0
2436
Газета Вооружения Интернет-версия

22.08.2003 00:00:00

Программа перевооружения по бизнес-плану

Тэги: пво, защита, проблемы


ИСТОРИЧЕСКИ сложилось так, что при строительстве системы противовоздушной обороны страны в целом политическое и военное руководство первостепенное внимание уделяло защите столицы государства и Московского промышленного района. Об этом свидетельствует опыт и Великой Отечественной войны, когда удалось уберечь город от массовых разрушений за счет эффективного отражения ударов вражеской авиации. И в послевоенное время ПВО столицы придавалось приоритетное значение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в начале 1950-х гг. в течение неправдоподобно короткого времени на подступах к столице была создана мощнейшая зенитная ракетная и радиолокационная группировка в составе 56 зенитных ракетных полков уникальной зенитной ракетной системы С-25 и радиолокационных узлов дальней и ближней разведки. Однако сейчас положение дел с противовоздушной обороной Москвы весьма далеко от благополучия.

ТЕНЬ БЫЛОЙ МОЩИ

В связи с появлением всевысотных ракетных средств воздушного нападения, моральным и физическим устареванием ЗРК С-25 в 1970-е гг. встал вопрос о создании новой системы ПВО Москвы. В 1980-х - начале 1990-х гг. было осуществлено перевооружение подмосковных зенитных ракетных полков на перспективную зенитную ракетную систему С-300. При этом, хотя и значительная часть подразделений была размещена на фондах системы С-25, противовоздушная оборона столицы, получившая название "система С-50", приобрела качественно иной характер. По существу, она была спроектирована и создана заново. В 1994 г. С-50 была принята на вооружение. На тот момент система С-50, имевшая в своем составе около трех десятков зенитных ракетных полков С-300 различных модификаций, расположенных в четыре эшелона, являлась самой мощной и эффективной зенитной ракетной группировкой в мире. Сопряженная и автоматизированно взаимодействующая с системой противоракетной обороны А-135 система противовоздушной обороны С-50 является головным звеном системы воздушно-космической обороны (ВКО) Центральной зоны ПВО, которая, в свою очередь, представляет собой головной участок системы ВКО России в целом.

Однако злоключения С-50 начались практически сразу после ее принятия на вооружение. Не успели высохнуть чернила на указе президента России о ее принятии на вооружении, как подмосковная группировка ПВО попала под нож развернувшихся в Вооруженных силах обвальных сокращений. За девять лет систему С-50 проредили настолько, что от былого могущества не осталось и следа - в ее составе не осталось ни одного полка постоянной боевой готовности.

Тенденция падения эффективности и устойчивости системы ПВО г. Москвы развивается на фоне сделанного еще в 1999 г. предостережения Совета безопасности РФ о том, что из всего спектра военных угроз наибольшую опасность для России представляет угроза применения средств воздушного нападения. Объективность этого заключения в последние годы убедительно подтверждается и в ходе локальных войн и конфликтов.

Комиссией Главного контрольного управления президента РФ по результатам проверки в июле-сентябре 2001 г. выполнения требований указов президента РФ о создании системы ВКО РФ сделан удручающий, но совершенно обоснованный вывод о том, что вследствие резкого сокращения боевого состава и отсутствия в системе С-50 полков постоянной боевой готовности в настоящее время г. Москва и Центральный промышленный район практически не прикрываются от возможных ударов не только перспективных, но и имеющихся на вооружении развитых стран средств воздушного нападения.

Если при принятии на вооружение в 1994 г. система С-50 была способна даже при внезапном ударе стратегических крылатых ракет (КР) на предельно малых высотах уничтожить 94-98 КР из 100 в ударе, то сегодня она может уничтожить всего 12-15 из 100 КР. И даже после длительного периода отмобилизования и слаживания зенитных ракетных полков С-50, находящихся сегодня на штатах сокращенного состава и кадра, эта цифра может составить только 23-28 из 100. До заданной и достигнутой ранее эффективности, похоже, уже не возвыситься никогда, однако последние расчеты военных ученых говорят, что подмосковная система ПВО и сегодня должна обладать эффективностью 0,7-0,95.

По результатам указанной выше проверки Главным контрольным управлением президента РФ поручением от 30.10.2001 г. # 1438 глава государства потребовал от правительства РФ и Минобороны принятия безотлагательных мер по исправлению создавшегося положения с ВКО страны. Однако за прошедшее от поручения президента РФ время эффективность системы С-50 только снизилась. Продолжает стареть необновляемое, выработавшее гарантийные сроки эксплуатации вооружение системы. В 2002 г. расформирован еще один зенитный ракетный полк, прикрывавший в составе системы С-50 объекты особой важности на одном из направлений возможного удара средств СВН.

Не может не вызывать удивления политика сокращения боевого и численного состава, при которой уничтожаются элитные полки в ближнем Подмосковье и в то же время немалыми усилиями поддерживается жизнь в захудалых зенитных ракетных гарнизонах в Сибири и Забайкалье. Однако несомненно одно - разрушать с большим трудом и немалыми материальными затратами созданную С-50 подобными ударными темпами явно не стоит. Этот подход далек от государственного.

КАК НЕ ПОРАДЕТЬ

В октябре 2002 г. в главкомате ВВС по предложению Московского НИИ приборной автоматики (МНИИ ПА) принято решение о полной замене в 2003-2004 гг. средств автоматизации в составе существующих комплексов средств автоматизации (КСА) стационарных командных пунктов соединений ПВО системы С-50 (КП корпуса и дивизий ПВО) на обезличенный набор других средств аналогичного назначения. Напомним, НИИ является головной организацией по разработке, реализации и совершенствованию системы С-50 и входит в настоящее время в состав холдинга "Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

С одной стороны, подобное решение можно только приветствовать как любое обновление. Однако дьявол кроется, как всегда, в подробностях. По существу, стационарный комплекс средств автоматизации предлагается заменить на оборудование аналогичного назначения. Реализация предлагаемых мер не менее чем на 7-10 лет сохранит существующий (стационарный) вариант дислокации командных пунктов соединений ПВО системы С-50 на давно известных (за 50 лет эксплуатации) позициях и в сооружениях, рассчитанных на защиту от поражения свободнопадающих фугасных авиабомб времен Второй мировой войны.

Нет сомнения в том, что указанные КП при развязывании даже локального военного конфликта будут выведены из строя гипотетическим противником в первом же ударе с применением высокоточного оружия (управляемыми бетонобойными авиабомбами и крылатыми ракетами всех видов базирования). На практике это может привести к полной потере управления высокомобильными (в отличие от стационарных командных пунктов системы С-50) огневыми силами (зенитными ракетными полками), то есть к фактическому разрушению системы противовоздушной обороны столицы.

Затем, в отсутствие прикрытия системой С-50 такая же участь постигнет и беззащитные стационарные (наземные) командные пункты системы ракетно-космической обороны Космических войск (контроля космического пространства, предупреждения о ракетном нападении и ПРО), что открывает возможность беспрепятственного выхода на Москву и Московский промышленный район всему спектру ударных средств воздушно-космического нападения гипотетического противника.

Поэтому реализация намеченных мер, ведущая к дальнейшему "остационариванию" системы С-50, представляется в настоящее время весьма опасной, более того, она выглядит по меньшей мере пережитком прошлого. Пока это решение подписано только представителями Командования специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО), не имеющими непосредственного отношения к разработке, поставкам и финансированию вооружения, и представителем МНИИ ПА. Вопреки установленной практике разработки и утверждения важных решений оно не подписано представителями заинтересованных управлений Главного штаба ВВС, заместителя Главкома ВВС по вооружению и начальника ЗРВ ВВС и головного по ПВО института ВВС - 2-го ЦНИИ МО (в части военно-экономической оценки целесообразности реализации предложения).

Эксперты не исключают, что подобное решение не противоречит коммерческим интересам малых предприятий ОАО "Протон+Сервис" и ЗАО "Технор", помогающих выполнять заказы основных по профилю деятельности институтов (МНИИ ПА и Института точной механики и вычислительной техники) не в ущерб их руководящему составу. Указанные коммерческие структуры, вопреки результатам технического освидетельствования средств системы С-50 - показавших высокую работоспособность и полную обеспеченность запасными частями основных и наиболее дорогостоящих средств КСА КП соединений системы - цифровых вычислительных комплексов (ЦВК) - предложили заменить их на практически бесперспективный паллиатив - эмулятор ЦВК, разрабатываемый ЗАО "Технор", что и явилось основной причиной подготовки промышленностью проекта указанного решения.

Разумеется, понять мотивы этих структур нетрудно. Основной целью коммерсанта должно быть постоянное и неуклонное извлечение прибыли, но за пределами предпринимательской сферы гораздо выше прибыли честь и государственные интересы. В этой связи трудно понять ответственных товарищей, согласившихся с бизнес-планом без тщательного анализа всех аспектов проблемы. Нет сомнения, что им хорошо известен опыт локальных конфликтов и требования Министерства обороны РФ, с 1998 г. провозгласившего необходимость разработки и внедрения в войска мобильных и унифицированных АСУ, особенно для тактического и оперативно-тактических звеньев управления.

В этой обстановке представляется разумным не изобретать никаких дополнительных новшеств, а воспользоваться уже имеющимися на вооружении АСУ. В частности, в настоящее время серийно выпускается КСА КП типовых корпусов и дивизий ПВО "Универсал-1". Его возможности при необходимых доработках вполне позволяют перекрыть весь спектр задач по автоматизации управления боевыми действиями подмосковной зенитной ракетной системы ПВО. Комплекс "Универсал-1" успешно выдержал государственные полигонные испытания, разработан и освоен в серийном производстве (в мобильном и стационарном варианте), уже несколько лет поставляется и развертывается в типовых приморских и приграничных соединениях ПВО ВВС и в ПВО флотов. Приоритетное и форсированное проведение работ по модернизации серийного "Универсал-1" с учетом особенностей применений этого КСА в рамках системы С-50 и повышением характеристик мобильности подвижного варианта этого комплекса позволило бы уже в первом квартале 2005 г. обеспечить изготовление и поставку трех модернизированных самоходных комплектов КСА "Универсал-1" для применения в качестве командных пунктов соединений системы С-50.

Разумеется, спектр проблем, стоящих сегодня перед ПВО, гораздо шире. Откладывать их решение означает на практике загубить систему в целом. Пока же складывается впечатление, что подмосковная система ПВО С-50 стала жертвой всевластия, безответственности, безнаказанности и некомпетентности. Этому способствует также пышным цветом расцветающий лоббизм. Показательным примером является тот факт, что начиная с момента принятия в 1994 г. системы С-50 на вооружение ни один из указов и поручений верховного главнокомандующего, касающихся проблем совершенствования и развития системы С-50, в конечном счете так и не был выполнен. По мнению наблюдателей, проблема сегодняшнего состояния противовоздушной обороны столицы России настоятельно требует оперативного вмешательства со стороны исполнительной власти государства на самом высоком уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1231
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1084
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2084
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
927

Другие новости