Расхожий рекламный брэнд - "танки грязи не боятся" стал привычен, но далеко не в полной мере отражает разносторонние возможности танков. Современные танки не боятся не только грязи. Танк Т-80У (в этом году исполняется 20 лет принятия его на вооружение) готов в любой момент двигаться вброд и под водой, в лютую стужу и жару. Он не боится пыли и готов "потреблять" любые сорта топлив, неприхотлив в обслуживании и чрезвычайно прост в управлении. Но главное в этом грозном боевом оружии, созданном в КБ генерального конструктора Н.Попова, он и сегодня в табеле о танках занимает передовые позиции в отечественном и мировом танкостроении. Главное, что имея огромные потенциальные возможности для совершенствования, он постоянно модернизируется и по праву является основной боевой машиной БТВ ряда военных округов России.
Чем же принципиально отличается он от своих бронированных собратьев? Главное отличие в оснащении его прогрессивной энергетической установкой с газотурбинным двигателем (ГТД), который привнес целый набор новых качественных свойств. Решение о разработке специального транспортного ГТД (подчеркнем: специального транспортного, а не использование вертолетного, как считают некоторые "специалисты") явилось объективной необходимостью, плодом научного поиска ряда научно-исследовательских институтов, (особенно "ВНИИТрансмаша"), итогом научно-исследовательских работ многотысячных конструкторских коллективов. Генеральным разработчиком стал коллектив известного предприятия НПО "Завод им. В.Я. Климова" (Главный конструктор С.П. Изотов), а основным производителем серийно выпускающим ГТД - Калужский моторостроительный завод (директор Ю.А. Лейковский).
Танк, по сути, создавала вся страна, но главный, основополагающий вклад, безусловно, внесли ленинградцы-питерцы. Нет ничего случайного и в том, что танк Т-80 был создан на Кировском заводе с его глубокими историческими корнями оборонного предприятия, ибо инженерная мысль кировцев всегда отличалась сугубо питерской интеллигентной пронзительностью.
Ну, а теперь по порядку: чего же не боится танк Т-80 (и его модификации) и почему?
НАЧНЕМ С ПЫЛИ
К сожалению, еще можно встретить в печати утверждения о том, что для танкового ГТД предъявляются "сверхвысокие требования к очистке воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя". Это, мягко говоря, не так. Для ГТД танка Т-80 допустимый коэффициент пропуска пыли почти в 10 раз выше, чем у дизельных двигателей. Действительно, для ГТД фирмы "Лайкоминг", установленном на американском танке "Абрамс", требуется очень высокая степень очистки, так как в нем применен мелкоячеистый рекуператор, а его засорение чревато большими неприятностями для двигателя. В этой связи фирма "Дональдсон" разработала для танка воздухоочиститель со второй ("барьерной") ступенью очистки, требующей регулярного трудоемкого обслуживания и имеющего "солидные" габариты. Это, мы считаем, является существенным недостатком, в общем-то неплохого основного американского танка. Давайте сравним объемы воздухоочистителя: у "Абрамса" - почти 2 куб. м, у нас - 0,4 куб. м (при этом не надо забывать, что в нем еще размещены и масляные радиаторы системы охлаждения, так что фактический объем составляет 0,34 куб. м).
Известно, что опыт ведения боевых действий американцев в локальных войнах последних лет в условиях повышенной температуры и запыленности подтвердил низкую рабочую эффективность "барьерных фильтров": во время операции "Буря в пустыне" американские танки буквально "задохнулись" от пыли и были вынуждены почти каждый час "выбивать" пыль из вторых ступеней воздухоочистителя. Известно также, что среди публикаций итогов войны в Ираке появились сообщения о том, что воздушные фильтры американского танка М1А2 "Абрамс" приходилось чистить ежедневно, хотя по инструкции эта процедура проводится раз в месяц.
Кстати, аналогичная картина наблюдается и на танках с дизельным двигателем, где через 35-50 часов, а в особо пыльных условиях и чаще (через 8-12 часов) необходимо проводить трудоемкий комплекс работ по регенерации кассет воздухоочистителя ("НВО" # 11, 2002 г.).
Конструкторы танка Т-80 пошли другим путем (о нем подробно писалось - "НВО", # 32, 2003 г.). Напомним, что основой борьбы с пылью явился комплекс взаимосвязанных и в то же время самостоятельных инженерных решений: применение ВЗУ - воздухозаборного устройства, пылегасящих щитков, специального веерного выхлопа, инерционного воздухоочистителя и виброочистки с пылесдувом. Все эти ноу-хау позволили танку в любых, самых тяжелых условиях пустынь и бездорожья не бояться пыли, а, главное, не обслуживать за всю эксплуатацию танка воздухоочиститель. Испытания в жесточайших условиях пустыни Кара-Кум подтвердили это.
ТЕПЕРЬ О МОРОЗЕ
Особенно ярко проявляется свойство, присущие лишь ГТД (в отличие от дизеля), так импонирующее танкистам - легкий пуск в любую стужу. Это объясняется не только малым сопротивлением прокручиванию при пуске из-за отсутствия трения скольжения, но и незначительными инерционными массами турбокомпрессоров.
Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка. Надо сказать, что пуск дизельного двигателя при низких температурах представляет собой сложную и достаточно продолжительную операцию. Для облегчения пуска поршневых двигателей вынуждены применить целый набор средств для облегчения этого процесса: подогрев воздуха на впуске, предпусковой подогрев и т. п. Несмотря на это, готовность танков с дизельными двигателями при низких температурах доходит до 30-40 минут и более.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОМФОРТЕ
Наступило время сказать, что подвижность, защита и огневая мощь не в полной мере отражают сегодня требования к бронетанковой технике. Опыт последних локальных войн говорит о действиях боевых машин в сложных климатических условиях - экстремальных по высокой температуре и запыленности. В этих условиях работоспособность экипажа, эффективность его боевой работы будет определяться как эргономическими параметрами, так и наличием комфортности при исполнении сложных должностных обязанностей. Иными словами, речь идет, помимо всего прочего, о системе кондиционирования воздуха в широком смысле, т. е. о подогреве, охлаждении и очистке, подпоре и т. д.
Очевидно, что танк с газотурбинной силовой установкой дает простое и экономически наиболее целесообразное решение этих проблем за счет использования турбодетандера, а в качестве рабочего тела - сжатого воздуха турбокомпрессора ГТД.
Такая схема необычно проста, имеет необычно малые габариты и массу, исключает необходимость в специальном хладагенте (что требуется для традиционного "кондишена"). Более того, она совместима с системой отопления, а эффективность ее апробирована испытаниями в летнее время в пустыне Каракум и широкой войсковой эксплуатацией зимой.
Так что можно утверждать - экипажу танка Т-80 не надо бояться "ни жары и ни холода" благодаря все той же энергоустановке с газотурбинным двигателем.
НОВОЕ КАЧЕСТВО - НЕЗАГЛОХАЕМОСТЬ
Водителям транспортных средств (особенно новичкам) хорошо знакомо чувство "вины", когда при трогании или переключении передач двигатель машины глохнет. А для боевой машины этот "нюанс" чреват и другими последствиями, особенно при утыкании в препятствия или движении по слабым грунтам, когда трогание с места может вызвать буксование танка и другие неприятности, о которых лучше и не упоминать.
Всего этого не надо бояться механику-водителю танка Т-80. Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, т. к. силовая турбина ГТД, передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости.
ЭФФЕКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
Помимо традиционных тормозов, применяемых в танках, танк Т-80 получил еще два мощных помощника для торможения: РСА и гидротормоз.
РСА (регулируемый сопловой аппарат) дал возможность направить работу газовой струи топлива как бы "против шерсти", т. е. заставить не вращать рабочую турбину, а наоборот - тормозить ее. Это очень мощный фактор торможения. В дополнение к этому конструкторы применили гидротормоз - между двигателем и планетарной коробкой разместили механизм, способный за счет преобразования энергии торможения в тепло (в частности, в тепло масла гидротормоза) погасить кинетическую энергию движения машины. Так что бояться, что вовремя не затормозишь, нечего. Отсюда в сочетании с отличной приемистостью танк обладает высокой подвижностью, а имея удельную мощность более 27 л. сил на тонну веса, стоит в ряду лучших машин этого класса. Надо еще сказать, что двигателестроители создали сегодня для Т-80 газотурбинный двигатель с "форсажным" режимом (до 1400 л.с.) для включения его во время скоростных маневров на поле боя. При этом удельная мощность уже превышает 30 л. сил на тонну - это лучший показатель среди современных танков мира.
КОММЕНТАРИИ ИЗЛИШНИ
Хотелось бы перечислить еще многое, чего не следует бояться экипажу танка с газотурбинной силовой установкой. Ограничимся конспективным изложением других преимуществ: расход масла (этот бич двигателей, доходящий до 5 л/час) имеет "смешные" показатели. Правда, по техническим условиям он ограничен цифрой 0,5 л/час, но практически никогда не достигает этих показателей. Известны многочисленные случаи в войсках, когда за весь гарантийный срок двигателя не осуществляли (помимо плановых) дозаправки масла. Запас хода по маслу для танка не ограничивается, поэтому и емкость масляной системы (45 литров) почти в два раза меньше дизельных собратьев.
Не надо бояться и перегрева двигателя. Здесь преимущества ГТД проявляются особенно ярко. Если теплоотдача двигателя танка Т-80 не превышает 50 тыс. ккал/час (что практически в три раза меньше дизеля подобной мощности), если у ГТД нет жидкостной системы охлаждения, то отсюда следуют исключительные свойства: не только не иметь водяных (жидкостных) радиаторов, но и снизить затраты мощности на систему охлаждения и габариты масляных радиаторов. Сравните показатели: затраты мощности (л.с.) - 40 для ГТД, 130-160 для дизеля; фронт. жалюзи, перекрывающий радиаторы системы охлаждения (куб. м) - 0,5 - для ГТД; 1,2-1,6 для дизелей.
Замена двигателя (при выходе его строя) является важным показателем ремонтопригодности танка. Давайте сравним еще раз: около часа необходимо, чтобы заменить ГТД в танке, благодаря моноблочности конструктивного исполнения, и около суток, чтобы то же сделать с дизелем. Комментарии излишни.
Интересный случай рассказал нам прапорщик Гущин А.В. - инструктор по вождению танков в окружном учебном центре ЛенВО. Во время чеченских событий на окраине Грозного он как ремонтник танков Т-80 получил срочное задание командира провести эвакуацию танка, у которого вышел из строя двигатель. Под пулями противника удалось на армейской летучке прорваться к подбитому танку и не только провести срочный ремонт, но и заменить двигатель на новый.
Нас поразила в этом рассказе мужественного человека скорость замены двигателя - 47 минут - это своеобразный рекорд. За этот подвиг прапорщик был награжден медалью "За боевые заслуги".
И последнее. Благодаря вышеупомянутому ВЗУ танк преодолевает брод в 1,8 метра - это лучший показатель сегодня, а имея автономную энергоустановку мощностью 18 квт, танк Т-80У может (с неработающим основным двигателем) обеспечить энергией все системы и продолжительное время быть боеготовным в режиме "засада".
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
Начиная с 1971 г. (по 1986 г. включительно) регулярно проводились контрольно-войсковые испытания (КВИ) всех типов имеющихся танков. В сложных условиях ускоренной войсковой эксплуатации, усложняя с каждым годом требования, расширяя географию испытаний, танки совершали марши, проходя тысячи километров по бездорожью, решали усложненные стрельбовые задачи, выявляя слабые места в конструкции.
Одновременно совершенствовалась методика обучения, воспитывались прекрасные кадры танкистов и танкостроителей. По итогам КВИ, каждое КБ и завод совместно с НИИ разрабатывали комплекс всевозможных мероприятий по устранению выявленных дефектов и совершенствованию конструкции. Таким образом, была организована широкомасштабная системная работа, можно сказать, своеобразные соревнования на конкурсной основе. К заслугам ГАБТУ надо отнести, что наиболее прогрессивные конструктивные идеи "переходили" от одной марки машины к другой. Такая техническая политика "подталкивала отстающих", выводя танкостроение страны на передовые рубежи, повышая уровень надежности всего танкового парка.
Говоря о различных школах танкостроителей, надо думать не о разногласиях, а о работе над совместными проектами. При всех схожести и отличиях двух марок (Т-90 и Т-80У) у них есть свои преимущества и, конечно, свои недостатки, и победит тот, чья машина будет конкурентоспособной.