0
6254
Газета Вооружения Интернет-версия

03.10.2003 00:00:00

Команду "Товсь" отставить!

Григорий Серебряный

Об авторе: Григорий Серебряный - эксперт.

Тэги: оруужие, торпеды, подлодки


СТОЛЕТНЯЯ история создания и применения подводных лодок в отечественном флоте полна множеством достижений и революционных перемен как в области проектирования самих лодок, так и в области развития средств их вооружения. Но есть и неизменная составляющая: какое бы мощное и современное оружие ни предлагал технический прогресс, но практически все боевые подлодки с первых дней эры своего существования и поныне обязательно оснащены оружием торпедным.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Если в области создания и применения морских мин Россия нередко выходила на лидирующие позиции в мире, то в смежной области торпедного вооружения ей в основном приходилось мириться с ролью догоняющей стороны. Лишь в 60-е годы ХХ столетия отечественные наука и промышленность сумели создать и запустить в серию образцы торпедного оружия, ставшие основой вооружения подводного флота на многие десятилетия вперед, а по боевым возможностям кое в чем превосходившие свои западные аналоги. Речь идет прежде всего о таких образцах, как СЭТ-65 и 53-65. Впрочем, прямое сравнение отечественных и зарубежных аналогов не всегда является корректным, каждая из сторон, создавая новые образцы вооружения, стремилась прежде всего к тому, чтобы максимально удовлетворить требования, соответствующие задачам и условиям их боевого применения. А они различались у противоборствующих сторон. Американцы и британцы в области создания противолодочных торпед делали ставку на применение систем телеуправления по проводам, что было вполне логично в условиях, когда их ПЛ имели неоспоримое преимущество в дальности обнаружения советских визави. Для последних же принцип "выстрелил и забыл" являлся основополагающим, телеуправлению не оставалось места в ситуации, когда цель могла быть обнаружена лишь по характерному звуку, сопровождающему ее торпедный залп. А вот развитие противокорабельного торпедного вооружения на Западе не было столь приоритетным. Долгие годы как американский, так и британский флоты довольствовались модернизированными вариантами своих торпед времен Второй мировой войны. Для более современного оружия, как считалось там, у ПЛ этих стран просто не было достойных целей. Зато достойными целями для советского подводного флота океан просто кишел. И новые образцы отечественных противокорабельных торпед появлялись в те годы с завидной регулярностью. В основном это были так называемые парогазовые торпеды, использующие в качестве топлива керосин, а в качестве окислителя - кислород или маловодную перекись водорода. Система их самонаведения, использующая активную локацию кильватерного следа цели, не имела аналогов за рубежом. Казалось, что существовавшее в то время разделение торпедного вооружения ПЛ на противолодочные электроторпеды и противокорабельные парогазовые торпеды будет незыблемо в ближайшие годы. Но Запад вновь предложил советскому ВПК "гонку за лидером", совершив очередной технологический рывок.

"УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ" КАЛИБРОМ 533

Парогазовые энергетические установки не подходили для применения в торпедах противолодочных. Продукты сгорания традиционного торпедного топлива (керосина) требовалось утилизировать за борт, но с увеличением глубины хода торпеды усилия, затрачиваемые на данный процесс, съедали весь потенциал энергоустановки торпеды. Ведь для этого бы пришлось нагнетать давление отработанных газов, превышающее забортное. Торпеды, предназначенные для стрельбы по ПЛ, оснащались электрическими энергоустановками, но их характеристики в части скорости и дальности хода были слабы для атак быстроходных боевых НК. Проблему впервые решили в США, предложив новый тип тепловой энергоустановки, работающей на однокомпонентном (унитарном) топливе (топливе ОТТО). Острота проблемы утилизации выхлопа была снята, а высокие характеристики торпеды остались на уровне не ниже, чем у традиционных парогазовых. Был достигнут прогресс и в области снижения массогабаритных характеристик торпедных систем самонаведения, результатом чего было начатое в начале 70-х перевооружение американского подводного флота на новый единый тип торпеды. Мк48, такой индекс получило новое изделие, можно было применять как против ПЛ, так и против НК, используя систему теленаведения или в автономном режиме. Конечно, у американской новинки были свои недостатки, главным из которых считалась высокая токсичность применяемого топлива.

Отечественный ВПК не спешил порадовать своих подводников аналогом американского чудо-оружия. Первая советская универсальная по целям торпеда для применения с ПЛ УСЭТ-80 официально была принята на вооружение в 1980 г., хотя промышленности пришлось еще несколько лет после названной даты доводить до ума это капризное изделие. Энергоустановка новой торпеды оставалась электрической, повышенные же по сравнению с СЭТ-65 характеристики были достигнуты путем применения аккумуляторных батарей (АБ) нового типа. Учитывая то, что для производства таких АБ требовалось немалое количество драгметалов, цена подобной торпеды была весьма высока. И хотя до сегодняшнего дня ни одной электроторпеде в мире не удалось превзойти УСЭТ-80 по своим боевым характеристикам, но как только данное изделие было передано в производство, советское руководство приняло решение более не проектировать тяжелые универсальные торпеды с электроэнергоустановками. Тем более что к этому моменту в руках отечественных специалистов был готовый образец торпеды, работающей на топливе ОТТО.

ЗАПАС КАРМАН НЕ ТЯНЕТ

Образец этот не был выпущен ни на одном из предприятий СССР, а по некоторым сведениям, был получен стараниями спецслужб одной дружественной страны. Но так или иначе, советские специалисты быстро ознакомились с новинкой, и доработанная копия американской малогабаритной противолодочной торпеды Мк46 пошла в производство. А наука и промышленность получили задание в сжатые сроки разработать, испытать и передать в производство новые типы торпед, работающих на однокомпонентном топливе, для вооружения новых и существующих отечественных ПЛ.

К моменту распада СССР флот успел опробовать некоторые новинки. Предприятия ВПК, ответственные за создание нового оружия, были готовы устранить выявленные недостатки и начать серийное производство. Требовалось профинансировать эти процессы, но именно финансовый вопрос стал в начале 90-х непреодолимым препятствием для подавляющего большинства уже разработанных типов оружия нового поколения для Вооруженных сил страны. Флот, как и прочие виды ВС, отправился в "автономное плавание" на старых запасах советского производства.

В свете недавних событий высшее военное руководство требует от своих подчиненных неукоснительного соблюдения имеющихся правил и инструкций. Так вот, согласно этим инструкциям, подавляющее количество тех торпед, что хранятся во флотских арсеналах и непосредственно на кораблях и ПЛ, должно быть немедленно списано и утилизировано. Выход в море корабля или подлодки с оружием, имеющим превышение сроков эксплуатации и хранения с одной стороны несет определенную опасность для самого экипажа, а с другой - в случае какого-либо ЧП развязывает руки вышестоящему начальству. Мол, мы же предупреждали, мы говорили, чтоб инструкции наши выполняли!

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

А пока флот решает свои проблемы, ВПК борется со своими. Когда-то самая новая и секретная торпеда ВМФ УСЭТ-80 нынче предлагается на экспорт. На недавнем Военно-морском салоне в Петербурге был продемонстрирован ее экспортный вариант под названием ТЭ-2. "Игрушка", судя по всему, дорогая и не всем по карману, учитывая стоимость ее АБ. Видимо, данный образец оружия будет предложен покупателям в комплекте с новейшей российской ДЭПЛ проекта 677Э "Амур", поскольку продемонстрированный на выставке экземпляр пригоден для применения лишь в сочетании с новейшими системами ввода данных в оружие, не устанавливавшихся на экспортных ПЛ предыдущего поколения. Для последних предлагается модернизация уже имеющегося боезапаса, в частности, на выставке был представлен вариант противолодочной торпеды ТЭСТ-71М с модернизированной ССН, способной как к обнаружению подводных целей, так и к наведению по кильватерному следу НК. Учитывая, что маркировочные надписи в основном были выполнены на французском языке, заказчиком являются ВМС Алжира.

А что же происходит с отечественными торпедами на унитарном топливе, стоимость которых должна быть ниже, чем при применении новейших АБ? На салоне была представлена универсальная торпеда такого типа под названием УГСТ. Хотя увидеть ее могли лишь те, кто посетил салон в самый первый день его работы. Для прочих торпеда была закрыта плотной черной материей. Осталось непонятным, что же старались скрыть, то ли новейшие технические решения, то ли то, что экспонат являлся не работающим экземпляром, а только лишь его макетом? Но так или иначе, раз оружие предложено на продажу, значит, по идее должен существовать его более совершенный вариант для внутреннего потребления. Вопрос лишь в том, кто и как профинансирует его доводку и постановку в серийное производство. Учитывая тенденции последнего времени, эти процессы, вполне вероятно, завязаны на успех экспортной торпеды УГСТ на внешнем рынке. То есть сперва необходимо получить деньги с покупателя УГСТ, и это поможет начать серийное производство как варианта для инзаказчика, так и варианта для ВМФ. Только вот инзаказчик нынче избалован выбором. Пока отечественный ВПК переживал вынужденные "каникулы" длиной в десятилетие, конкуренты трудились в привычном режиме. И сегодня ведущие производители торпедного оружия в мире готовы продавать модификации своих изделий, пригодные для использования с подлодок российского производства, оснащенные полюбившимися потребителям отечественных торпед системами наведения по кильватерному следу и прочими "прибамбасами".

Готово ли наше государство к тому, что ему придется на 100% профинансировать перевооружение своего подводного флота в случае неуспеха отечественных торпед на внешнем рынке? Или в ближайшем будущем командиры российских подлодок, выполняя торпедные стрельбы, после своей команды "Торпедные аппараты... товсь" будут вынуждены командовать "Товсь отставить". Поскольку бессмысленно готовить стрельбу тем, чего у них нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
632
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1313
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости