0
837
Газета Вооружения Интернет-версия

06.06.2003

Новый самолет для российских ВВС

Тэги: ввс, Як130, михайлов


ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ Военно-воздушными силами России Владимир Михайлов принял личное участие в знаковом для его вида войск событии - выкатке первого учебно-боевого самолета (УБС) Як-130. Впервые после 1991 г. ВВС получили новую серийную машину. Торжественная церемония состоялась 30 мая на аэродроме Нижегородского авиационного завода "Сокол". В кабине самолета генерал-полковник Михайлов пробыл около 20 минут, внимательно изучая состав бортового оборудования. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом "НВО": "Это прекрасная машина, которую все так ждали. В 2002 г. денег было мало, но мы смогли запустить на поток эти самолеты. В 2005-м у нас уже будет одна эскадрилья Як-130".

Первый серийный образец Як-130 начнет выполнение программы летных испытаний в ноябре 2003 г. Работы по созданию легкого реактивного УБС ведутся в соответствии с государственным контрактом, подписанным ОКБ имени А.С. Яковлева с Министерством обороны РФ. В 2003-2004 гг. планируется изготовить опытную партию из четырех Як-130. В конце 2003 г. будет построен экземпляр самолета для статических испытаний, а к середине 2004 г. - второй летный образец. Программу летных испытаний планируется завершить в 2004-2005 гг., и с 2005 г. - начать поставки Як-130 заказчикам.

НА СМЕНУ L-39

С начала 1960-х гг. основным поставщиком учебно-тренировочных самолетов (УТС) для советских ВВС выступала чехословацкая фирма "Аэро Водоходы". L-39 "Альбатрос" обеспечивали весь цикл летной подготовки. С конца 1980-х начались работы по их модернизации. Одновременно в ЧССР велась разработка нового УТС L-59. Однако он оказался слишком дорогим и не отвечал предъявленным требованиям. В новых экономических условиях ввиду значительных затрат на эксплуатацию оказалось неприемлемым использование в качестве учебного варианта и двухместных Су-27УБ, МиГ-29УБ и Су-25УБ. В этих условиях МО РФ объявило в 1991 г. о проведении конкурса на создание нового отечественного реактивного УТС, предназначенного для подготовки пилотов для истребителей 4-го и 5-го поколения.

В конкурсе приняли участие фирмы Сухого (С-54), Мясищева (М-200), Микояна (МиГ-АТ) и Яковлева (Як-130). Специалистами ОКБ имени Яковлева в качестве критериев были выбраны универсальность и модифицируемость, что дает возможность подготовки на одном УТС пилотов фронтовой, армейской и палубной авиации; соответствие летно-техническим характеристикам (ЛТХ) современных и разрабатываемых самолетов; адаптируемость к требованиям ВВС разных стран; уменьшение трудозатрат на обслуживание не менее чем в два раза; приемлемые стоимостные показатели и быстрая модификация в полноценные боевые варианты.

Отметим, что по сравнению с конкурентами ОКБ имени Яковлева имело такое неоспоримое преимущество, как богатый опыт проектирования УТС. Первая "летающая парта" УТ-2 была построена в 1938 г. Затем последовали Як-17, Як-18, Як-30 и его одноместный спортивный вариант Як-32, на которых послевоенное поколение советских летчиков училось осваивать реактивную авиацию.

"Яковлевская" школа позволила в короткие сроки разработать современный учебно-боевой самолет, важная особенность которого - перепрограммируемая цифровая многоканальная система дистанционного управления, позволяющая в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости Як-130 в зависимости от имитируемого самолета.

УЧЕБНЫЙ И УДАРНЫЙ ВАРИАНТЫ

Проект Як-130 отличался совершенной аэродинамикой и высокой (порядка 0,85) тяговооруженностью. Самолет имел стреловидные крыло и хвостовое оперение. Силовая установка включала два словацких ТРДД "Поважске Строярне" DV-2S тягой по 2200 кгс. Воздухозаборники двигателей оснащены устройствами защиты от попадания в них посторонних предметов. Однако на серийных самолетах предусмотрена установка экономичных ТРДД АИ-225-2,5 с тягой по 2500 кгс совместной российско-украинской разработки ("Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс" и ММПП "Салют"). Экспортный вариант Як-130 может быть оснащен двигателем DV-2SM. Ресурс планера рассчитан на 10 тыс. часов налета и 30 лет календарного срока с возможностью пролонгации до 15 тыс. часов.

Уже в апреле 1996 г. был построен и поднят в воздух опытный самолет-демонстратор Як-130Д. К настоящему времени он выполнил более 450 полетов, подтвердив при этом заявленные характеристики, в том числе - управляемый полет на углу атаки 42 град., что является своеобразным мировым рекордом для самолетов данного класса. Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, полная автономность машины, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими ЛТХ дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки. Як-130 способен выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, включая семейства Су-30 и МиГ-29, "Мираж", F-15, F-16, "Еврофайтер", F-22, F-35 и др.

Несмотря на успешное проведение летных испытаний Як-130, эксплуатация L-39 будет продолжаться до 2010 г. А к этому времени может понадобиться самолет с более широкими возможностями, тем более что опыт современных военных конфликтов выявил острую потребность в легких боевых самолетах для непосредственной поддержки наземных войск. Так, по словам главного конструктора ОКБ имени Яковлева Константина Поповича, родилась идея создать, используя базовый УТС Як-130, в соответствии с дополнительными требованиями ВВС учебно-боевой и легкий ударный варианты самолета.

Увеличив количество крыльевых точек подвески до восьми, удалось разместить боевую нагрузку массой до 3000 кг. В состав вооружения включили управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 с ИК-наведением и "воздух-поверхность" Х-25 с лазерным наведением, а также корректируемую авиабомбу КАБ-500Кр, для чего на девятую - подфюзеляжную - точку подвесили контейнер с оптико-электронной системой типа "Платан". Кроме того, предусмотрена подвеска блоков неуправляемых авиационных ракет Б-8М и Б-13, авиабомб калибра 250, 500 кг и РБК, а под фюзеляжем - контейнера с пушкой ГШ-23. Машина способна нести не только оружие, но и подвесные топливные баки (ПТБ), контейнеры с разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного и ИК-противодействия.

Нормальная взлетная масса Як-130 составляет 5700 кг, максимальная - 9000 кг. Нормальная масса топлива - 1800 кг, с двумя ПТБ - 2700 кг. Максимальная дальность полета (без ПТБ) - 2000 км, скорость горизонтального полета - 1060 км/час. Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет +8/-3 ед., установившаяся на высоте 5000 м - 5,4 ед. Скорость отрыва/посадочная - 210/180 км/час, длина разбега/пробега - 380/670 м.

16 марта 2002 г. главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов утвердил акт, подготовленный конкурсной комиссией по выбору легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета. Победителем был определен Як-130. Как сообщил председатель комиссии генерал-майор Анатолий Максимов, по суммарным характеристикам тактико-технического задания и интегральным характеристикам Як-130 превосходит своего ближайшего конкурента МиГ-АТ более чем на 20%.

НА УРОВНЕ ТРЕБОВАНИЙ ХХI ВЕКА

Интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Як-130 с открытой архитектурой включает две цифровые вычислительные машины и трехканальную систему мультиплексного информационного обмена. Для решения навигационных задач используются бесплатформенная система на лазерных гироскопах и приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/НАВСТАР. На Як-130 предусмотрена установка радара (наиболее вероятна РЛС "Оса"), способного одновременно сопровождать 8 целей и вести стрельбу по 4 из них во всей угловой зоне.

Информационно-управляющее поле каждой кабины сформировано с использованием трех многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов форматом 6х8 дюймов. Член экипажа, находящийся в передней кабине, имеет возможность пользоваться индикатором на лобовом стекле и нашлемной системой целеуказания. Таким образом, по составу вооружения и авионики Як-130 соответствует требованиям к "борту" пятого поколения.

Что касается тактики боевого применения, то Як-130 отличается от штурмовиков типа Су-25 и А-10, способных выполнять задачи в условиях мощного огневого противодействия. Он будет составной частью единого разведывательно-ударного комплекса, в состав которого входят беспилотные летательные аппараты и наземные авиационные наводчики, действующие в боевых порядках войск. Получая от них информацию в реальном масштабе времени (в том числе и видовую) с точной географической привязкой, летчик с учетом тактической обстановки выбирает оптимальный маршрут подхода к цели, минуя средства ПВО противника, и наносит мгновенный точный удар с первого захода.

Макет носовой части УБС Як-130, демонстрировавшийся на международных авиасалонах начиная с Ле Бурже 2001 г., имел неубирающуюся штангу системы дозаправки в воздухе. Сегодня необходимость обучения строевых летчиков дозаправке топливом в полете очень остра. Поэтому часть самолетов будет оборудована штангой, а часть - иметь узлы крепления. Экипаж располагается в катапультных креслах нового поколения К-36ЛТ3,5 производства НПО "Звезда", обеспечивающих катапультирование на нулевых скоростях и высотах.

Достигнутый уровень взлетно-посадочных характеристик, наличие вспомогательной силовой установки с генератором переменного тока, бортовая система контроля и диагностики позволяют эксплуатировать Як-130 с небольших и неподготовленных высокогорных аэродромов.

Дальнейшее развитие Як-130 - одноместный легкий ударный самолет (ЛУС) Як-131, унифицированный с основным вариантом на 90-95%. Радиус действия самолета возрастет до 1 тыс. км. На Як-131 установлена 30-мм встроенная пушка ГШ-301. Номенклатура средств поражения расширится за счет использования ракет "Вихрь" с лазерно-лучевой системой управления.

На базе Як-130 могут быть созданы такие модификации, как учебно-тренировочный самолет палубного базирования, легкий самолет-разведчик, беспилотный ударный самолет. По словам генерал-полковника Владимира Михайлова, в перспективе российские ВВС планируют закупить до двухсот Як-130.

В настоящее время ОКБ имени Яковлева активизирует работу на внешнем рынке. Маркетинговая программа продвижения Як-130 осуществляется совместно с "Рособоронэкспортом". Анализ показывает, что потребность в самолетах класса Як-130 составляет от 800 до 1200 машин. Как считают эксперты, успеху нового УБС будет способствовать соглашение, подписанное между АВПК "Сухой" и ОКБ имени Яковлева, о совместном продвижении самолетов марки "Су" и "Як" на международном рынке. Документ предусматривает формирование пакетных предложений для иностранных заказчиков. Важно отметить, что открытая архитектура БРЭО позволяет интегрировать в состав вооружения Як-130 управляемые ракеты западного производства: AIM-9L "Сайдуиндер" и "Мажик-2", а также AGM-65 "Мейверик".

Як-130 станет одним из главных экспонатов российской экспозиции на 45-м международном аэрокосмическом салоне Paris Air Show, который откроется в Ле Бурже 15 июня 2003 г.

Нижний Новгород - Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Удалось ли израильской авиации уничтожить сирийские С-300

Удалось ли израильской авиации уничтожить сирийские С-300

Александр Шарковский

На фоне сложной военной обстановки "псевдохалифат" готовит контрнаступление

0
10044
14 самолетов Gripen E оказались невостребованными ВВС Швеции

14 самолетов Gripen E оказались невостребованными ВВС Швеции

0
408
Идущие на «керченский прорыв» корабли ВМСУ просто потопят?

Идущие на «керченский прорыв» корабли ВМСУ просто потопят?

Андрей Рискин

0
2676
Московские школьники готовы к лыжному походу на Северный полюс

Московские школьники готовы к лыжному походу на Северный полюс

Александр Малышев

В столице выбирают 14 старшеклассников для участия в Большой арктической экспедиции – 2019

0
1532

Другие новости

Загрузка...
24smi.org