0
943
Газета Вооружения Интернет-версия

15.08.2003 00:00:00

Партнерство вместо конкуренции

Тэги: россия, украина, сотрудничество, интеграция


ПОСЛЕ РАСПАДА СССР отношения между Россией и Украиной отличаются особой сложностью и противоречивостью даже на фоне нелегких проблем между другими постсоветскими республиками. Между Москвой и Киевом пролегло наследие отношений советского Центра и периферии, переплелись экономическая конкуренция и партнерство, этническое братство и память о голоде 30-х годов и бандеровском движении. Два народа находились на развилке своей истории, и от действий их лидеров и руководителей во многом зависело, будет ли расширяться та пока еще во многом номинальная межа, которая пролегла между нашими странами в 1991 г. Похоже, главное слово в сближении двух стран остается не за политиками и интеллигенцией - националистической на Украине, космополитической в России, а за прагматично мыслящими бизнесменами и промышленниками, которые сохраняют и наращивают существующую производственную кооперацию. Тем не менее в обеих странах активно действовали и действуют до сих пор промышленные структуры, объективно заинтересованные в налаживании, развитии и укреплении двусторонних отношений.

Особое значение имеет углубление сотрудничества в высоких технологиях, с развитием которых связывается перспектива удвоения ВВП России к 2010 г. Стержень этого сотрудничества - кооперация авиапромышленных и двигателестроительных компаний двух стран, в том числе в оборонной области. Лидерами этой кооперации являются с украинской стороны - киевский завод "Авиант", Киевский авиационный научно-технический комплекс имени Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, запорожское объединение "Мотор Сич", а с российской - ОАО "Туполев", РСК "МиГ", Воронежское авиационностроительное общество, нижегородский авиационный завод "Сокол", а также двигателестроительные и вертолетостроительные заводы, такие, как ММПП "Салют", УМПО, МВЗ, КВЗ, УУАЗ и "Роствертол".

В последнее время в области промышленного сотрудничества наметились некоторые позитивные тенденции. В ходе состоявшегося в середине июля визита премьер-министра Михаила Касьянова на Украину было подписано чрезвычайно важное соглашение о взаимодействии России и Украины на рынке вооружений. Во время визита председатель российского правительства заявил, что российский ВПК "с трудом может выживать" без сотрудничества с украинскими коллегами. Плотность кооперации, унаследованной с советских времен, остается настолько высокой, что даже после 12 лет "развода" не убывает, а по отдельным направлениям продолжает увеличиваться. По-настоящему прочные связи создаются не административным путем, а на основе живой ткани промышленной кооперации. В российской прессе активно обсуждается проблема создания международных оборонно-промышленных альянсов, при этом оптимальными партнерами называются Индия, страны Европейского союза. И странно, что российские и украинские журналисты не хотят замечать уже существующие и активно работающие кооперационные цепочки, и прежде всего именно в области двигателестроения. Другое дело, что, наверное, настало время сделать новый шаг в этой области и приступить к созданию совместных предприятий, холдингов, концернов, к слиянию капиталов или обмену пакетами акций.

В системе российско-украинских отношений важнейшее место занимают связи в области двигателестроения. Особенно масштабное сотрудничество осуществляется российскими авиационными, вертолетостроительными и двигателестроительными заводами с украинским объединением "Мотор Сич". Эти связи не устанавливаются директивно, а вырастают естественным путем. Весьма важным является то обстоятельство, что партнерами "Мотор Сич" остаются не только, например, вертолетные заводы, у которых просто нет альтернативных источников его продукции, но и двигателестроительные заводы России - московское машиностроительное производственное предприятие "Салют", Уфимское моторостроительное производственное объединение, Завод имени Климова, НПО "Союз".

Интересно отметить, что двигателестроительные заводы России и Украины сумели выстроить именно партнерские, взаимовыгодные, а не конкурентные отношения. И именно двигателисты двух стран во многом стали сегодня мотором реальных, а не виртуальных процессов двусторонней интеграции. Так, ими были инициированы подготовка и принятие ряда межправительственных соглашений, среди которых выделяются соглашения по разработке и выпуску новых современных двигателей для модернизированных версий ударных вертолетов Ми-24 и транспортных Ми-8/17, для ближнемагистрального самолета Ту-334 и Ту-324, уникальной амфибии Бе-200 и перспективного учебно-тренировочного и учебно-боевого Як-130. При этом приходится преодолевать огромную силу инерции и косности: в значительной степени из-за несвоевременности отработки постановлений правительств эти соглашения не работают, а в ряде случаев не принимаются к исполнению министерствами и ведомствами РФ и Украины (ГТК, Минюст, Министерствами иностранных дел).

Значение украинского вклада для сохранения обороноспособности Российской армии и конкурентоспособности российской промышленности невозможно переоценить. Почти все российские вертолеты летают сегодня на украинских двигателях. Доля таких вертолетов доходит до 95% от всего парка. Эти вертолеты воюют в Чечне, их продажи на экспорт приносят России сотни миллионов долларов в год. Только за последние два года выручка трех вертолетных заводов России составила почти 800 млн. долл., вертолеты Ми-8/17 и Ми-24/35 летают и воюют в 90 странах мира. Эти машины просты и надежны. Накоплен колоссальный опыт их эксплуатации. Благодаря запорожским двигателям во многом достигнуто важнейшее конкурентное преимущество российских вертолетов - возможность их эксплуатации в высокогорных условиях и жарком климате. Именно этот фактор стал решающим при заключении контрактов с Индией и Алжиром на поставку соответственно 40 и 42 вертолетов Ми-17.

В одном из интервью генеральный директор Московского вертолетного завода им. Миля Юрий Андрианов говорил, что благодаря модернизации россияне надеются сохранить рыночные позиции своих геликоптеров еще в течение 10-15 лет. Одно из важнейших направлений этой модернизации - замена двигателей на новые ВК-2500. Этот же двигатель предполагается использовать для установки на перспективные российские ударные вертолеты Ми-28 и Ка-50/52.

Существуют планы вдохнуть новую жизнь в Ми-2, который дал путевку в небо тысячам пилотов винтокрылых машин. И этот проект связан с установкой нового двигателя АИ-450 производства "Мотор Сич". Другая военная и коммерческая область работы "Мотор Сич" - строительство, ремонт и модернизация мощнейших на постсоветском пространстве авиационных двигателей Д-18, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Напомним, что одна только компания "Волга-Днепр", эксплуатирующая эти самолеты, имеет выручку до 120 млн. долл. в год.

И все же инициатива снизу должна быть поддержана на государственном уровне. Ведь по кооперации между Россией и Украиной в развитии авиационной промышленности приняты и принимаются множество указов на уровне президентов, постановлений на уровне глав правительств. Проходят многочисленные встречи, комиссии по сотрудничеству (смешанная российско-украинская межправительственная комиссия по сотрудничеству, прошедшая в Ялте, например), но в реальности этот поток бумаг пока работает недостаточно эффективно. В ущерб обоим государствам. Авиастроители и двигателестроители России и Украины нуждаются во внимании и поддержке совместных проектов со стороны властных структур и надеются эту поддержку получить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1200
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3188
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1799
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2136

Другие новости