0
799
Газета Вооружения Интернет-версия

26.03.2004 00:00:00

Холдинговый просчет

Тэги: пво, концерны, холдинги


Ликвидация федеральных агентств по вооружениям, которые непосредственно руководили созданием в оборонке вертикально-интегрированных структур, вызвала массу вопросов. Теперь их функции переходят в создаваемое агентство военной промышленности, а оно, в свою очередь, войдет в новое Министерство промышленности и энергетики. Будет ли дальше продолжаться начатая в 2002 г. реструктуризация российского оборонно-промышленного комплекса, которая явно зашла в тупик. По некоторым сведениям, руководителю Федерального агентства по промышленности Борису Алешину поставлена задача разработки новой программой преобразований ОПК.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" предполагалось закончить все преобразования до 2006 г.- создать 40 крупных холдингов по выпуску вооружений. Однако, несмотря на все старания, появились лишь четыре интегрированных концерна. Это дало повод аналитикам комитета по обороне и безопасности Совета Федерации заключить, что "в целом первый этап реструктуризации оборонно-промышленного комплекса в 2003-2004 годах провален".

Первый замминистра бывшего Минипромнауки Александр Бриндиков на совещании промышленников и политиков в Челябинске откровенно сказал, что "созданию холдингов мешают некоторые руководители предприятий". Мол, не понимают важности и всячески противятся тому, чтобы такие органы появились и стали руководить работой по созданию и продаже вооружений, контролировать госзаказ и финансовые потоки.

Однако провал с холдингами объясняется не только поведением ретроградов-директоров. Преобразованиям, как указал Бриндиков, мешают еще и "неточности нормативной базы". Причем такие, которые вынуждают экстренно подготавливать специальный указ президента РФ по их устранению. Однако противоречия гораздо сложнее и многограннее. Они затрагивают не только интересы генеральных директоров, но и многотысячные коллективы.

Возьмем уже созданный "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Сразу после его образования в 2002 г. в Конституционный суд России от рядового инженера-управленца радиотехнического завода поступила жалоба. В ней указывалось, что явно неконституционными методами происходит приватизация Федерального государственного унитарного предприятия, которое производит уникальные радиолокаторы для армии и гражданского воздушного флота. Закон РФ от декабря 2001 г.

"О приватизации государственного и муниципального имущества" развязал руки правительственным чиновникам, и они стали делить госсобственность. Завод вместе с людьми простым росчерком пера чиновника передали в "Концерн ПВО" даже не спросив на это согласия. Теперь предприятием, приносящим реальный доход, руководит назначенная неизвестно по какому принципу управляющая компания, которая ничего не производит и не создает, а только располагает столами и чиновниками. Автор жалобы просит Конституционный суд признать неконституционным вышеуказанный закон и изданные на его основании документы и решения по распоряжению государственной собственностью. Но жалоба осталось без ответа.

В ОПК откровенно бойкотируется создание интегрированных структур (холдингов). Да и в уже созданных четырех концернах дела далеко не блестящие. В том же "Концерне ПВО" между заводами, научными центрами и управляющей компанией происходят немалые трения из-за распределения получаемой прибыли, создания условий, обеспечивающих эффективную деятельность. Так, в Свердловской области в этот концерн вошли три крупных предприятия. С 2003 г., по словам генерального директора ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" Николая Клейна, этим заводам поставлена задача работать по государственному оборонному заказу только через управляющую компанию "Концерна ПВО". Но по существующему законодательству, с первого же госаванса за выпускаемые вооружения концерн сразу платит в бюджет 18%. Потом такие же выплаты производят все остальные заводы этого холдинга. Получается двойное налогообложение. И все это из-за появления управляющей компании.

Немалые осложнения и с внешнеэкономической деятельностью. Предприятия раньше имели дело с одним государственным посредником - "Рособоронэкспортом". Теперь появился второй в лице управляющей компании. Таким образом затянулся процесс подписания договоров на экспорт вооружений.

Не случайно, считает Николай Клейн, с появлением управляющих компаний финансовое положение предприятий только ухудшилось. За проданную за рубеж технику, кроме отчислений в "Рособоронэкспорт", теперь до 25% от вырученных сумм следует отдавать еще и управляющей компании. "Ради чего организовывался концерн? - возмущается Николай Клейн. - Цели его создания извращены".

Не случайно в нынешней России закрепилась крылатая фраза одного политика, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Вместо мощного "Концерна ПВО" получилась слабо управляемая структура, внутри которой создались неразрешимые противоречия. Как объяснить тот факт, что в совет директоров "Концерна ПВО "Алмаз-Антей" вошли госчиновники, минобороновские генералы и никого от таких ведущих разработчиков, как НПО "Алмаз" им. Расплетина, концерна "Антей", Лианозовского электромеханического завода? Естественно, в таком концерне не будет согласия в работе, а противоречия уже вылились в криминальные разборки - в 2003 г. был убит назначенный со стороны исполняющий обязанности генерального директора.

Когда преобразования в оборонке провалились, госчиновники вспомнили, что необходим федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонно-промышленного комплекса РФ". Не обойтись и без закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд". Без этого управляющие головные компании не имеют права распоряжаться гособоронзаказом. Требуется принятие еще целого ряда указов, постановлений, уточнение других нормативных документов.

В "Концерне ПВО" чиновники загнали под одну крышу предприятия разных производственных технологий. Возобладала гигантомания и явное желание побыстрее создать экспортопроизводящий холдинг. Но как управлять, обеспечивать всем необходимым десятки крупных предприятий с сотнями тысяч работников? Этого создатели программы реструктуризации не предусмотрели.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
371
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
504
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
431
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
426

Другие новости