Если основу советского подводного флота составляли атомоходы, то сегодня приоритеты смещают в сторону дизельных субмарин. Именно такие подлодки незаменимы для операций в локальных конфликтах, для досмотра морского транспорта в прибрежных зонах и других антитеррористических мероприятий. Переходу на "дизель" способствуют и соображения обеспечения радиационной и экологической безопасности. Тем не менее российский ВМФ не получал ДЭПЛ (дизель-электрических подводных лодок) с 1994 года. Поэтому спуск со стапелей "Адмиралтейских верфей" ДЭПЛ "Санкт-Петербург", состоявшийся 28 октября, не мог не стать значимым событием, тем более что оно неоднократно откладывалось.
Лодка была заложена еще в 1997 году, но только в последние два года заказчик полностью стабилизировал финансирование. Спуск на воду корабля, носящего имя северной столицы, планировалось приурочить к празднованию 300-летия основания города и провести в рамках Военно-морского салона, проводившегося в конце мая - начале июня 2003 года. В результате мероприятие оказалось приурочено к 300-летнему юбилею судостроительного предприятия, которое отсчитывает свою историю с 5 ноября 1704 года.
ПРОЕКТ "ЛАДА"
"Санкт-Петербург" - головной образец ДЭПЛ 4-го поколения проекта 677 "Лада", которые должны прийти на смену субмаринам класса "Варшавянка" проекта 877. Их строительство ведется еще с 1980 года, а 677-й - первый проект неатомной подводной лодки (НАПЛ), разработанный в России в постсоветские годы.
"Отраден сам факт, что впервые с 40-х годов прошлого века в практике отечественного подводного кораблестроения использована однокорпусная архитектура", - отметил в беседе с корреспондентом "НВО" вице-адмирал Тенгиз Борисов, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. Эксперт рассказал, как в конце 1960-х годов сотрудник одного из НИИ Минобороны СССР контр-адмирал-инженер Феоктистов представил командованию советского ВМФ доклад с подробным обоснованием преимуществ однокорпусных подлодок. К числу основных плюсов относились снижение водоизмещения и мощности главной энергетической установки (ГЭУ) и вспомогательных механизмов, что вело к снижению шумности и повышению скрытности. Расчеты контр-адмирала демонстрировали, что двухкорпусные лодки, несмотря на больший по сравнению с однокорпусными запас плавучести, не обеспечивают должный уровень живучести корабля. Отечественные лодки нередко теряли остойчивость и гибли, не израсходовав полностью запас плавучести. Не став разбираться с длинным списком формул, заместитель главкома ВМФ по вооружению адмирал Павел Котов отписал документ на рассмотрение в нижестоящие инстанции. И в результате он попал на стол к капитану 1 ранга, курировавшему проекты новых лодок 2-го поколения, представлявших собой двухкорпусные конструкции.
Таким образом, новые подходы не прошли: два корпуса по-прежнему признавались залогом живучести, не говоря уже о том, что в пользу традиционной архитектуры говорила ее большая технологическая простота. Для контр-адмирала Феоктистова инициатива оказалась наказуемой - он вынужден был уволиться из Вооруженных сил.
Водоизмещение однокорпусной "Лады" по сравнению с двухкорпусной "Варшавянкой" снижено почти в 1,3 раза - с 2300 до 1765 тонн (надводное). Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Рабочая глубина погружения у "Лады" осталась на уровне "Варшавянки" - 250 м, несколько увеличена мощность полного подводного хода - с 5500 до 5576 л.с. Экипаж состоит из 34 подводников вместо 52, автономность плавания доведена до 45 суток. Длина НАПЛ "Санкт-Петербург" составляет около 67 м; ширина - 7 м; осадок - 6,5 м. Если "Варшавянку" в НАТО окрестили "черной дырой", то "Лада" обладает еще большим уровнем скрытности - как за счет внедрения однокорпусной архитектуры, нанесения гидролокационного покрытия нового поколения, так и за счет широкого применения шумопоглощающих элементов и развитой амортизации всех механизмов.
На субмарине установлен всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах и аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы. Подлодка оснащена системами экологической безопасности - впервые в мировой практике. С учетом трагедии на АПЛ "Курск" внедрен комплекс дополнительных мер по обеспечению живучести. Установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе, создана комплексная система автоматизированного управления кораблем. Гидроакустический комплекс "ЛИРА", установленный на НАПЛ, имеет в носовой оконечности высокочувствительную шумопеленгаторную антенну, площадь которой в несколько раз превышает площадь антенн подводных лодок предыдущего поколения.
Как и "Варшавянка", "Лада" имеет шесть торпедных аппаратов быстрого заряжания калибра 533 мм с системой быстрого заряжания, которые оснащаются торпедами нового образца. Но в комплекс вооружения новой субмарины внедрено новое качество - способность наносить залповые удары крылатыми ракетами сразу по нескольким целям. По словам конструктора ЦКБ морской техники "Рубин" Юрия Кормилицина, руководившего проектированием субмарин 677-го, а до этого 877-го и 636-го проектов, лодка задумывалась "как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов".
Как рассказал генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Спасский, соотнести существенно увеличенный боевой потенциал с уменьшенным водоизмещением представляло большую сложность. В решении этих проблем помогло использование новых информационных технологий проектирования, применявшихся ранее только в аэрокосмической промышленности. А целый ряд систем и комплексов подлодки в российской промышленности вообще ранее не выпускались. Их внедрение одновременно означало и отработку новых технологий. По словам гендиректора "Адмиралтейских верфей" Владимира Александрова, создание такой лодки потребовало повышения квалификации сотрудников предприятия и модернизации производственных мощностей.
СТАВКА НА "АМУРЫ"
После прохождения швартовых и ходовых испытаний, полный цикл которых должен завершиться к 2005 году, НАПЛ "Санкт-Петербург" будет передана ВМФ. Пока, как сообщил присутствовавший на церемонии спуска заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Смоляков, определено, что она пополнит боевой состав Балтийского флота. В военно-морскую стратегию России заложена потребность в 40 подлодках данного типа. Ранее в печати приводились выдержки из программы кораблестроения ВМФ до 2010 года, предусматривавшей строительство трех подлодок проекта 677, однако адмирал Смоляков в беседе с корреспондентом "НВО" подтверждать эти параметры не стал, отметив лишь, что ВМФ предусматривает серийное строительство подлодок на базе головного образца "Санкт-Петербург" и в будущем году вероятнее всего закажет "Адмиралтейским верфям" еще одну подлодку данного класса.
Сдача в эксплуатацию ВМФ лодки типа "Лада" рассматривается и как импульс для продвижения за рубеж ее экспортной модификации "Амур-1650" - именно в расчете на инозаказчика еще в 1998 году на "Адмиралтейских верфях" за счет собственных средств предприятия была заложена еще одна лодка 677-го проекта. Заявления конструкторов о том, что "Амур" превосходит зарубежные аналоги, к которым относятся франко-испанские субмарины "Скорпен" и германские проекта 212, опрошенные "НВО" источники относят прежде всего на счет комплекса вооружения. В то же время - об этом упоминал на церемонии спуска Игорь Спасский - в России пока не завершены испытания воздухонезависимых (анаэробных) энергетических установок, позволяющих совершать продолжительные плавания в подводном положении.
В одном из своих выступлений - в апреле прошлого, 2003 года - гендиректор "Адмиралтейских верфей" оценил возможный объем продаж российских ДЭПЛ 4-го поколения до 2015 года в более чем 20 млрд. долл. Правда, при условии проведения в сжатые сроки интеграции производственного потенциала судостроительной отрасли, в частности, объединения с ЦКБ МТ "Рубин" с одновременным предоставлением права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Однако в ближайшее время добро на реализацию этих планов получено не будет, заявил корреспонденту "НВО" Игорь Спасский. В ходе выставки вооружений ЛИМА-2003 Юрий Кормилицин рассказывал, как российские "Амуры" практически выиграли тендер, проводившийся малайзийскими ВМС, и лишь по политическим мотивам страна предпочла закупить "Скорпены". С французами ведет переговоры и Индия, но считается, что закупать "Скорпены" - в августе индийская сторона объявила об окончательном согласовании условий закупки 6 таких лодок - страна будет одновременно с "Амурами". Представители ВМС Индии заявляли о намерении получить 8 лодок типа "Амур", при этом основную часть этой партии азиатская держава рассчитывает строить у себя по лицензии.
Тем временем российские судостроительные предприятия продолжают выполнять заключенный два года назад "Рособоронэкспортом" контракт на строительство 8 ДЭПЛ класса "Варшавянка" проекта 636 (по международной классификации "Кило") для Китая. Пять подводных лодок согласно этому соглашению было заложено на "Адмиралтейских верфях", а две уже в этом году переданы инозаказчику.
Санкт-Петербург-Москва