завершить серию из 10 фрегатов типа "Цзянвэй-2" и начать проектирование и строительство новой серии фрегатов с вступлением в строй головного корабля серии в середине 2009 г. - начале 2010 г. Одновременно будет продолжаться модернизация существующих проектов надводных кораблей, которые будут оснащаться новыми ПКР, зенитно-артиллерийскими и противолодочными ракетными комплексами.

В свете программы строительства флота открытого моря возникает необходимость в кораблях, способных решать задачи противоминной борьбы на большом удалении от своих берегов. Вследствие чего в период до 2008 г. будет принята программа постройки специализированных противоминных кораблей класса "базовый тральщик - искатель мин" или сторожевых кораблей с модульными системами оружия, включая противоминное.

По состоянию на начало 2002 г. в составе ВМС КНР находится более 50 десантных кораблей, способных в один эшелон высадить до бригады морской пехоты без дополнительных запасов. В начале 2007 г. в состав ВМС Китая может войти головной танкодесантный корабль (ТДК) нового типа серии около 10 единиц. При ориентировочном водоизмещении 5000-6000 т он сможет принимать для транспортировки до 15 танков, около 200 десантников и позволит разместить на борту до 4 ДВК типа LCU, LCVP. Появление нового танкодесантного корабля с улучшенными тактико-техническими характеристиками позволит повысить возможности ВМС по десантированию техники и личного состава. К концу прогнозируемого периода в боевом составе ВМС, возможно, будет один-два корабля этого типа.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

Помимо этого в рамках расширения возможностей "проекции силы" можно ожидать модернизации парка морской авиации, основу которого должны составить многоцелевые истребители российского производства Су-ЗОМКК, лицензионного производства СУ-27 и собственной разработки "Цзянь-10".

Поступление на вооружение авиации ВМС более совершенной техники, снятие с вооружения устаревших образцов значительно повысит ее боевые возможности по решению ставящихся перед ней задач. Для повышения боевых возможностей корабельного состава и авиации большое внимание уделяется разработке систем обнаружения, целеуказания и управления; современных боевых информационно-управляющих систем (БИУС); систем навигации, связи и обеспечения, предназначенных для ведения боевых действий на удаленных морских ТВД.

При этом важное место отводится автоматизации процессов управления в оперативно-тактическом звене, то есть на флотах и кораблях. Применение одинаковых БИУС и каналов передачи данных позволяет предположить, что китайские ВМС стремятся достичь таких же возможностей, которые обеспечивает флотская система тактических данных NTDS (Naval"s Taktikal Data Systems), используемая на кораблях ВМС США. В дальнейшем это должно привести к возможности ведения боевых действий на море с использованием сетевых систем управления. Для этого предусматривается доведение космической связи и систем передачи данных до боевых кораблей основных классов, что позволит создавать локальные и региональные вычислительные сети в корабельных группировках с выходом на береговые сети (базы данных).

Для улучшения снабжения развернутых морских соединений создаются современные системы подвижного тылового обеспечения, способствующие увеличению автономности плавания боевых кораблей, расширению зоны их боевого использования. Для этих целей уже построены два вспомогательных судна типа "Даюнь". Кроме того, для решения этой задачи будет проводиться совершенствование системы тылового обеспечения за счет строительства новых и модернизации старых пунктов базирования и аэродромов.

В целом реализация первого этапа модернизации ВМС позволила НОАК обеспечить "проекцию силы" на всю акваторию Южно-Китайского моря. В результате была решена задача защиты богатых нефтью и газом спорных островов и морских коммуникаций, что с учетом ограниченности ресурсов энергоносителей страны, ускоренно развивающей свою экономику, имеет особую стратегическую важность.

В ближайшее время КНР будут продолжать наращивать усилия по совершенствованию своих ВМС, и развиваться они будут по следующим направлениям:

- ввод в строй к концу рассматриваемого периода одного-двух авианосцев и формирование одной авианосной противолодочной (многоцелевой) группы. Анализ имеющейся информации дает основание полагать, что в состав первой авианесущей группы помимо авианесущего корабля, возможно, войдут группа из 6-8 боевых кораблей (крейсер, эсминцы класса "Люйху", "Люйда" и "Современный", фрегаты класса "Цзянху" и "Цзянвей") и 2-3 ударные подводные лодки с атомными силовыми установками, а также один-два корабля обеспечения. В разрабатываемой тактике построения и боевого использования группировок будет использован американский опыт, доработанный с учетом задач на театре действий в Южно-Китайском море и внешнем периметре 300-мильной зоны в западной части Тихого океана;

- создание полноценного ракетоносного подводного флота за счет ввода в строй ПЛАРБ нового поколения, оснащенных БРПЛ с межконтинентальной дальностью полета, несущего постоянное боевое дежурство;

- повышение возможностей подводных сил за счет замены устаревших атомных и дизельных ПЛ на более современные, приобретение ими способностей эффективно действовать на "большом удалении от мест базирования" в условиях современного морского боя и операции;

- наращивание возможностей амфибийных сил по одновременной высадке морского десанта с бригады морской пехоты (тактический), до дивизии (оперативно-тактический);

- создание задела для приобретения к 2020-2025 гг. возможностей ведения действий оперативного масштаба в "океанской зоне" в пределах западной части Тихоокеанского ТВД.

Таким образом, очевидны намерения китайского военно-политического руководства создать к 2020-2025 гг. мощные военно-морские силы, способные при поддержке других видов ВС обеспечить реализацию национальных интересов и превосходство Китая в районах Японского, Желтого, Восточно- и Южно-Китайского морей и западной части Тихого океана, включая Филиппинское море.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
392
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
406
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
425
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
490

Другие новости