0
1933
Газета Вооружения Интернет-версия

06.08.2004 00:00:00

Бракованная техника подрывает национальную безопасность

Тэги: обороноспособность, качество, вооружение


МЫ НЕСПОСОБНЫ ПРОИЗВОДИТЬ ОРУЖИЕ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анатолий Ситнов, начальник вооружения Вооруженных сил РФ (1994-2000 гг.), генерал-полковник

В прошлом году в США был подготовлен для Государственного департамента и других соответствующих структур закрытый доклад. В нем обрисованы пять степеней будущих войн. Сейчас применительно к США степень четвертая - постиндустриальная война. Ее США уже продемонстрировали всему миру в Югославии, два раза в Ираке. А наша Россия способна вести только войну третьего поколения, как в Афганистане, Чечне, поскольку растеряла очень многое из технического задела СССР и не способна по большей части выпускать вооружения четвертого и пятого поколений. Это прежде всего связано с утратой серийного производства техники и вооружений. Правда, в последнее время стали утверждать, что у нас большой, в 5 миллиардов долларов, экспортный потенциал. Но 90% этого капитала - поставки истребителей в Китай и Индию, а также продажа инозаказчику трех эскадренных миноносцев проекта 956. А остальное все мелочь. Даже по обслуживанию ранее проданной боевой техники наше государство утратило на мировых рынках свои позиции. Так вертолетостроительная фирма "Миль" продала в разные страны десятки тысяч своих вертолетов. Но обслуживают их не она, а иностранные компании. Налицо утрата прав собственности отечественных фирм. Поэтому ни о каком качестве речь не может сейчас вестись.

Состояние отечественных кадров, технологий, производства, разработки военной и техники двойного назначения откровенно показывают, что проблема обеспечения качества уходит все дальше в дальний угол отечественной экономики. Даже при последнем реформировании нашего правительства вопросы обеспечения качества промышленной продукции задвинуты в дальний угол от тех структур и руководителей, которые принимают решения по нашей промышленности. Парадоксально, но в рыночной экономике о качестве продукции никто у нас не говорит. В Минобороны, других ведомствах за последние годы ни на одной коллегии не поднимались вопросы о качестве вооружений. Так что потеря качества оборонной продукции, в общем-то, объективный процесс, которому можно дать объективную оценку. Ведь первый удар по качеству в нашей стране был нанесен ликвидацией Госстандарта РФ. Сейчас вместо этого органа служба технического регулирования. Пока еще никто не знает, чем она занимается. А тем временем в России система качества строится по отдельным предприятиям и в том числе и по отдельным хозяевам заводов. Уже утрачена единая нормативно-правовая база качества продукции, а в результате выпускаются изделия с браком.

По-прежнему не решается у нас проблема внедрения в производство новейших технологий качества, таких как CALS. Это прежде всего информационное обеспечение, которое приводит к высочайшему качеству продукции. Однако некоторые руководители утверждают, что у них на предприятии они уже введены. Но на закупку иностранных компьютерных программ CALS затрачены сотни тысяч долларов. Однако даже несколько прекрасно оборудованных и оснащенных заводов в целом не решат в государстве проблему качества оборонной продукции. Многие изделия собираются из сотен тысяч деталей, узлов, которые производятся в оборонном комплексе страны. Поэтому на этапах разработки, производства сложнейшего вооружения, техники без госстандартов качества будут происходить сбои и производиться бракованная продукция. Однако этой проблемой в стране никто, кроме общественной Академии проблем качества, не занимается. В созданном Федеральном агентстве промышленности всего 500 сотрудников. Разве они способны руководить такой огромной промышленностью, да еще решать сложнейшие проблемы перестройки производства на выпуск первоклассной продукции? Поэтому, на мой взгляд, не решив проблемы качества в промышленности практически невозможно перевооружить нашу армию на вооружение и технику четвертого-пятого поколения. Для этого надо создать информационную базу, новейшие технологии производства в ОПК, новые материалы. Ведь пятое поколение боевой техники - это уже системы реального времени со встроенной системой объективного контроля, саморегулирования настройки техники и еще многими другими новейшими функциями. К сожалению, сейчас этого нельзя обеспечить в нашей промышленности, где нет элементной базы, математического обеспечения, специалистов.

ДАЖЕ НА ГОСИСПЫТАНИЯХ БРАКОВАННАЯ ТЕХНИКА

Николай Ковалев, заместитель начальника ГАБТУ, генерал-лейтенант

В современных армиях мира существенно возросло количеств мощных средств ближнего боя - ручные гранатометы, ПТУРы. Поэтому кроме поражения противника на предельных дистанциях, необходимо также подавлять танкоопасную живую силу. Решать эту задачу будут танки, БМП, а также новые комплексы "Боевой порядок". Для этого создается специальная, многофункциональная боевая машина. Она разработана на шасси серийного танка, с высоким уровнем защищенности и специализированным комплексом вооружения, который позволяет эффективно подавлять танкоопасную живую силу на дальностях до 2 км. Введение этой боевой машины в танковое подразделение позволяет увеличивать эффективность подразделения на 30%. Машина может сразу вести огонь по трем целям. На минувшей выставке в Нижнем Тагиле мы показывали эту боевую машину. Было немало желающих более детально с ней ознакомиться. Ведь этой техникой мы дали толчок для разработки в мире совершенно нового типа боевой техники. В настоящее время аналогичные машины создаются в Германии, Израиле. К сожалению, в нашей стране пока эту перспективную боевую технику не приняли на вооружение.

К 2004 году ГАБТу совместно с серийными заводами завершена разработка военной автомобильной техники нового поколения на Ульяновском, Уральском, Брянском, Камском, Нижегородском заводах. Всего за 2001-2003 годы освоено к производству и принято на вооружение 69 образцов армейской автотехники. Создан задел на 10-12 лет для удовлетворения потребностей Минобороны как генерального заказчика, по размещению вооружения на автомобилях армейского образца. Однако созданная автотехника весьма затратна при эксплуатации. Требуется много различных деталей и узлов, специалистов-ремонтников, всевозможного дорогостоящего технологического оборудования. Все это происходит из-за недостаточной унификации автомобилей, посредственной надежности. Поэтому надо и дальше развивать автотехнику для того, чтобы уменьшить количество базовых машин для армии в 1,5-1,8 раза. Это произойдет только при условии 80%-ной поагрегатной унификации всех деталей и узлов, использования принципа модульного конструирования. То есть к 2020 году надо оставить в армии не более 7 семейств автомашин, в 1,5 раза повысить надежность машин за счет создания высоконадежных деталей и агрегатов для колесных и гусеничным машин.

Однако создавать первоклассные танки и автомашины невозможно без решения проблемы качества на этапе НИОКР, а потом в серийном производстве. Ведь в настоящее время даже на государственные испытания представляется техника с дефектами. На производстве просто необходима система качества от опытного до серийного образца.

НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НЕ ГОТОВЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ АРМИИ

Николай Сердцев, начальник Инженерных войск МО РФ, генерал-полковник

К сожалению, наука и промышленность не готовы к тем тактико-техническим требованиям, которые мы предъявляем сегодня к новейшим образцам вооружения. Уже обозначилось застаивание в технологическом, техническом процессах в производстве средств вооружения по средствам разминирования, защиты войск и маскировки, инженерных боеприпасов, по роботизации инженерной техники. Особую остроту приобрела проблема противоминной защиты войск. Это ярко проявилось в Северо-Кавказском регионе. Эта проблема вышла на российское высшее военно-политическое руководство. В результате принята комплексная целевая программа организационных и технических мер по обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов. Развернута разработка нового поколения средств инженерной разведки и преодоления минно-взрывных заграждений, который существенно повышает уровень технического оснащения войск, существенно расширяющий возможности по решению боевых задач. Рассматривается разработка перспективных комплексов разведки взрывоопасных предметов воздушного и наземного базирования, основанных на комплексном использовании оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной разведывательной аппаратуры. Возможно, скоро войска получат инженерные средства обнаружения взрывоопасных предметов в корпусах из любых материалах на глубинах до 1 метра. Так же будет решена и задача эффективного противодействия взрывным устройствам, широко применяемым террористами, за счет создания средств на основе мощного электромагнитного воздействия на исполнительные приборы взрывных устройств.

Ведение боевых действий в современных условиях показывает, что большую значимость приобретает полнота и качество индивидуальной экипировки военнослужащего. Всем участникам боя приходится выполнять задачи индивидуального инженерного обеспечения - поиск мин, преодоления различных заграждений. Поэтому к общевойсковому комплекту воина разработан еще и индивидуальный инженерный комплект, который обеспечивает автономность солдат и офицеров в ходе боевых действий. Это позволяет повысить защищенность и эффективность выполнения боевых задач до 20%. В сложнейших ситуациях сохраняется жизнь каждому третьему человеку на поле боя.

В настоящее время в сложнейшую проблему превратилось поддержание техники на длительном хранении в войсках в боеготовом состоянии. Одним из экономичных путей ее решения является модернизация. За последние годы модернизировано более 20 средств инженерных войск. Например, на Нижнетагильском заводе освоен выпуск инженерной машины разграждения, которая ранее выпускалась в одной из союзных республик. Ныне она переведена на российские комплектующие детали и узлы. А вообще до 2010 года планируется провести модернизацию еще более 20 средств инженерных войск.

Однако опыт Чечни показывает, что войскам крайне необходимо более современное и, таким образом, качественное инженерное вооружение. Например современный путепрокладчик. Мощности по его производству остались на Украине. В настоящее время разрабатывается дорожная машина на гусеничном шасси.

СТАРЫЕ ЗАКОНЫ ВЛИЯЮТ НА ВООРУЖЕНИЕ

Иван Шайко, главный метролог Вооруженных сил РФ, генерал-майор

Важнейшей задачей метрологической службы ВС РФ является работа с оборонно-промышленным комплексом через систему военных представительств. Мы следим, насколько быстро технику можно привести в боевое состояние и насколько качественно ее можно отрегулировать, отремонтировать. Наша задача максимально увеличить процент исправного вооружения. Однако эта проблема осложняется сейчас тем, что действуют старые нормативные акты, которые действовали десятилетия назад еще при конструировании образцов вооружения и военной техники. В настоящее время многие образцы по несколько раз продлевали свой технический ресурс. Поэтому в нашей армии сейчас масса проблем со старыми миноискателями, приборами радиационной, химической, биологической разведки и другим вооружением и оснащением войск. Так что для метрологической службы обслуживание старого вооружения - проблема номер один.

ДАЖЕ НА ЭКСПОРТ ИДЕТ ТЕХНИКА С БРАКОМ

Владимир Муравник, заместитель директора Федеральной службы оборонного заказа, генерал-майор

За период 2001-2003 годов ассигнования государства на развитие вооружения и военной техники (ВВТ) выросли в 2,65 раза, а рост инфляции в нашей стране за этот период составил 1,4 раза. То есть в оборонном бюджете реальные прибавки. Вместе с тем не происходит ожидаемых существенных сдвигов в технической оснащенности войск, качестве оборонной продукции. Все это из-за проблем в сфере формирования, размещения, финансирования и исполнения гособоронзаказа. Анализ 2001-2003 годов показывает, что доля ассигнований на закупку основных образцов ВВТ составляет не более 10-15% от общего объема выделяемых средств. Это всего 50-60 образцов. Из более чем 3,5 тыс. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ежегодно завершается не более 100. При этом сразу же открывается 200-300 новых работ. Важнейшая часть работ по программе вооружений производится с отставанием. Таким образом, срывается поставка в войска новейших вооружений.

В 2004 году ведется по номенклатуре Минобороны РФ 300 НИОКР на 3,3 млрд. рублей, требующих межведомственной координации. А по номенклатуре остальных госзаказчиков 270 работ на 2,6 млрд. рублей. По экспертным оценкам, количество дублирующих работ из них может составить 20%, а в части боевой экипировки, электронных средств различного назначения - около 30%. Таким образом, бюджетные средства расходуются явно нерационально.

В 2003 году Совет безопасности РФ отмечал, что снижение качества продукции ОПК приобретает масштаб национальной угрозы и напрямую начинает влиять на национальную безопасность. По сравнению с 1991 годом в настоящее время количество рекламаций на единицу поставленной продукции увеличилось в среднем в 10 раз. В 2000-2002 годах в ВС из-за конструктивных дефектов произошли 11 аварий вооружения и военной техники - от ракетных комплексов до самолетов. Прискорбно, но даже при исполнении экспортных контрактов, когда имеется полная заинтересованность предприятий-изготовителей, страдает качество изделий. В 2002 году иностранные заказчики предъявили российским изготовителям 622 рекламации, в 2003 году - 861 рекламацию. На 2004 год перешло с 2003 года более 500 неустраненных рекламаций.

В ходе поставки кораблей проекта 11356 иностранному государству был допущен ряд серьезных отклонений от порядка разработки и производства ВВТ. Во время стрельб в 2002 году при передаче головного корабля инозаказчику 100% пусков ракет "Стилет" были, мягко говоря, неуспешными. Поставленные на экспорт противокорабельные ракеты были изготовлены по конструкторской документации, не выполняющей ряда требований тактико-технического задания. В результате до 50% ракет вышли из строя в процессе эксплуатации. Нерешенность проблем качества продукции ОПК снижает эффективность использования госсредств на оборону и безопасность страны, замедляет процесс реформирования ОПК, негативно влияет на способность военной организации государства выполнять поставленные задачи. Поэтому на последнем заседании военно-промышленной комиссии российского правительства премьер-министр РФ поставил четкую задачу разработать комплекс мер, в том числе и по повышению качества оборонной продукции, которая бы позволила поднять эффективность гособоронзаказа.

На наш взгляд, снижение качества продукции ОПК происходит прежде всего из-за морального и физического старения основных фондов оборонных предприятий. В том числе лабораторно-испытательной базы, технологии производства. Для производства ВВТ используется компонентная и элементная база из некачественных отечественных материалов.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В КАЧЕСТВЕ

Академик Геннадий Воронин, президент общественной Академии проблем качества

В настоящее время различные российские или иностранные системы качества внедрены на 1000 российских предприятий. Но есть данные, что при наличии всех документов и компьютерных программ системы качества действуют всего примерно на 300 предприятиях. А в Европе на 450 тысячах предприятий работают системы качества. Там в этом прежде всего заинтересованы сами руководители промышленности. А у нас в крупнейшем промышленном Уральском регионе на конференцию в Екатеринбурге по проблемам качества пришли только директоры, которые получали премии, в основном там собрались лишь рядовые инженеры и менеджеры.

Полтора месяца назад в Канаде в Торонто состоялся конгресс американской организации качества. Ей уже 58 лет. В нее входят 10 тысяч физических лиц, 1100 предприятий. В мире нет более крупного форума. На конгрессе было 2500 участников. Из них 900 иностранцев. Выступал президент самой крупной фирмы в США "Дженерал электрик". Он читал лекцию, что он сделал у себя на фирме для того, чтобы она была конкурентоспособной. Выступали также президент концерна "Сименс" и другие первые лица международной промышленности. У нас такого нет. Из-за этого и страдает качество российской промышленной продукции.

Например, президент США Билл Клинтон известен нашей стане только как политический деятель. Но когда он был сенатором в штате Канзас, то внедрял системы качества на предприятия. А когда стал президентом США, то внедрил современную систему работы госаппарата по реальным результатам. В итоге бюрократический аппарат США уменьшился на 300 тысяч чиновников.

В мире каждые 10 минут выходит книга о качестве. На всеамериканском конгрессе была гигантская выставка книг по качеству для всевозможной промышленности и руководителей разных специальностей. В США пропаганда знаний о качестве - это главная задача государства и любой организации. У нас этого тоже нет. А ведь без этого не внедрить передовые технологии в нашу промышленность. На этом сейчас проигрывает наша страна. Ведь в мире самые главные средства дает рынок прорывных высоких технологий по любым отраслям промышленности. Его оборот - 3 триллиона долларов, что в несколько раз превышает оборот всех сырьевых ресурсов и в том числе нефти. Из гигантского по финансовым объемам мирового пирога США получает 39%, Япония 30%, Германия 16%, Россия - всего 0,5%. Так что российские недра - не главный источник процветания нашей державы.

Если и дальше в России будет так мало уделяться внимания развитию отечественной промышленности и прежде всего ее лучшей части - оборонно-промышленного комплекса, то примерно через пять лет мы станем неспособны производить даже самые простые вооружения и обычные товары народного потребления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
815
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1082
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
860
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
704

Другие новости