Яркое впечатление, произведенное 122-мм штурмовой гаубицей М-392 (екатеринбургское ОКБ-9, гл. конструктор Валерий Наседкин) на нижнетагильской выставке КЕА-2004, вызвало новую волну интереса к проблеме легких пехотных орудий - тому классу оружия, которое может в горячих точках предотвратить угрозу целостности и самому существованию России.
ОБЛЕГЧЕННЫЙ СНАРЯД
Успех комплексной разработки этого оружия в значительной степени будет зависеть от успехов в разработке новых боеприпасов, обеспечивающих мгновенное надежное поражение мобильных бандитских групп в любых условиях применения. Ни для кого не является секретом, что единственный тип снаряда, способный бороться с открыто расположенной и укрытой живой силой - осколочно-фугасный снаряд - остановился в своем облике и характеристиках на уровне 30-х годов прошлого века.
Кардинальным требованием к штурмовому орудию, вытекающим из необходимости сопровождать пехотные подразделения низких звеньев в рейдовых операциях, является резкое уменьшение массы. Согласно требованиям системы "Тверь" орудия калибра 100, 120 и 152 мм должны иметь массу 300, 520 и 1050 кг. Уменьшение массы орудия по закону Ньютона требует и пропорционального уменьшения массы снаряда, что приводит к значительному утончению стенок корпуса. К тому же низкая (как правило, дозвуковая) скорость полета снаряда штурмового орудия позволяет реализовать обводы снаряда с малой длиной головной (оживальной) части, отсутствием запояскового усеченного конуса и, как следствие, относительно большой длиной цилиндрической части. В результате весьма значительно возрастает масса заряда взрывчатого вещества, что резко усиливает действие снаряда по живой силе, являющейся основной целью в региональных конфликтах. Это действие усиливается как за счет увеличения радиуса компрессионного круга, так и за счет более рационального распределения осколков по массе с преобладанием мелкой и средней фракций. Еще один ресурс заключается в применении высокоосколочных сталей. Учеными России разработаны и запатентованы прекрасные высокоосколочные стали, в первую очередь, 80Г2С и 60С2. Пока, однако, ни одна оружейная фирма страны не внедрила эти стали в серийное производство.
Целесообразность перехода на облегченные снаряды для пехотных орудий была обоснована еще в 30-е годы прошлого века. 122-мм тонкостенный снаряд опытной полковой мортиры М-5 имел общую массу 12,5 кг при массе заряда ВВ 4,37 кг (коэффициент наполнения 0,35!). Эта прекрасная мортира, погубленная перед войной минометным лобби ГРАУ, имела характеристики, которые и сейчас составили бы предмет гордости конструктора (дальность стрельбы 3500 м при массе всего 560 кг).
Компрессионное действие снарядов может быть значительно повышено за счет использования термобарических зарядов, и в особенности зарядов объемно-детонирующей смеси (ОДС). Следует отметить, что в мировой практике пока нет примеров использования ОДС в боеприпасах обычных полевых орудий. Этому препятствует высокая скорость падения снарядов, не дающая возможности сформировать до подрыва аэрозольное облако нужной формы. В снарядах штурмовых орудий, имеющих начальную скорость 250-300 м/с и скорость у цели 150-200 м/с, то есть приближающуюся к скорости падения авиабомб, а при наличии тормозных устройств - еще меньшую, схема ОДС может быть успешно реализована.
ВЫСОКОТОЧНЫЕ И КАССЕТНЫЕ
Значительную роль в боекомплектах штурмовых орудий будут играть высокоточные и кассетные снаряды. Кассетные снаряды, способные создавать обширные зоны поражения, постепенно вытесняют снаряды-моноблоки. Однако применительно к снарядам штурмовых орудий имеются определенные проблемы. Кассетные снаряды с цилиндрическими субснарядами (типа отечественного 152-мм снаряда 3-О-13) при настильной стрельбе, характерной для штурмовых орудий, малоэффективны, так как при пологом подходе субснаряда к поверхности земли основная часть осколков уходит в грунт и в воздух. Более перспективными представляются конструкции со сферическими субснарядами, аналогичными шариковым авиабомбам ШОАБ-0,5. По-видимому, очень важную роль в региональных операциях будут играть кассетные снаряды дистанционного минирования, позволяющие мгновенно отрезать пути отхода групп боевиков, выставляя на них минные поля. При этом низкий уровень перегрузок при выстреле позволяет использовать мины с пластмассовыми корпусами, в том числе и известные мины ПФМ.
Из высокоточных снарядов в боекомплектах штурмовых орудий в первую очередь будут использоваться снаряды полуактивного наведения класса "Краснополь" с лазерной подсветкой цели. Ввиду небольшой дальности стрельбы появляется возможность подсветки цели непосредственно с позиции орудия, что исключает довольно длительную и опасную процедуру выдвижения оператора подсветки - "камикадзе". На больших дальностях подсветка цели может осуществляться специальным снарядом - подсветчиком цели.
Другим весьма перспективным в условиях локальных конфликтов высокоточным снарядом является кассетный снаряд с субснарядами, опускающимися на парашютах и непрерывно сканирующими местность в поисках цели. Такие снаряды класса 8АОАКМ обычно используются для поражения сверху ударным ядром броневых целей, реально отсутствующих в конфликтах типа чеченского. В условиях этих конфликтов боеприпас поражает цель сверху, в том числе и в окопе, направленным осколочным потоком. Поиск целей - одиночной живой силы или небольших групп - представляет значительно более сложную задачу по сравнению с поиском бронецелей, имеющих большую тепловую и радиолокационную сигнатуры. Может быть использовано многоканальное наведение на металлическую массу оружия, инфракрасное излучение нагретого ствола, звук выстрела, излучение полевой радиостанции и т.п.
Отметим, что для снарядов штурмовых орудий, имеющих невысокие перегрузки при выстреле, может быть использована более дешевая элементная база.
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ
В последние годы ученые предложили промышленности ряд принципиально новых схем снарядов. К ним в первую очередь относятся снаряды направленного осколочного действия, так называемые осколочно-пучковые снаряды. Снаряд представляет развитие идеи шрапнели с той разницей, что метание блока готовых поражающих элементов (ГПЭ) производится не пороховым зарядом, а зарядом бризантного взрывчатого вещества. Осколочно-пучковый снаряд сохраняет все функции обычного осколочно-фугасного снаряда, но при действии по живой силе превосходит его в 2-3 раза, что объясняется большой глубиной поражения при настильной стрельбе. 152-мм осколочно-пучковый снаряд с массой блока ГПЭ 3 кг при взрыве выбрасывает по направлению движения 1500 двухграммовых пуль и одним выстрелом выкашивает все живое на полосе площадью 3000-5000 квадратных метров. При этом орудие находится в зоне, недосягаемой для стрелкового огня противника. Для создания такой же плотности потока пуль надо выпустить 50 полных магазинов автомата Калашникова АК-74, находясь при этом в зоне, простреливаемой противником.
Разработка 125-мм танкового снаряда под названием "осколочно-шрапнельный снаряд" производилась также в НИМИ. По оценке бывшего начальника ГАБТУ МО РФ генерал-полковника С.А. Маева применение в составе танкового боекомплекта осколочно-шрапнельного снаряда повысит эффективность борьбы танка с танкоопасной живой силой в два раза. Малокалиберный осколочно-пучковый снаряд был запатентован ФНПЦ "Прибор". За рубежом аналогичный снаряд был заявлен известной оружейной фирмой "Диль" ФРГ значительно позже, но, к сожалению, значительно быстрее запущен в производство (50-мм осколочно-пучковый снаряд НЕТF-Т М-DN 191, предназначенный для автоматической пушки Rh 503 фирмы "Маузер").
Еще более эффективным, хотя и более сложным, является кассетный осколочно-пучковый снаряд, схема которого обеспечивает значительно более высокую скорость ГПЭ. Снаряд перед подрывом выбрасывает плоские цилиндрические метательные блоки с однослойной укладкой ГПЭ. Такая конфигурация блока согласно принципу активных масс Станюковича обеспечивает наиболее высокий коэффициент использования энергии заряда. При этом суммарная скорость ГПЭ может достигать 1400-1600 м/с.
Основная тенденция новых схем снарядов штурмовых орудий заключается в том, что устройство снаряда и энергия заряда ВВ компенсируют его сравнительно низкую дульную кинетическую энергию. В этом случае характерным является также действие низкоскоростных бетонобойных снарядов штурмовых орудий. Этот снаряд не в состоянии пробить бетонную преграду за счет собственной кинетической энергии. Эта функция возлагается на взрывной предзаряд, обеспечивающий пробитие преграды за счет химической энергии предзаряда. Проникающий снаряд, расположенный в задней части снаряда, проходит в отверстие, пробитое взрывным предзарядом.
ШРАПНЕЛЬ И КАРТЕЧЬ
Имеется еще целая гамма весьма перспективных разработок снарядов штурмовой артиллерии (высокоскоростные картечи, снаряды с траекторным доворотом, с радиально-направленным осколочным полем и др.).
Как-то незаметно оказались списанными пороховые шрапнели и картечи. Между тем в условиях локальных конфликтов эти виды оружия в современном исполнении со стреловидными поражающими элементами (СПЭ) могут оказаться весьма полезными. Их основным недостатком применительно к штурмовым орудиям является низкая скорость СПЭ (дульная скорость снаряда 250-300 м/с, скорость снаряда в районе цели - 150-200 м/с, добавка скорости при выбросе блока СПЭ из корпуса обычно не превышает 100 м/с). Необходимо или повышать дульную скорость за счет уменьшения массы снаряда или обеспечить добавку скорости на траектории за счет реактивного ускорителя.
Картечь является весьма эффективным оружием самообороны орудия на дистанции до 1000 м, представляя, по существу, огромный дробовик. Она незаменима при отражении внезапных нападений. Поскольку блок картечи рассыпается сразу после вылета за дульный срез орудия, картечь применима только для орудий, не имеющих дульных тормозов. Штурмовые орудия относятся именно к этой группе. Достаточная скорость снаряда также может быть достигнута снижением его массы (в калибре 152 мм до 10 кг). При этом из дула орудия будет выброшено 5-6 тысяч стрел каждая массой около 1 грамма.
Противопехотные шрапнели и картечи со стреловидными ПЭ не входят в перечень официально запрещенного международными конвенциями оружия, но тем не менее негативно оцениваются мировым общественным мнением как негуманный вид оружия. Возникает вопрос: распространимы ли эти оценки на оружие и методы борьбы с терроризмом - явлением, существующим вне норм морали и любых других человеческих установлений? Отметим также, что действие осколков обычных осколочно-фугасных снарядов, представляющих скрученные зазубренные тела, не более "гуманно", чем действие стрел. В то же время пороховые шрапнели и картечи представляют наиболее безопасное для гражданского населения оружие, например, при операциях в населенных пунктах, так как они дают узкий сноп поражающих элементов при полном отсутствии кругового осколочного и компрессионного действия.
Совершенно очевидно, что все указанные перспективные направления относятся к боеприпасам не только штурмовых, но и обычных полевых и танковых орудий.
К большому сожалению, отечественные снарядные фирмы, а также заказчики-военные застыли в своих представлениях об осколочных боеприпасах на уровне середины прошлого века. Пора прервать этот летаргический сон и начать что-то делать.