Идея германского подводного ракетоносца (как и многие другие) появилась во многом благодаря случайности: у командира подводной лодки (ПЛ) корветтен-капитана Фрица Штейнхоффа был брат - доктор Эрнст Штейнхофф, занимавший один из постов в руководстве полигона Пенемюнде. После долгих дискуссий о возможности использования ракет в подводном флоте братья пришли к общей точке зрения, и это привело к проведению экспериментов.
ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В течение лета 1942 г. лодка Штейнхоффа была дооборудована шестью пусковыми установками, при этом использовались неуправляемые ракеты армейского образца - 30 cm Wurfkorpe 42 Spreng, а в последующих экспериментах - Schveres Wurfgeraet 41. Ракеты стартовали по наклонной. Естественно, что перезарядить установку можно было только в надводном положении. Эксперименты по запуску ракет с 12-метровой глубины показали, что ракетный двигатель прекрасно работает в толще воды и, более того, запуск из-под воды уменьшал рассеивание и увеличивал дальность полета ракет. Но Дениц и его окружение без особого интереса отнеслись к опытам братьев Штейнхоффов. Правда, в конце войны на ПЛ основных типов стали монтировать пусковые рамы для неуправляемых ракет, чтобы повысить их боевые возможности, т.к. союзные эскортные корабли все чаще стали вынуждать немецкие подводные лодки к всплытию - например, при массе ракеты 30 cm Wurfkorpe 42 Spreng в 127 кг ее боевая часть содержала 48,5 кг смеси аматола и тротила (50/50), что примерно соответствует 203-мм артиллерийскому снаряду (это при том, что на немецких ПЛ в лучшем случае стояло 105-мм орудие, а на лодках самой распространенной серии - VII вообще 88-мм с 9-кг снарядом). Таким образом, 5-ствольные РСЗО вплотную подводили огневую мощь ПЛ к параметрам тяжелого крейсера.
В дальнейшем флоты ведущих стран мира отказались от артиллерийского оружия для ПЛ, поэтому данный метод развития не получил.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Применение ракет немецкими подводниками не ограничивается только простыми пехотными ракетами. В ответ на варварские бомбардировки Германии было решено подвергнуть Нью-Йорк ракетному удару.
В 1943 г. появилась идея нанести ракетный удар по Америке ракетами A-4 (V-2 - "Фау-2") с подводных лодок, несущих водонепроницаемые ракетные контейнеры. Заказ на три таких контейнера был выдан Штеттинской судостроительной верфи в декабре 1944 г., но ни один из них так и не был изготовлен до конца войны. В 1944 г. отдельные элементы этого комплекта уже испытывались на Балтике. Согласно проекту, после выхода в район запуска кормовые отсеки контейнера заполнялись забортной водой, и он разворачивался в вертикальное боевое положение, крышка ракетной шахты откидывалась, и по команде с борта ПЛ мог происходить запуск.
Однако в ходе испытаний стало ясно, что массовое производство подобных систем пока не под силу германской промышленности. К тому же технические особенности ракеты V-2 не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки. V-2 имела жидкостный двигатель, который требовал сложной системы проверок перед запуском. Ракеты нельзя было транспортировать в cнapяжeнном состоянии, применение для работы ракетного двигателя двухкомпонентного жидкого топлива требовало тщательной и долгой проверки узлов этой капризной системы непосредственно перед запуском, то есть когда ПЛ находилась в надводном положении, а следовательно, была наиболее уязвимой. Наконец, лодка с довольно большим буксируемым контейнером (30-метровый контейнер с ракетой, заправленной жидким топливом, водяным балластом и контрольной аппаратурой весил 500 т) была слишком заметной мишенью для кораблей противолодочной обороны и в подводном положении.
Пока подводные лодки 21-й серии не вошли в строй, было решено использовать вместо них 6 подводных лодок 9-й серии, базировавшихся в северной Норвегии. Их экипажи начали подготовку рекогносцировочным выходом к берегам Северной Америки, но в середине апреля - начале мая 1945 г. все они были уничтожены противолодочными силами союзников (правда, одна - только после войны), так и не успев выйти в районы предполагаемого пуска ракет. Времена "Удара в литавры" прошли, к тому времени ПЛО союзников достигла такой силы, что большое количество подводных лодок просто не смогло бы подойти к берегам Америки достаточно близко для эффективного запуска, а удар нескольких прорвавшихся лодок не имел бы ожидаемого материального эффекта, а моральный эффект вряд ли бы принес большие результаты - ведь шел последний месяц войны.
С появлением более совершенных ракет к столь громоздкому и рискованному способу (транспортировка ракеты в буксируемом контейнере) больше никто не возвращался.
Другим вариантом было размещение на подводных лодках крылатой ракеты V-1 и ее запуск из установленных на палубе водонепроницаемых контейнеров. Курировавший разработку подобного оружия Отто Скорцени был явно не в восторге от этой затеи. Вот как он вспоминает о своем ответе Гиммлеру, который, наоборот, был полон энтузиазма: "Как вам известно, положение управляемых рулей устанавливается непосредственно перед пуском, и изменение курса в полете невозможно. Сейчас вероятный разброс составляет около 8 км. Разброс увеличивается еще больше, если V-1 запускается с самолета. Разброс, несомненно, станет на порядок больше, когда мы будем использовать подводные лодки: мало того что пока невозможно определить точные координаты в ночном море или при плохой видимости, - сюда добавляется еще килевая и бортовая качка, а самое незначительное отклонение при запуске, вызванное малейшим движением корабля, сильно изменит точность попадания. Короче говоря, у нас нет пока уверенности, что ракеты достигнут цели, даже если мишенью будет служить огромный город".
Этот проект также остался нереализованным, но он не был забыт, как предыдущий, наоборот, получил довольно длительное развитие после войны в виде современных ударных лодок, вооруженных крылатыми ракетами.
Рассматривался еще один проект нанесения удара по США - при помощи межконтинентальных ракет. К подводным лодкам он отношения не имеет, но рассказать о нем стоит.
ИДЕЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОГО УДАРА
В конце 1944 г. было предложено обстрелять Вашингтон и Нью-Йорк межконтинентальными ракетами А-9/А-10. Эта ракета была двухступенчатой. Первая ступень (А-10) длиной 20 м и массой 87 т вмещала 62 т жидкого горючего и приводилась в движение ракетным двигателем тягой 1,962 МН, работавшим 50 секунд. Потолок расчетной траектории составлял 350 км. Вторая ступень представляла собой ракету А-9 (доработанный вариант ракеты А-4b, которая, в свою очередь, была не чем иным, как V-2, но с крыльями), она отделялась после включения собственного двигателя на дальности около 4500 км.
Таким образом, израсходовав 70 т дефицитного в конце войны в Германии топлива, к цели была бы доставлена только тонна ВВ. Поэтому ни о каких масштабных разрушениях речи идти не могло, а для достижения психологического эффекта наибольшее значение приобретала точность попадания. Решили наводить ракеты при помощи радиосигналов, причем не с места запуска, а из района цели. Для этого германская агентура должна была установить специальные радиомаяки на крышах небоскребов и в нужный момент привести их в действие.
Гитлер и его окружение приняли это предложение, полагая, что если бы удалось уничтожить таким способом, например, "Эмпайр стейт билдинг", да еще предварительно сообщить по радио, что это произойдет в определенный день и час, то в городе началась бы паника, а серия таких ударов, по их мнению, привела бы к деморализации всех Соединенных Штатов и их выходу из войны.
Поздним вечером 29 ноября 1944 г. во Французской бухте залива Мэн всплыла ПЛ U-1230, и два члена ее экипажа в надувной лодке доставили на берег двух диверсантов, прошедших подготовку в лаборатории концерна "Сименс", где их обучали наведению ракет на цель с помощью радиосигналов - Эриха Гимпеля (офицера РСХА, имевшего опыт разведывательной работы в Великобритании и США, также он был резидентом в Перу) и Уильямом Колпагом (Колпаг, американец немецкого происхождения, завербованный германским консулом в Бостоне, к тому времени выполнил несколько заданий и через Аргентину и Португалию был переправлен в Германию). После высадки диверсанты пошли к дороге, где их заметил школьник, сказавший об этом своему отцу - местному шерифу, который сообщил ФБР. В ФБР из перехватов "Энигмы" знали о том, что U-1230 выполняет "специальное задание" в том районе, и устроили облаву. Но Гимпель и Колпаг ушли от облавы и порознь добрались до Нью-Йорка. Там Колпаг с помощью своих прежних знакомых попытался устроиться на работу в высотные здания. Но завербованный им помощник выдал его ФБР. Колпаг был арестован и на первом допросе выдал Гимпеля, правда, он не знал его местонахождения. Несколько недель шла крупнейшая в США в военные годы облава с участием тысяч агентов. Наконец, 30 декабря 1944 г. Гимпель был арестован. Обоих диверсантов обвинили в шпионаже и приговорили к смерти, но после войны президент Трумэн смягчил приговор.
Провал этой операции привел к созданию проекта пилотируемого варианта А-9/А-10.
Тогда же Геринг поручил Скорцени подобрать личный состав для пилотирования этих ракет. По разным сведениям, Скорцени набрал 100-500 человек. Причем фон Браун не собирался делать из них европейских камикадзе. Как пишет об использовании смертников Скорцени в своих мемуарах: "Фюрер, однако, эту идею отверг, видимо, из чисто философских соображений; он утверждал, что такие жертвы не соответствуют ни характеру белой расы, ни европейскому менталитету" - после наведения ракеты пилот должен был выброситься с парашютом над заданным местом в океане, где его ждала бы подводная лодка. Но воплотить этот проект в жизнь не успели - русские солдаты спасли западную цивилизацию от технических чудес Третьего рейха.
После войны в руки военных СССР и США попали образцы ракет V-1. У нас еще в 1944 г были созданы крылатые ракеты КР-10ХН (копия V-1) и двухмоторная КР-16ХН, предназначенные для старта с самолетов. Американцы также скопировали V-1, назвав ракету "Loon" ("Гагара").
Несмотря на то что до технологии запуска ракет, которая превратит субмарины в эффективное оружие стратегического значения, оставалось еще 30 лет, эксперименты талантливых немецких конструкторов не пропали даром - им нашли применение по обе стороны "железного занавеса".