0
1104
Газета Вооружения Интернет-версия

18.04.2003

Точечные зачистки с воздуха

Тэги: вертолет ми8, беркутм26


ГРУППИРОВКА федеральных войск в Чечне продолжает нести потери в ходе организованного сопротивления ичкерийских сепаратистов. На протяжении 1999-2003 гг. боевикам удалось уничтожить несколько десятков боевых и транспортных вертолетов. Всем памятна трагедия с Ми-26, сбитым на подлете к Ханкале. Тогда погибли свыше 100 российских военнослужащих. Тяжелые потери 2002 г. заставили кардинальным образом изменить систему организации воздушных перевозок и принять меры по оснащению вертолетной техники средствами защиты, в том числе - от ПЗРК. Однако, как признал недавно заместитель главнокомандующего Внутренними войсками по авиации генерал-майор Юрий Пыльнев, тепловые ловушки и экранно-выхлопные устройства не позволяют обеспечить гарантированную защиту вертолетной техники от пусков ракет. Добавим, что винтокрылые машины, особенно Ми-8, по-прежнему крайне уязвимы и от огня стрелкового оружия, ведущегося с земли.

Ожидается, что после выборов президента и парламента в Чеченской Республике за дальнейший ход антитеррористической операции вместо ФСБ будет отвечать Министерство внутренних дел России. В этой связи представляется актуальным рассмотреть вопрос о том, в какой степени авиационная группировка Внутренних войск МВД РФ готова к выполнению боевых задач в Чечне.

Авиационные подразделения, оснащенные транспортными Ми-8Т, впервые были введены в штаты ВВ в начале 1970-х гг. Вертолеты данного типа могли нести на боковых фермах по четыре блока 57-мм НУРС "С-5" или четыре бомбы калибром до 250 кг. Однако в то время боевое применение такого мощного оружия внутри страны действующими нормативными документами не предусматривалось. Поэтому боевая подвеска с вертолетов демонтировалась, экипажи к применению оружия не готовились.

В начале 1980-х гг. в ВВ были сформированы штатные подразделения специального назначения, в программах боевой подготовки которых планировалось обучение личного состава совместным с вертолетами действиям по поиску и обезвреживанию вооруженных преступных групп. Однако использование транспортных вертолетов без боевой подвески давало подразделениям спецназа преимущество только в маневре силами. При этом машины с десантом подвергались опасности поражения огнем с земли. Организованные преступные группировки имели такое же автоматическое оружие, как и спецназ ВВ. Требовалось обеспечить огневое превосходство над ними. Это можно было сделать путем использования на вертолетах самого мощного из всех систем отечественного стрелкового оружия - 14,5-мм крупнокалиберного пулемета Владимирова танкового (КПВТ), способного с большой точностью уничтожать малоразмерные цели на значительном расстоянии. Однако размещение в грузовой кабине транспортного вертолета Ми-8 двухметрового тела КПВТ массой 52,2 кг и энергией отдачи при стрельбе в 156 кГм работы привело бы к разрушению узлов его крепления и повреждению стен самой грузовой кабины.

Требуемое решение было найдено группой рационализаторов из отдельной мотострелковой дивизии ВВ им. Дзержинского во главе с Евгением Мальцевым, Николаем Хорунжим и Владимиром Селихановичем, которые своими силами разработали и изготовили в 1984 г. съемную подфюзеляжную телескопическую огневую установку кругового обстрела "Беркут". Первый образец был поднят в воздух в апреле 1985 г. А 27 ноября 1985 г. авиационным специалистам силовых структур был представлен для осмотра вертолет с огневой установкой "Беркут", оснащенной двумя штатными съемными гондолами, каждая с одним 12,7-мм пулеметом ЯкБ, использующим двухпульные патроны, и двумя 7,62-мм пулеметами ГШГ, способными из своих шести 4-ствольных скорострельных пулеметов выпускать до 32 тыс. пуль в минуту (до 533 пуль в одну секунду). Они могут поражать ракеты ПЗРК, подлетающие к вертолету - носителю "Беркута" с любой стороны его нижней полусферы.

В начале 1989 г. "Беркут" прошел полномасштабные летные огневые испытания в 344-м Центре боевого применения армейской авиации. Они показали, что всего за три часа установка может быть смонтирована на любом транспортном вертолете типа Ми-8 без изменения его конструкции. В результате вертолет превращается в летающую огневую точку, способную активно противодействовать зенитному стрелковому огню противника и атаковать сверхмалые воздушные, наземные и надводные цели во всей нижней полусфере независимо от положения борта в полете, чего не может сделать ни один из образцов отечественных и зарубежных вертолетов без изменения курса, высоты, углов пикирования и кабрирования.

Примененный в "Беркуте" пулемет КПВТ с дневным 12-кратным прицелом способен поражать цели на дистанциях до 4 км, в том числе вертикально вниз без образования рикошетов пуль, что исключает случайное поражение посторонних лиц, находящихся даже вблизи обстреливаемых позиций. В ходе испытаний было подтверждено, что установка не влияет на пилотажные качества вертолета, поэтому дополнительной летной подготовки экипажам не требуется. Безотказность работы "Беркута" в полете достигается за счет применения на ней штатных узлов и механизмов, серийно выпускаемых промышленностью для бронетанковой техники. Надежность работы обеспечивается предельной жесткостью ее стальной конструкции и простотой эксплуатации. В полете есть возможность заменить основной пулемет на запасной.

По результатам испытаний тогдашний генеральный конструктор "ОКБ имени Миля" Марат Тищенко предлагал Главному штабу ВВС изготовить в течение четырех лет более мощный пушечный вариант установки. Однако это предложение не получило дальнейшего развития.

Вспомнили о "Беркуте" только через шесть лет в связи с гибелью в апреле 1995 г. пограничников 12-й заставы Московского погранотряда в Таджикистане. Российские вертолеты не смогли тогда оказать непосредственную огневую поддержку пограничникам, находившимся в огневом контакте с окружившими их бандитами на предельно коротких дистанциях, из-за реальной опасности поражения оставшегося в живых личного состава заставы. Такую снайперскую работу мог выполнять только "Беркут". После длительной переписки ВВС были вынуждены пойти на создание опытного образца "Беркут-М26". Установку изготовили в июне 1996 г. на московском заводе "Маяк". Однако после подписания Хасавюртовских соглашений финансирование работ было приостановлено.

Еще раз вспомнили о "Беркуте-М26" в ходе второй чеченской войны, когда ичкерийские сепаратисты перешли на методы ведения партизанской войны мелкими группами. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин 29 марта 2000 г. лично ознакомился с "Беркутом" на земле, в ходе показательных полетов, и дал высокую оценку проекту. К сожалению, руководители МВД, ФСБ и ФПС, которым Генеральный штаб предложил прислать своих представителей на оценочные полеты вертолета Ми-8МТ с "Беркут-М26" и обсудить вопрос о дальнейшей судьбе установки, на это приглашение никак не отреагировали. Точно так же, как не ответили они в 1997 г. на запрос комитета Госдумы по обороне о возможности использования "Беркута" в подчиненных им войсках, хотя тогдашний командующий авиацией Сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов отметил высокие боевые характеристики установки "Беркут-М26" и рекомендовал ее внедрение. По его мнению, "установка проста в изготовлении и эксплуатации, обладает высокой боевой мощью. Удачная конструкция и выбор оружия делают возможным ее применение в населенных пунктах, что особенно важно, без нанесения ущерба гражданскому населению. Это позволяет использовать "Беркут" для поиска и уничтожения террористических, диверсионных и преступных групп. При высадке спецподразделений и групп захвата с режима висения данная установка сможет обеспечить огневое прикрытие и поддержку. "Беркут" также можно эффективно использовать для патрульных функций и защиты прибрежных экономических зон и государственной границы".

14 апреля 2000 г. вышла еще одна директива Генштаба, предписывающая направить "Беркут-М26" для боевой работы в Чечню. Однако Московский вертолетный завод не дал допуск машине к полетам в боевых условиях, сославшись на действующие нормативные документы. Нужны были деньги для еще одного цикла испытаний. Генеральный штаб ждал, кто из руководителей МВД, ФСБ и ФПС согласится принять участие в финансировании завершающих работ. Но тщетно. После годичного ожидания работы по "Беркуту-М26" за счет Минобороны были прекращены, так как ВВС сообщили об отсутствии потребности в этой установке, поскольку она изначально разрабатывалась для внутренних войск и предназначена для антипартизанских и полицейских мероприятий.

В настоящее время МВД России имеет возможность довести разработку установки "Беркут-М26" до конца, являясь при этом собственником конструкторской документации и опытных образцов. Серийный выпуск может быть освоен на одном из опытно-экспериментальных заводах Министерства внутренних дел, так как установка "Беркут" представляет собой многофункциональную подфюзеляжную кабину.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org