0
2923
Газета Вооружения Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Чего не боятся танки?

Александр Ефремов

Об авторе: Валерий Иосифович Козишкурт - генеральный директор ОАО "Спецмаш".
Александр Сергеевич Ефремов - председатель совета директоров ОАО "Спецмаш".

Тэги: танк, гтд, преимущества


Расхожий рекламный брэнд - "танки грязи не боятся" стал привычен, но далеко не в полной мере отражает разносторонние возможности танков. Современные танки не боятся не только грязи. Танк Т-80У (в этом году исполняется 20 лет принятия его на вооружение) готов в любой момент двигаться вброд и под водой, в лютую стужу и жару. Он не боится пыли и готов "потреблять" любые сорта топлив, неприхотлив в обслуживании и чрезвычайно прост в управлении. Но главное в этом грозном боевом оружии, созданном в КБ генерального конструктора Н.Попова, он и сегодня в табеле о танках занимает передовые позиции в отечественном и мировом танкостроении. Главное, что имея огромные потенциальные возможности для совершенствования, он постоянно модернизируется и по праву является основной боевой машиной БТВ ряда военных округов России.

Чем же принципиально отличается он от своих бронированных собратьев? Главное отличие в оснащении его прогрессивной энергетической установкой с газотурбинным двигателем (ГТД), который привнес целый набор новых качественных свойств. Решение о разработке специального транспортного ГТД (подчеркнем: специального транспортного, а не использование вертолетного, как считают некоторые "специалисты") явилось объективной необходимостью, плодом научного поиска ряда научно-исследовательских институтов, (особенно "ВНИИТрансмаша"), итогом научно-исследовательских работ многотысячных конструкторских коллективов. Генеральным разработчиком стал коллектив известного предприятия НПО "Завод им. В.Я. Климова" (Главный конструктор С.П. Изотов), а основным производителем серийно выпускающим ГТД - Калужский моторостроительный завод (директор Ю.А. Лейковский).

Танк, по сути, создавала вся страна, но главный, основополагающий вклад, безусловно, внесли ленинградцы-питерцы. Нет ничего случайного и в том, что танк Т-80 был создан на Кировском заводе с его глубокими историческими корнями оборонного предприятия, ибо инженерная мысль кировцев всегда отличалась сугубо питерской интеллигентной пронзительностью.

Ну, а теперь по порядку: чего же не боится танк Т-80 (и его модификации) и почему?

НАЧНЕМ С ПЫЛИ

К сожалению, еще можно встретить в печати утверждения о том, что для танкового ГТД предъявляются "сверхвысокие требования к очистке воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя". Это, мягко говоря, не так. Для ГТД танка Т-80 допустимый коэффициент пропуска пыли почти в 10 раз выше, чем у дизельных двигателей. Действительно, для ГТД фирмы "Лайкоминг", установленном на американском танке "Абрамс", требуется очень высокая степень очистки, так как в нем применен мелкоячеистый рекуператор, а его засорение чревато большими неприятностями для двигателя. В этой связи фирма "Дональдсон" разработала для танка воздухоочиститель со второй ("барьерной") ступенью очистки, требующей регулярного трудоемкого обслуживания и имеющего "солидные" габариты. Это, мы считаем, является существенным недостатком, в общем-то неплохого основного американского танка. Давайте сравним объемы воздухоочистителя: у "Абрамса" - почти 2 куб. м, у нас - 0,4 куб. м (при этом не надо забывать, что в нем еще размещены и масляные радиаторы системы охлаждения, так что фактический объем составляет 0,34 куб. м).

Известно, что опыт ведения боевых действий американцев в локальных войнах последних лет в условиях повышенной температуры и запыленности подтвердил низкую рабочую эффективность "барьерных фильтров": во время операции "Буря в пустыне" американские танки буквально "задохнулись" от пыли и были вынуждены почти каждый час "выбивать" пыль из вторых ступеней воздухоочистителя. Известно также, что среди публикаций итогов войны в Ираке появились сообщения о том, что воздушные фильтры американского танка М1А2 "Абрамс" приходилось чистить ежедневно, хотя по инструкции эта процедура проводится раз в месяц.

Кстати, аналогичная картина наблюдается и на танках с дизельным двигателем, где через 35-50 часов, а в особо пыльных условиях и чаще (через 8-12 часов) необходимо проводить трудоемкий комплекс работ по регенерации кассет воздухоочистителя ("НВО" # 11, 2002 г.).

Конструкторы танка Т-80 пошли другим путем (о нем подробно писалось - "НВО", # 32, 2003 г.). Напомним, что основой борьбы с пылью явился комплекс взаимосвязанных и в то же время самостоятельных инженерных решений: применение ВЗУ - воздухозаборного устройства, пылегасящих щитков, специального веерного выхлопа, инерционного воздухоочистителя и виброочистки с пылесдувом. Все эти ноу-хау позволили танку в любых, самых тяжелых условиях пустынь и бездорожья не бояться пыли, а, главное, не обслуживать за всю эксплуатацию танка воздухоочиститель. Испытания в жесточайших условиях пустыни Кара-Кум подтвердили это.

ТЕПЕРЬ О МОРОЗЕ

Особенно ярко проявляется свойство, присущие лишь ГТД (в отличие от дизеля), так импонирующее танкистам - легкий пуск в любую стужу. Это объясняется не только малым сопротивлением прокручиванию при пуске из-за отсутствия трения скольжения, но и незначительными инерционными массами турбокомпрессоров.

Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка. Надо сказать, что пуск дизельного двигателя при низких температурах представляет собой сложную и достаточно продолжительную операцию. Для облегчения пуска поршневых двигателей вынуждены применить целый набор средств для облегчения этого процесса: подогрев воздуха на впуске, предпусковой подогрев и т. п. Несмотря на это, готовность танков с дизельными двигателями при низких температурах доходит до 30-40 минут и более.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОМФОРТЕ

Наступило время сказать, что подвижность, защита и огневая мощь не в полной мере отражают сегодня требования к бронетанковой технике. Опыт последних локальных войн говорит о действиях боевых машин в сложных климатических условиях - экстремальных по высокой температуре и запыленности. В этих условиях работоспособность экипажа, эффективность его боевой работы будет определяться как эргономическими параметрами, так и наличием комфортности при исполнении сложных должностных обязанностей. Иными словами, речь идет, помимо всего прочего, о системе кондиционирования воздуха в широком смысле, т. е. о подогреве, охлаждении и очистке, подпоре и т. д.

Очевидно, что танк с газотурбинной силовой установкой дает простое и экономически наиболее целесообразное решение этих проблем за счет использования турбодетандера, а в качестве рабочего тела - сжатого воздуха турбокомпрессора ГТД.

Такая схема необычно проста, имеет необычно малые габариты и массу, исключает необходимость в специальном хладагенте (что требуется для традиционного "кондишена"). Более того, она совместима с системой отопления, а эффективность ее апробирована испытаниями в летнее время в пустыне Каракум и широкой войсковой эксплуатацией зимой.

Так что можно утверждать - экипажу танка Т-80 не надо бояться "ни жары и ни холода" благодаря все той же энергоустановке с газотурбинным двигателем.

НОВОЕ КАЧЕСТВО - НЕЗАГЛОХАЕМОСТЬ

Водителям транспортных средств (особенно новичкам) хорошо знакомо чувство "вины", когда при трогании или переключении передач двигатель машины глохнет. А для боевой машины этот "нюанс" чреват и другими последствиями, особенно при утыкании в препятствия или движении по слабым грунтам, когда трогание с места может вызвать буксование танка и другие неприятности, о которых лучше и не упоминать.

Всего этого не надо бояться механику-водителю танка Т-80. Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, т. к. силовая турбина ГТД, передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости.

ЭФФЕКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

Помимо традиционных тормозов, применяемых в танках, танк Т-80 получил еще два мощных помощника для торможения: РСА и гидротормоз.

РСА (регулируемый сопловой аппарат) дал возможность направить работу газовой струи топлива как бы "против шерсти", т. е. заставить не вращать рабочую турбину, а наоборот - тормозить ее. Это очень мощный фактор торможения. В дополнение к этому конструкторы применили гидротормоз - между двигателем и планетарной коробкой разместили механизм, способный за счет преобразования энергии торможения в тепло (в частности, в тепло масла гидротормоза) погасить кинетическую энергию движения машины. Так что бояться, что вовремя не затормозишь, нечего. Отсюда в сочетании с отличной приемистостью танк обладает высокой подвижностью, а имея удельную мощность более 27 л. сил на тонну веса, стоит в ряду лучших машин этого класса. Надо еще сказать, что двигателестроители создали сегодня для Т-80 газотурбинный двигатель с "форсажным" режимом (до 1400 л.с.) для включения его во время скоростных маневров на поле боя. При этом удельная мощность уже превышает 30 л. сил на тонну - это лучший показатель среди современных танков мира.

КОММЕНТАРИИ ИЗЛИШНИ

Хотелось бы перечислить еще многое, чего не следует бояться экипажу танка с газотурбинной силовой установкой. Ограничимся конспективным изложением других преимуществ: расход масла (этот бич двигателей, доходящий до 5 л/час) имеет "смешные" показатели. Правда, по техническим условиям он ограничен цифрой 0,5 л/час, но практически никогда не достигает этих показателей. Известны многочисленные случаи в войсках, когда за весь гарантийный срок двигателя не осуществляли (помимо плановых) дозаправки масла. Запас хода по маслу для танка не ограничивается, поэтому и емкость масляной системы (45 литров) почти в два раза меньше дизельных собратьев.

Не надо бояться и перегрева двигателя. Здесь преимущества ГТД проявляются особенно ярко. Если теплоотдача двигателя танка Т-80 не превышает 50 тыс. ккал/час (что практически в три раза меньше дизеля подобной мощности), если у ГТД нет жидкостной системы охлаждения, то отсюда следуют исключительные свойства: не только не иметь водяных (жидкостных) радиаторов, но и снизить затраты мощности на систему охлаждения и габариты масляных радиаторов. Сравните показатели: затраты мощности (л.с.) - 40 для ГТД, 130-160 для дизеля; фронт. жалюзи, перекрывающий радиаторы системы охлаждения (куб. м) - 0,5 - для ГТД; 1,2-1,6 для дизелей.

Замена двигателя (при выходе его строя) является важным показателем ремонтопригодности танка. Давайте сравним еще раз: около часа необходимо, чтобы заменить ГТД в танке, благодаря моноблочности конструктивного исполнения, и около суток, чтобы то же сделать с дизелем. Комментарии излишни.

Интересный случай рассказал нам прапорщик Гущин А.В. - инструктор по вождению танков в окружном учебном центре ЛенВО. Во время чеченских событий на окраине Грозного он как ремонтник танков Т-80 получил срочное задание командира провести эвакуацию танка, у которого вышел из строя двигатель. Под пулями противника удалось на армейской летучке прорваться к подбитому танку и не только провести срочный ремонт, но и заменить двигатель на новый.

Нас поразила в этом рассказе мужественного человека скорость замены двигателя - 47 минут - это своеобразный рекорд. За этот подвиг прапорщик был награжден медалью "За боевые заслуги".

И последнее. Благодаря вышеупомянутому ВЗУ танк преодолевает брод в 1,8 метра - это лучший показатель сегодня, а имея автономную энергоустановку мощностью 18 квт, танк Т-80У может (с неработающим основным двигателем) обеспечить энергией все системы и продолжительное время быть боеготовным в режиме "засада".

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Начиная с 1971 г. (по 1986 г. включительно) регулярно проводились контрольно-войсковые испытания (КВИ) всех типов имеющихся танков. В сложных условиях ускоренной войсковой эксплуатации, усложняя с каждым годом требования, расширяя географию испытаний, танки совершали марши, проходя тысячи километров по бездорожью, решали усложненные стрельбовые задачи, выявляя слабые места в конструкции.

Одновременно совершенствовалась методика обучения, воспитывались прекрасные кадры танкистов и танкостроителей. По итогам КВИ, каждое КБ и завод совместно с НИИ разрабатывали комплекс всевозможных мероприятий по устранению выявленных дефектов и совершенствованию конструкции. Таким образом, была организована широкомасштабная системная работа, можно сказать, своеобразные соревнования на конкурсной основе. К заслугам ГАБТУ надо отнести, что наиболее прогрессивные конструктивные идеи "переходили" от одной марки машины к другой. Такая техническая политика "подталкивала отстающих", выводя танкостроение страны на передовые рубежи, повышая уровень надежности всего танкового парка.

Говоря о различных школах танкостроителей, надо думать не о разногласиях, а о работе над совместными проектами. При всех схожести и отличиях двух марок (Т-90 и Т-80У) у них есть свои преимущества и, конечно, свои недостатки, и победит тот, чья машина будет конкурентоспособной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1515
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3423
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2504
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2019

Другие новости