- Владимир Николаевич, ежегодный артиллерийский праздник скорее дань моде или сохранение традиций нашей армии?
- Конечно, это сохранение традиций. С большой достоверностью установлено, что российская артиллерия свое начало ведет с августа 1382 года, когда Москву защищали от войск хана Тохтамыша. В летописи было отмечено, что тогда впервые в России при защите города воины применили не только стрелы, но и тюфяки и пищали. Особое развитие артиллерия получила при царе Иване Грозном. В 1654 году было установлено пушкарское знамя и нагрудный знак артиллериста, а при императоре Петре I в 1701 году была сформирована первая бомбардирская рота в Преображенском полку и было учреждено знамя российской артиллерии. А в октябре 1944 года за заслуги артиллерии в Великой Отечественной войне был установлен профессиональный праздник артиллерии. С ноября 1964 года он празднуется как День ракетных войск и артиллерии.
-А чем сейчас живут ракетные войска и артиллерия, какие решают задачи?
В настоящее время ракетные войска и артиллерия успешно занимаются боевой подготовкой, стараемся выполнять задачу по улучшению ее качества. В 2004 году был проведен сбор руководящего состава на базе Михайловской военной артиллерийской академии и соединений и частей Ленинградского военного округа.
Он показал, что в целом задачи, поставленные перед ракетчиками и артиллеристами, были выполнены. Есть реальные качественные изменения по боевой подготовке в ракетных бригадах. Их подготовка ведется в учебном центре Сухопутных войск на полигоне в Капустином Яру. Также там отрабатывают учебно-боевые задачи и воинские части, оснащенные реактивными системами залпового огня "Смерч". А на общевойсковых полигонах военных округов проводится обучение артиллеристов всех артиллерийских частей и подразделений.
В этом году во всех артиллерийских частях, которые находятся в штатной структуре ВС РФ, прошли полевые выходы с тактическими учениями и боевыми артиллерийскими стрельбами. То есть у нас ныне минимальные материальные проблемы в боевой подготовке, которые существовали 3-4 года назад.
Также значительно улучшилось качество командирской подготовки офицеров. От этого вопроса в целом зависит обученность артиллерийских подразделений и частей в целом. В этом плане большое внимание в войсках уделяется подготовке офицеров призванных из запаса на два года, которые прошли подготовку на военных кафедрах гражданских вузов. Они в основном назначаются командирами взводов и батарей. В целом они неплохо служат. Но их необходимо качественно доучивать. В этом году процесс доподготовки у нас был несколько изменен. До прибытия в воинские части "двухгодичники" проходят основательную подготовку в военных училищах нашего рода войск, которых у нас - 3, по двухмесячной программе. Им даются теоретические знания и практические навыки в командовании подразделениями.
- Нередко приходится слышать от строевых командиров, что вся система подготовки офицеров, специалистов в нашей армии нуждается в реформировании. Часто после различных учебных центров в войска приходят малообученные младшие командиры. Характерна ли эта проблема для вашего рода войск?
- Отмечу, что у нас сформировалась целостная система подготовки специалистов всех уровней. Так, в Михайловской артиллерийской академии готовятся офицеры с высшим военным образованием, в трех училищах - офицеры с высшим военным специальным образованием, в ряде учебных центров обучаем младших командиров. Ну а самым младшим братом наших вузов является кадетский ракетно-артиллерийский корпус в Санкт-Петербурге, сформированный на базе бывшего Ленинградского артиллерийского училища. В нем порядка 600 ребят проходят общеобразовательное обучение, осваивают азы военной артиллерийской науки и готовятся к поступлению в артиллерийские и другие военные вузы нашей страны. Замечу не для рекламы, что ребята получают весьма приличное базовое образование. Однако, несмотря на положительные результаты в работе нашей военной системы обучения, к сожалению, она не может полностью обеспечить наши войска кадровыми офицерами, которых у нас большой некомплект. Здесь проявляют себя проблемы, весьма характерные для всей нашей армии, - это отток уже подготовленных кадровых офицеров с дипломами инженеров после 2-3 лет службы из-за низкого денежного содержания, острейших социальных проблем гарнизонов, особенно по обеспечению жильем.
- А как решается федеральная программа перевода войск на контрактный принцип комплектования, много ли желающих добровольно стать профессиональными артиллеристами?
- В этом году активно решаем задачу по укомплектованию артиллеристами профессионалами 42-й мотострелковой дивизии в СКВО.
А вообще в отношении контрактников отмечу, что наши артиллерийские подразделения и части в 42-й мсд уже укомплектованы военнослужащими по контракту практически на 80-85%. Во всех остальных частях их уже примерно 25%. Но эту категорию военнослужащих, которые добровольно придут служить в артиллерию, надо еще обучить. К большому сожалению, сейчас в войска приходят все больше людей на должности рядовых и сержантов с образованием 8-9 классов. А ведь каких-то 10 лет назад для того, чтобы попасть служить солдатами в наши ракетные войска, надо было окончить по крайней мере техникум. Так что в 2005 году в соответствии с государственной программой мы будем активно заниматься комплектованием наших войск контрактниками и одновременно обучать их в наших центральных и окружных учебных центрах. В артиллерии особенно необходимы качественно подготовленные специалисты, которые на поле боя своим оружием создают условия достижения победы общевойсковым соединениям и частям.
- А есть какие-то стимулы для кадровых офицеров, чтобы они не покидали войска, не изменяли в силу различных обстоятельств своей профессии?
- На этот счет мы в силу наших возможностей занимаемся стимулированием ратного труда офицеров-артиллеристов, пропагандируем передовой опыт. Но есть в этой работе и чисто артиллерийские особенности. Например, уже стали традиционными ежегодные состязания командиров артиллерийских батарей Вооруженных сил РФ на полигоне под городом Луга в Ленинградской области. Приглашаем на них также и артиллеристов МВД. В этом году первое место занял командир батареи 212-го полка обеспечения учебного процесса Михайловской военной артиллерийской академии старший лейтенант В.В. Таран, второе место - командир батареи Внутренних войск МВД капитан А.В. Корнилов, третье место - командир батареи из МВО старший лейтенант С.С. Богатинов. Всем вручены ценные подарки. А за первое место победитель получил от одного из учредителей этих соревнований, ассоциации офицеров запаса ВС РФ "Мегапир", новенький вазовский автомобиль. В войсках знают о таких дорогостоящих призах, которые стимулируют многих офицеров попытать военного счастья уехать с полигона на новой машине.
- А как в войсках обстоит дело с вооружением, не приходится ли, так сказать, ходить в атаку с "дедовскими" пушками?
- У нас на вооружении имеются современные средства поражения - минометы, противотанковые средства, артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня, ракетные комплексы. Однако стоит заметить, что новых артиллерийских и ракетных средств поражения в ВС всего порядка 20% от всех систем. Правда, уже появились новые составляющие и элементы систем артиллерийской разведки и управления огнем. Но, опять же, их количество не соответствует, мягко говоря, тем задачам, которые решают наши войска. Поэтому этот вопрос для нас весьма актуален. Но, несмотря на трудности, есть здесь и положительное.
Так, в этом году после длительной работы в августе завершены государственные испытания ракетного комплекса "Искандер". Государственная задача по разработке новейшего комплекса вооружения выполнена. Получены характеристики, которые были заданы в тактико-техническом задании. Пусковая установка, транспортно-заряжающая машина, другие элементы подтвердили, что комплекс способен успешно с высокой эффективностью поражать цели. Были, правда, отдельные проблемы в системе управления. Но такое случается в освоении сложных образцов вооружения. Потребуется еще некоторое время для шлифовки всех систем. Предполагаем, что с 2005 года ракетный комплекс "Искандер" станет поступать в войска. Первый боевой дивизион будет сформирован на базе Северо-Кавказского военного округа. А потом переход всех наших войск на это новейшее вооружение начнется скорее всего с Дальневосточного и Сибирского округов. Но все зависит от возможностей нашей оборонной промышленности. Наши войска готовы при поступлении новейших "Искандеров" активно их осваивать.
Но, замечу, что комплекс еще будет дорабатываться, будут совершенствоваться эксплуатационные вопросы. Поэтому мы со своей стороны предполагаем иметь еще так называемый базовый дивизион на нашем ракетном полигоне для доработки комплекса и основательного изучения военными специалистами. На его базе будет переучиваться личный состав на эту новейшую систему высокоточного и весьма сложного вооружения.
Разработана и новая артиллерийская система "Вена". На мой взгляд, неплохое орудие. Уже завершены испытания. Предполагается ею оснастить артиллерийские подразделения ВДВ и, возможно, подразделения артиллеристов в общевойсковых частях.
Также управление ракетных войск и артиллерии ВС РФ участвует в создании новейших орудий, минометов, боеприпасов. Но все же больше внимания мы уделяем модернизации существующего парка вооружений. Есть еще потенциальные возможности провести доработки, и существующие образцы вооружения еще долгое время будут на вооружении. Ведь процесс модернизации намного дешевле, чем создание новых образцов. Также ведутся работы по увеличению дальности стрельбы, по повышению качества боеприпасов, увеличению мощности реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Град", "Ураган", "Смерч". Идет модернизация 152 мм самоходной гаубицы "Мста", 152 мм гаубицы "Акация", 122 мм гаубицы "Гвоздика".
Здесь главная задача - оснастить сами орудия средствами автоматизации.
Создаются автоматизированные элементы управления артиллерийскими системами. То есть средства малой автоматизации устанавливаются на сами орудия, машины управления. Это позволяет артиллеристам сократить сроки выполнения задач в 1,5-2 раза. Например, со средствами автоматизации дивизион выполняет боевую задачу за 1,5-2 минуты, а без них - 3-4 минуты. Это дает возможность дивизионам поразить цели и уйти на другие позиции из-под возможного ответного удара противника. Ведь у вероятного противника весьма хорошо развиты средства разведки. Мы по средствам огневого поражения не уступаем артиллерийским системам ведущих государств мира. Наша, например, "Мста" по скорострельности не уступает самым лучшим аналогичным зарубежным орудиям.
А вот по автоматизации и разведке у нас имеются проблемы. Поэтому сейчас активно их развиваем. При этом большое внимание уделяем беспилотным летательным аппаратам для того, чтобы в режиме реального времени видеть противника и принимать решения на выполнение боевых задач.
-Что нового в тактических приемах применения войск?
Мы сейчас рассматриваем проблемы ведения бесконтактных боевых действий с новейшими средствами поражения, которые могут действовать на всю глубину боевых действий. В связи с этим коренным образом меняется способ применения наших войск на поле боя. Выполнив задачи и нанеся противнику ракетными и артиллерийскими частями большой урон, мы тем самым сокращаем собственные потери. Поэтому в будущем и в ближайшей перспективе предпочтение будет отдаваться бесконтактным боевым действиям.
Как известно, войны XXI века по своему характеру стали весьма динамичными. Боевые действия ведутся на большую глубину.
Поэтому для такой маневренной войны мы уже сейчас разрабатываем высокоинтеллектуальные системы вооружения, которые действуют по принципу "разведал - выстрелил и забыл". То есть это должен быть один залп, один огневой налет. В соответствии с этим будет и совершенствоваться структура наших войск.
- Не отражаются ли на деятельности ракетных войск и артиллерии острейшие проблемы боеприпасной отрасли российского оборонно-промышленного комплекса?
На сегодняшний день проблем с обеспечением боеприпасами войск для боевой подготовки и в особый период нет. Другое дело - качество существующих боеприпасов. Эта проблема, откровенно замечу, уже давно беспокоит наше управление. В нашей оборонке немалые в настоящее время проблемы. На мой взгляд, если мы потеряем предприятия промышленности по производству боеприпасов, сократятся возможности заводов, конструкторских бюро, то это создаст большие проблемы в целом для обороноспособности нашего государства.