В последние годы отечественный авиапром новинками техники радует не часто, потому презентация нового многоцелевого вертолета Ми-38, состоявшаяся в Казани 1 октября, не могла не привлечь внимание. Это первая машина "милевской" марки, разработанная и доведенная до испытаний в постсоветский период. Решение о ее создании было принято еще в 1986 году, а первый подъем состоялся лишь в декабре 2003 года. Ми-38 в перспективе должен прийти на смену средним транспортникам Ми-8/Ми-17 и частично восполнить функции, выполнявшиеся тяжелыми Ми-6. Максимальная скорость Ми-38 составляет 285 км/ч, максимальная дальность полета - 885 км, практический потолок - 5,1 км, максимальная взлетная масса - 15,6 тонны. Внутри кабины можно перевозить грузы весом до 5 тонн, а на внешней подвеске - до 7 тонн, пассажирская модификация рассчитана на 30 пассажиров. Ми-38 сконструирован по классической одновинтовой схеме с 6-лопастным несущим и 4-лопастным X-образным рулевым винтами. При этом лопасти несущего и рулевого винта выполнены из стеклопластика, имеющего практически неограниченный ресурс. Как пояснил генконструктор МВЗ им. Миля Алексей Самусенко, в Ми-38 использовались перспективные решения, примененные в ходе модернизации боевого вертолета Ми-28. За счет улучшения обводов фюзеляжа, размещения двигателей позади главного редуктора, а топливных баков под полом грузовой кабины снижено аэродинамическое сопротивление. Ресурсоемкость агрегатов и систем Ми-38 в 5 раз превышает аналогичные показатели Ми-8, а удельная трудоемкость техобслуживания снижена в 2 раза.
Ми-38 примечателен и тем, что имеет зарубежную начинку: за внутренний интерьер кабины, комплекс БРЭО и ряд агрегатов системы управления отвечал франко-германский консорциум Eurocopter, а силовые установки поставила канадская компания Pratt & Whitney. Для нового вертолета была разработана модификация самолетного двигателя PW -127 T/S, взлетная мощность которого составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме - 3750 л.с.
Как сообщил генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев, сертификационные испытания машины, в ходе которых предстоит построить еще 3-4 прототипа, планируется завершить к 2007 году, а открытие серийного производства намечено на 2008 год. Затраты на проект, общая сумма которых оценивается в 700-800 млн. долл., из них, по словам Лаврентьева, "половина уже преодолена", производители рассчитывают окупить после выпуска 80-90 вертолетов. Потребность рынка оценивается в 300 машин, из которых 100 предполагается реализовать за рубежом. По словам Александра Лаврентьева, Ми-38 будет значительно уступать по цене зарубежным аналогам - EН-101 (25 млн. долл.) и S-92 (20 млн. долл.). Присутствовавший на презентации начальник управления Департамента ВВС ФГУП "Рособоронэкспорт" Иван Жмурко, как залог хороших экспортных перспектив Ми-38 отметил наличие в зарубежных странах большого парка ранее закупленных Ми-8. Правда, при этом представитель фирмы-госпосредника отметил, что так как за продвижение Ми-38 на внешнем рынке отвечает Eurocopter, "Рособоронэкспорт" сможет приступить к реализации машин после того, как их станут закупать наши военные, а это, в свою очередь, станет возможным только после установки на Ми-38 отечественных двигателей и авионики. Разработка на санкт-петербургском предприятии "Завод им. Климова" двигателя ВК-3000В, который предназначен для Ми-38, затягивается из-за недостаточного финансирования из госбюджета, а поставщики авионики пока окончательно не определены. Как отметил первый заместитель председателя Авиарегистра МАК Владимир Беспалов, разработчики вертолета не имели технического задания от Министерства обороны. Хотя при этом есть заключение 30-го НИИ Минобороны о том, что вертолет Ми-38 может занять место в боевом порядке военной авиации. Поступили и предварительные запросы, причем не только из ВВС, но и ВМФ, РВСН, других видов и родов войск, а также других силовых структур. Представитель военно-научного комитета Генштаба Валерий Володин на вопрос о планах закупок, имеющихся у Минобороны, ответил уклончиво: "Я могу только сказать, что Генеральный штаб занимается будущим Вооруженных сил. По этой причине я здесь".
А вот представителей Eurocopter на презентации в Казани не оказалось. Впрочем, Александр Лаврентьев сообщил, что после выхода консорциума из состава учредителей ЗАО "Евромиль", партнерские отношения с европейцами не прекратились, хотя ранее заключенные договоренности об экспортной реализации "оставлены на потом". Гендиректор КВЗ выразил сожаление, что ни обращения французского правительства, ни российских структур не позволили сделать для Eurocopter исключение из российского законодательства, ограничившего в 1998 году участие иностранного капитала в отечественном авиапроме 25%, в то время как франко-германский концерн вошел в проект Ми-38 с долей 33,3% наравне с КВЗ и МВЗ. Изменение правил игры после ее начала может охладить пыл других потенциальных участников международной кооперации. Напомним, что уже после одобрения Госдумой в первом чтении закона, повышающего квоту иностранцев до 49%, 27 сентября замглавы Минэкономразвития Александр Шаронов сделал заявление, согласно которому в "правительстве РФ нет единой позиции по вопросу доступа иностранных инвесторов в российский авиапром".