ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ НПРО
В ОКТЯБРЕ 2002 г. президент США Дж. Буш принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 финансовом году к "первоначальному оперативному развертыванию" компонентов системы национальной противоракетной обороны (НПРО) и ПРО на ТВД. Программа НПРО будет расширена за счет проектов НИОКР по разработке и внедрению высоких технологий в системах разведки, информационного обеспечения, оперативного и боевого управления, раннего предупреждения перехвата и поражения, в том числе основанных на новых физических принципах.
Решение Буша о начале развертывания НПРО обусловлено прежде всего политическими соображениями, связанными, во-первых, с его предвыборными обещаниями; во-вторых, с последствиями террористического акта 11 сентября 2001 г. и стремлением обезопасить страну; в-третьих, с предстоящими президентскими выборами в США в 2004 г. и стремлением обеспечить переизбрание Буша на второй срок и обеспечить достижение американских целей в объявленный президентом "американский век". Вместе с тем у руководства страны и агентства ПРО нет полной уверенности в реальности создания в расчетные сроки НПРО, отвечающей заданным требованиям, необходимым боевым и операционным возможностям по обеспечению эффективной обороны от средств ракетного нападения современных и перспективных МБР/БРПЛ - в первую очередь таких, которыми обладает и может впредь обладать только Россия, против них и задумана глобальная НПРО США.
РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ НПРО
1. В 2002 г. решением Министерства обороны агентству ПРО предписано направить усилия на создание главных составляющих системы НПРО - наземного и морского (корабельного) компонентов перехвата МБР на среднем участке траектории. Важным директивным положением является их интеграция с космическими средствами, системами управления и разведывательно-информационного обеспечения операций НПРО.
2. В 2002 г. долгосрочная программа НПРО расширена за счет проектов и комплексных программ проработки возможностей реализации новых принципов перехвата всех типов МБР/БРПЛ на всех участках траектории полета - от стартовых позиций до цели.
3. Активизированы работы по совместным программам ПРО с Германией и Италией; по совместной программе ПРО на ДВ ТВД с Японией; по совместной программе ПРО на ТВД с Израилем.
НОВЫЕ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ НПРО И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
А. Программа KEI - создание "ультраскоростного" высокоманевренного кинетического перехватчика нового поколения, вначале в мобильном наземном варианте, а несколько позднее - в морском и воздушном; предусматривается также создание потенциала кинетической ракеты для последующего ее развертывания на космических ударных платформах. Реализовать программу KEI полностью планируется к 2012 г.
Перехватчик KEI наземной и морской систем планируется оснащать ИК-сенсорами стартующих/летящих ракет по их факелам. Уже в 2004 г. агентство ВМДА планирует запустить в космос несколько прототипов сенсоров, чтобы собрать необходимую информацию для программирования процессов слежения/сопровождения целей ракет различных классов и типов, выделения объектов и ложных целей.
Б. Программы боевых лазерных систем.
Совет по военной науке пришел к заключению о реальной возможности создания в течение ближайших 20 лет боевых систем лазерного оружия.
К лазерным программам относятся:
а) армейская тактическая лазерная система большой мощности. Она, по замыслу, должна обладать возможностями для решения задач ПВО и ПРО войск в ближней и средней зонах обороны.
б) программа авиационного лазера воздушного развертывания (ABL) для перехвата боевых ракет (БР) и боеголовок на старте и на траектории.
Лазерной системой оснащен первый опытный самолет-платформа Боинг-747 для проведения в течение 2002-2004 гг. полетных испытаний всего комплекса ABL. В конечном итоге примерно к 2012-2015 гг. ВВС США планируют иметь в составе систем НПРО/ПРО на ТВД до 7-8 самолетов с системой ABL, которые будут развертываться на передовых ТВД и прикрывать в системе НПРО/ПРО на ТВД наиболее опасные направления.
В перспективе после 2015 г. отработанную и усовершенствованную систему ABL планируется устанавливать на перспективных гиперзвуковых платформах и самолетах промежуточной атмосферно-космической зоны действий, в том числе на беспилотных ударных аппаратах.
в) программа космического лазера (SBL - Space-based Laser) для развертывания в космосе в составе глобальной НПРО США. SBL предназначается для обнаружения стационарных и мобильных ПУ БР, самолетов, других ударных средств противника и их своевременного уничтожения. В настоящее время по указаниям Министерства обороны ускоряется проработка концепции лазера SBL, формируется программа работ, структура системы.
Специальная исследовательская группа в США по боевым лазерам наметила основные направления работ для создания эффективного лазерного оружия будущего:
- исследования и разработки в области поражающих свойств короткоимпульсных лазеров;
- изучение распространения луча в атмосфере и мер компенсации негативного воздействия на боевые свойства лазера;
- моделирование широкого спектра лазерных систем по частотным и другим важнейшим характеристикам, условий распространения лучей;
- разработка систем управления лучом лазеров;
- исследования и разработки в областях твердотельных, химических кислородно-йодистых, фтор-водородных, фтор-дейтериевых лазеров и особенно лазеров на свободных электронах (задача в снижении веса при повышении мощности лазерных систем).
В. Военные программы микроволновой/СВЧ энергии
Направленная энергия, по мнению ученых США, может и должна найти применение в глобальной системе НПРО США и их союзников.
Известно (из открытых и закрытых источников), что США проводят эксперименты по использованию микроволновых излучений для воздействия на слой ионосферы, ее разогрева и возбуждения до плазменного состояния. Суть этих экспериментов состоит в изучении свойств ионосферы, способов воздействия на нее с целью создания высокотемпературного подвижного "бегущего" плазменного облака в качестве непреодолимой преграды на пути МБР и боеголовок на границе или внутри ионосферы.
Эта программа начиналась в США еще в 80-х гг. в рамках работ по рейгановской программе СОИ. Известно также, что пионерами в применении сверхвысоких частот для воздействия на ионосферу в мирных научных целях в 70-80-х гг. прошлого века были советские ученые, которые добились заметных научных результатов (спектрометрия, радиосвязь, загоризонтная радиолокация). Американцы предположительно взяли эти работы из зарубежных публикаций советских ученых и положили в основу своих работ по созданию СВЧ-оружия для использования в системе НПРО, в том числе и для создания ионосферного плазменного облака.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ НПРО США
Принимая решение о развертывании элементов НПРО и ПРО на ТВД, американское руководство исходило из существующих, хотя и ограниченных, возможностей его практической реализации путем формирования первого - нижнего эшелона ПРО.
Анализ состояния работ по НПРО позволяет администрации США рассчитывать, что к началу развертывания элементов НПРО/ПРО на ТВД будут готовы или подготовлены:
1. Глобальная сеть РЛС раннего предупреждения наземного базирования (РЛС на территориях США, Канады, Гренландии, Великобритании, Норвегии, Дании, на Алеутских островах); эта сеть дополняется и поддерживается средствами объединенной системы ПВО НОРАД США и Канады.
2. Глобальная система разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления, включающая наземные, космические, авиационные и морские средства. В ходе полигонных испытаний наземной системы перехвата в 2001-2002 гг. эта система использовалась в несколько сокращенных вариантах - на испытания привлекались только полигонные системы управления и информационного сопровождения пусков, но не реальные глобальные управленческие и разведывательные средства ВС США, ЦРУ и других структур разведки.
3. Комплексы наземной ЗРС "Пэтриот" ПРО группировок войск на ТВД (развертываемые в группировках американских войск на территории США, в Европе, Турции, Кувейте, Японии, Южной Корее).
4. Финансовые и материальные ресурсы сосредоточиваются на "широкозональной" ПРО ВМС, которая решением МО избрана в качестве одного из двух главных компонентов - наземного и морского - сегмента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории. Для переоснащения морского компонента под стандарты НПРО удалось создать и успешно испытать новую корабельную ракету-перехватчик "Стандард-3" (проектный вариант SM-3 блок 1 с ударной облегченной боеголовкой и дальностью перехвата до 1000 км). Во всех четырех испытательных пусках SM-3, проведенных в 2001-2002 гг. на Тихоокеанском полигоне, достигнут успешный перехват имитатора БГЧ БР в космосе на высотах 240-250 км.
В составе современных сил и средств ВМС США по обеспечению ПВО/ПРО на морских ТВД по состоянию на январь 2003 г. имеется:
- 27 ракетных крейсеров типа "Тикондерога", из которых 13 единиц подлежат до 2010 г. модернизации и перевооружению, и 28 ракетных эсминцев нового типа "Бэрк".
По расчетам МО и штаба ВМС США, для первоначального развертывания морского компонента - сегмента НПРО по перехвату МБР на среднем участке траектории требуется не меньше 3 ракетных крейсеров типа "Тикондерога" (с бортовым комплектом ЗУР-перехватчиков SM-3 из 60 ракет на каждом), оснащенных усовершенствованной РЛС и полномасштабной системой боевого управления "Иджис". Однако в настоящее время в распоряжении ВМС есть только один такой крейсер - опытно-испытательный крейсер "Лэйк Эри", полностью занятый на полигонных испытаниях перехватчика SM-3 и его ударной боеголовки. Только после 2005-2006 г. ВМС смогут выделить в состав развертываемой НПРО до 3 ракетных крейсеров после завершения их модернизации.
5. Наземный компонент сегмента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории находится в стадии испытаний ракеты-перехватчика и систем обеспечения перехвата и не готов к развертыванию. В 2001-2002 гг. проведены 4 испытательных пуска с успешным перехватом имитатора боеголовки; предстоят еще не менее 6-8 испытательных пусков для достижения перехвата в условиях противодействия (применения РЭП/РЭБ и множества ложных целей). Наземный компонент НПРО не будет готов к развертыванию раньше 2008 г. Предстоит еще создать и отработать ракету-перехватчик нового (2-го) поколения и ее ударную боеголовку для оснащения будущей наземного компонента НПРО.
6. Развернута и может быть расширена инфраструктура полигонных испытаний, а также тыловой поддержки и обеспечения деятельности развертываемых компонентов НПРО и ПРО на ТВД.
В течение 2004-2005 гг. планируется построить и ввести в строй первые 5 шахтных ПУ наземной составляющей НПРО комплекса ракет-перехватчиков на Аляске. В последующие 2-3 года на Аляске (форт Гризли - остров Кодьяк) планируется построить еще 5 шахтных ПУ ракет-перехватчиков наземного компонента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории.
По оценкам американских военных обозревателей, к 2012 г. может быть развернуто не более 100 единиц шахтных ПУ при потребностях к этому времени до 250-300 единиц.
Тем не менее развертывание элементов НПРО в соответствии с политическим решением Буша начнется в период 2004 финансового года и явно будет иметь ограниченный - пропагандистский характер.
По многим авторитетным оценкам американских политиков и аналитиков, программа НПРО полностью профинансирована, реализуется настойчиво по всем основным направлениям работ, добилась определенных успехов в ходе полигонных испытаний наземной и морской составляющих средств перехвата на среднем (космическом) участке траектории, а также в развитии инфраструктуры, включая строительство первых 5 шахтных ПУ на Аляске.
Вместе с тем, по тем же оценкам, в реализации программы НПРО остаются нерешенными и трудно решаемыми множество проблем.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НПРО
По оценкам аналитиков США, основными проблемами, способными затруднить и существенно задержать реализацию программы НПРО, по состоянию на начало 2003 г. являются:
- отсутствие полномасштабной, политически выверенной и законодательно утвержденной стратегии (доктрины) противоракетной обороны как составной части общей военной стратегии США;
- отсутствие полностью обоснованной и утвержденной программы строительства и графика оперативного развертывания главных компонентов НПРО;
- отсутствие согласованных всеми участниками программы облика, структуры и состава НПРО, обоснованных и более-менее отработанных на моделях, принципов и концепций оперативного развертывания по этапам и боевого применения НПРО в наиболее реалистических сценариях военно-стратегической обстановки в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Указанные организационные недоработки в определении места и роли НПРО в общей политике США и в их текущей военной стратегии приводят к определенному "хаосу" в умах высшего политического и военного руководства и разработчиков НПРО, строительства и использования НПРО/ПРО на ТВД. Военные аналитики ожидают большие трудности в сфере бюджетного финансирования программ ПРО в связи с растущими расходами на текущую антитеррористическую операцию, неизбежными масштабными расходами в связи с операциями против Ирака, что осложняется экономическим положением США.