17 ДЕКАБРЯ в Индию прибыла очередная партия российских многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Несколько дней назад одна из индийских газет заявила об отказе от их поставки, якобы, из-за плохих двигателей. Но командование индийских ВВС опровергло эту информацию. В данной статье сделана попытка дать качественное описание российско-индийских военно-технических связей, а также сформулировать гипотезы относительно возможных перспектив этого сотрудничества.
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОГО ВТС
Индийские закупки российских вооружений отличаются следующими специфическими чертами:
- относительно низкая рентабельность контрактов, по неофициальной информации, в ряде случаев близкая к нулю, или становящаяся отрицательной по мере роста издержек и повышения курса рубля;
- высокие технологические требования, которые, не исключено, зачастую находятся на пределе современных возможностей российской промышленности, а также предполагают проведение большого объема НИОКР.
Наиболее яркими примерами являются индийские ТТЗ на истребители Су-30МКИ и фрегаты пр. 11356. Из перспективных программ можно отметить модернизацию ТАКР "Адмирал Горшков" и проведение НИОКР по БРЭО корабельного МиГ-29К. Выдвижение высоких требований делает индийскую военно-техническую политику насыщенной серьезными рисками, которые приводят к отсрочкам в графике реализации контрактов. Хрестоматийным примером стали проблемы с доводкой корабельного ЗРК "Штиль-1", из-за которых Балтийский завод задержал передачу двух фрегатов. С задержками сталкивается и программа Су-30МКИ, причем также по причине необходимости отработать новые блоки - двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и интеграцией иностранных компонентов;
- большой срок выполнения программ, абсолютным рекордсменом здесь также является проект Су-30МКИ, рассчитанный до 2012 г.;
- ярко выраженная склонность к заказам гибридных, интернациональных систем вооружений;
- практика приобретения лицензий на выпуск закупленной в России продукции на индийских заводах;
- лидерство среди импортеров российских ВВТ в области перехода от торгово-посреднической к кооперационно-воспроизводственной парадигме ВТС - проявляется прежде всего в проектах BrahMos и ИРТС (индийско-российский транспортный самолет).
Главным следствием вышеуказанных специфических особенностей индийских закупок является весьма глубокое воздействие на институциональную структуру российского ОПК. Вокруг двух основных программ российско-индийского ВТС структурируются качественно новые корпоративные образования. Так, ИАПО трансформировалось в НПК "Иркут" в ходе реализации проекта Су-30МКИ, а Балтийская объединенная судостроительная компания (БОСК) образовалась в ходе строительства на Балтзаводе фрегатов пр. 11356. Столь выраженного стремления к корпоративному строительству при исполнении аналогичных китайских контрактов не наблюдается. Так, КнААПО, строящее Су-30МКК для КНР, долгое время успешно блокировало создание корпоративной структуры в системе "Сухой", а "Северная верфь", исполнитель контрактов по эсминцам пр. 956Э и пр. 956ЭМ, хотя и участвовала в реализации высокотехнологичных финансовых схем, проводившихся холдингом НПК, но так и не стала полюсом консолидации судо- и кораблестроительной промышленности России.
Можно предположить, что низкая рентабельность контрактов стимулирует их исполнителей к активной работе с долговыми и инвестиционными финансовыми инструментами, поиску стратегического инвестора, а также новых контрактов, исполнение которых снижает высокие финансовые риски индийских заказов. Речь идет прежде всего о знаковых и весьма крупных заказах на истребители и фрегаты. Упрощая, можно говорить о том, что тяжелые в исполнении индийские контракты динамизируют менеджмент российских компаний. В этом смысле китайские и арабские заказы, более привлекательные с коммерческой точки зрения, напротив, способствуют консервации существующих, часто весьма неоптимальных промышленных структур.
Благодаря весьма высоким технологическим запросам индийской стороны российская промышленность, хоть и не без труда, создала наиболее сложные из имеющихся теперь в ее распоряжении видов вооружений. Причем если комплекс Су-30МКИ и его наиболее высокотехнологичный элемент - радар с ФАР "Барс" - вряд ли будет востребован в ближайшее время российскими ВВС, то на базе проекта 11356 российский флот надеется построить по крайней мере головной корабль нового поколения этого типа.
Растянутые сроки выполнения авиационного контракта по Су-30МКИ также дают НПК "Иркут" определенные преимущества. Имея гарантированный заказ до 2012 г. (по другим данным, до 2017 г.), компания может строить долговременную корпоративную, кредитно-финансовую и техническую политику. Это отличает "Иркут" от АХК "Сухой", которая имеет крупные и прибыльные, но короткие, с исполнением в два-три года, китайские контракты.
Требования индийских заказчиков интегрировать западное и израильское оборудование также отчасти стимулируют НИОКР, а главное - способствуют аккумуляции ценного и абсолютно необходимого в условиях глобализации опыта международного сотрудничества. Не менее ценным представляется опыт, который накапливается сейчас НПК "Иркут" и НПО машиностроения в области реализации совместных проектов ИРТС и BrahMos. По всей видимости, этот опыт будет использован и другими экономическими субъектами российского ОПК и государственными органами, которые должны способствовать соответствующей адаптации российского законодательства, в настоящий момент создающего ряд препятствий для интернационализации высокотехнологичного и военного производства.
НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНДИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
В последние два-три года Индия подписала целый ряд крупных контрактов или начала переговоры о закупках дорогостоящих систем вооружения нероссийского производства. После заключения в декабре 2000 - феврале 2001 г. соглашений по лицензионному производству Су-30МКИ, танкам Т-90С, вертолетам ДРЛО Ка-31 и заправщикам Ил-78 индийские вооруженные силы взяли паузу в размещении новых заказов в России. В связи с этим возникают опасения о переориентации Дели на новые источники вооружений, прежде всего Израиль и Францию. Однако детальный анализ показывает, что лишь в некоторых из этих случаев Россия могла серьезно претендовать на победу, чаще же российский ОПК просто не имел соответствующих конкурентоспособных предложений.
Действительно досадными случаями, где Россия имела шансы на продвижение своей продукции, являются ожидаемый контракт на закупку французских легких истребителей, а также британских учебно-тренировочных самолетов.
Тот факт, что НИОКР по многофункциональным версиям МиГ-29М/М2 не закончены, в принципе не является блокирующим ограничителем продвижения на индийский рынок, куда Россия уже не раз продвигала продукцию, разработка которой не была завершена на момент подписания контракта. Кроме того, Индия уже имеет большой парк МиГ-29, бортовое оборудование которых можно было бы модернизировать до стандарта новых партий этих машин. Наконец, техническое лицо корабельных МиГ-29К также можно унифицировать с уже имеющимися и вновь закупленными самолетами. Таким образом, целый ряд факторов говорил в пользу российского варианта, и выбор Индии действительно можно квалифицировать как болезненное поражение РСК "МиГ" и ФГУП "Рособоронэкспорт". Наиболее вероятной причиной этого выбора мы полагаем неудовлетворительное состояние послепродажного обслуживания имеющихся у Индии МиГ-29 и низкую активность российских экспортеров на этом направлении.
Основными причинами выбора британских УТС называются большой опыт эксплуатации этих машин ВВС полутора десятков государств, а также возможность конвертации УТС в легкий боевой самолет. Но существуют и серьезные аргументы "против": стоимость контракта и устаревший дизайн самолетов Hawk. По всей видимости, Россия все же имела шанс на продвижение своих УТС даже в условиях их недоведенности. Более того, МиГ-АТ мог быть продвинут как совместный франко-российско-индийский проект.
По остальным эпизодам индийские решения пока нельзя однозначно интерпретировать как показатель переориентации на нероссийских поставщиков. БПЛА, радары наземного и воздушного базирования, элементы системы ПРО, малогабаритные корабельные ЗРК - во всех этих сегментах Россия не имеет серьезных конкурентоспособных предложений.
Таким образом, вопрос о переориентации Индии на других поставщиков остается открытым. На наш взгляд, действительно точными индикаторами отношения Индии к дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества с Россией станут:
- выбор индийских ВМС между российскими и немецкими неатомными подводными лодками (НАПЛ);
- исход тендера по модернизации ЗРК С-125 (конкурируют российские и польское предложения);
- решения по ряду программ модернизации, прежде всего МиГ-29 и ОБТ Т-72С.
В целом перспективы российско-индийского ВТС зависят не столько от активности конкурентов, сколько от способности российского ОПК преодолеть проблемы с качеством поставляемой в эту страну продукции и наладить нормальное послепродажное обслуживание ВВТ.
Следует также учитывать, что остается несколько крупных программ, в которых нашей стране альтернативы пока нет. Среди них прежде всего:
- продажа тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" и авиагруппы;
- вероятная поставка еще трех фрегатов проекта 11356 или близких к этому проекту кораблей;
- поставки высокоточных ОТР "Искандер-Э";
- передача в лизинг или продажа одной-двух АПЛ, вероятнее всего проекта 971;
- сдача в лизинг или продажа 4-6 ракетоносцев Ту-22М3 и/или разведчиков Ту-22МР.
Кроме того, магистральным путем развития российско-индийских связей является активизация совместных проектов, наиболее важным из которых могли бы стать:
- программа перспективного боевого авиационного комплекса;
- создание семейства гражданских и военно-транспортных самолетов в рамках проекта ИРТС;
- создание семейства ракет различного назначения на базе PJ-10.
КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ
В последние два-три года развитие ситуации на индийском рынке внушает беспокойство, на нем нарастает присутствие конкурентов, прежде всего Франции и Израиля. Большого успеха добилась Великобритания с продвижением УТС. Однако Индия - слишком важный для Москвы партнер, причем не только военно-технический или промышленный, но и гео- и военно-политический. Поэтому сокращение ВТС с этой страной является абсолютно неприемлемым сценарием, и, как хотелось бы надеяться, предпринимаются и будут предприниматься меры для слома обозначившихся негативных тенденций. Прежде всего эти меры должны затрагивать сам российский ОПК и касаться более ответственного подхода к качеству поставляемых изделий и послепродажному обслуживанию. С другой стороны, давно назрела необходимость разработки комплексной программы агрессивного противодействия иностранным экспортерам ВВТ на индийском рынке, в том числе с использованием политических методов воздействия.
(Полностью текст публикуется в журнале "Экспорт вооружений".)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПАДНЫХ ПОСТАВЩИКОВ ВВТ НА РЫНКЕ ИНДИИ
Предмет контракта или переговоров | Примерная Стоимость | Возможные причины проигрыша России | Комментарии |
Корабельные ЗРК Barak производства IAI, Израиль | 160 млн. долл. | Ближайший российский аналог - ЗРК "Клинок". Отличается большим весом и габаритами. | НИОКР современных высокоэффективных малогабаритных корабельных ЗРАК "Пальма" и ЗРК "Полимент" не завершены. |
БПЛА израильского | ═ | Россия конкурентоспособных производства предложений в секторе БПЛА не имеет. | ═ |
Радары воздушного Базирования Phalcon | до 1 млрд. долл. | Россия конкурентоспособных предложений в секторе самолетов ДРЛО не имеет. | ═ |
6 НАПЛ Scorpene | 1,8 млрд. долл. | Отсутствие российского предложения НАПЛ с воздухонезависимой энергоустановкой, отсутствие НАПЛ проекта 677 в составе российского флота, отсутствие их поставок на экспорт. | Россия осуществляет дорогостоящую модернизацию 4 ДЭПЛ проекта 877ЭКМ. Кроме того, сохраняется шанс одписания контракта на покупку п4-6 НАПЛ проекта 677, которые будут вести конкурентную борьбу с немецкими НАПЛ проекта 212. |
Переговоры с Dassault Aviation о покупке 125 истребителей Mirage 2000-5 | 4 млрд. долл. | Отсутствие у России предложения в классе легких однодвигательных истребителей. Незавершенность НИОКР по многофункциональным истребителям МиГ-29М/М2, Неудовлетворительное состояние системы послепродажного обслуживания РСК "МиГ". | ═ |
Переговоры с IAI о покупке системы ПРО Arrow-2 | Развал производственной кооперации по ЗРК С-300В/ВМ, незавершенность НИОКР по С-400. | ═ | |
Учебно-тренировочный самолет Hawk | 1,3-1,5 млрд. долл. | Незавершенность НИОКР по УТС МиГ-АТ и Як-130. | Переговоры велись в течение 18 лет, принципиальное решение о закупке британских самолетов принято еще в начале 1990-х гг. |