0
2572
Газета Вооружения Интернет-версия

19.11.2004 00:00:00

Стратегическое направление - восточное

Тэги: китай, авиасалон, чжухай


В начале ноября в Чжухае (Китайская Народная Республика) прошла 5-я Международная аэрокосмическая выставка "Airshow China-2004". Ее участниками стали около 300 научных и производственных предприятий из 32 стран. По итогам выставки можно в какой-то мере оценить перспективы и условия деятельности предприятий России на китайском рынке.

Китай не скрывает своей стратегической цели - занять прочное место среди стран - мировых лидеров. Это предполагает соответствующий уровень развития научного и производственного потенциала. В свою очередь, стратегия развития авиационно-космической отрасли включает по меньшей мере две составляющие. Программа-максимум требует обладания современными и перспективными технологиями, научным и производственным потенциалом, позволяющими быть независимыми от других стран по ключевым позициям и выйти по качеству своей продукции на мировой уровень и сделать ее конкурентноспособной. Программа-минимум предполагает приобретение готовых изделий, пока ОПК и другие отрасли промышленности не начнут их производить в достаточных количествах. Но даже закупка готовой продукции сопровождается одновременным приобретением технологий на ее полное или частичное изготовление на своей территории.

В пользу того, что Китай объективно имеет шансы войти в число лидеров, свидетельствует наличие дешевой рабочей силы, обладание собственным сырьем, проявляемые активность и упорство в получении доступа к современным технологиям. Потенциал страны позволяет достичь замкнутых циклов производства многих видов продукции, причем уже в обозримом будущем. Также важную роль способны сыграть местный менталитет, уклад жизни, принципы организации труда, позволяющие концентрировать необходимые ресурсы на важнейших направлениях.

Но одновременно с достаточно энергичным созданием производственных мощностей, китайским специалистам надо пройти достаточно долгий путь формирования своей научной и конструкторской школы. Этот процесс длительный, и сотрудничество с другими странами необходимо. Но одновременно происходят изменения в отношениях Китая с партнерами, в которых схема "продавец-покупатель" постепенно превращается в схему "партнеры, совместно разрабатывающие и производящие технику". Именно это нужно учитывать странам, осуществляющим свою деятельность на китайском авиационно-космическом рынке.

Причины такой направленности Китая вполне объяснимы. Законы геополитики никто не отменял. С каждым годом для Китая проблема расширения жизненного пространства становится все более актуальной. То, что о ней стараются вслух не говорить, никого не должно вводить в заблуждение. Для достижения этой цели необходимо мировое лидерство, так же как подкрепляющий это промышленный и, что самое главное, военный потенциал.

ЭКСПОЗИЦИЯ ХОЗЯЕВ ВЫСТАВКИ

Наибольшую экспозицию на авиасалоне занимали предприятия китайской авиационно-космической отрасли. В частности, были продемонстрированы в моделях и макетах ряд китайских истребителей и учебно-тренировочных самолетов (УТС).

Китайская государственная авиастроительная корпорация "AVIC-1" демонстрировала модель первого из трех УТС FTC-2000, летные испытания которого были начаты в конце 2003 года. Самолет имеет боковые воздухозаборники и оснащен одним турбореактивным двигателем ТРД WP-13F с тягой 6450 кгс компании "Лоянг". УТС FTC-2000 также отличается крылом двойной стреловидности с увеличенной площадью и новой цифровой авионикой.

На выставке также была представлена информация по сверхзвуковому (М=1,6) самолету JF-17/FC-1, совместно разрабатываемому компанией "Чэнду" - подразделением "AVIC-1" и Пакистанским авиастроительным комплексом. Планируется, что с 2006 года будет построено около 150 таких самолетов. Хотя этот истребитель позиционируется как "Супер-7", на самом деле он представляет собой еще одну модернизированную версию МиГ-21, совместно разрабатываемую с РСК "МиГ" начиная с 1991 года. Самолет JF-17/FC-1 оснащается ТРДД РД-93 разработки Санкт-петербургского завода им. Климова с тягой 8300 кгс. Опытный образец JF-17, впервые поднявшийся в небо в августе 2003 года, оснащается БРЛС управления огнем EL/V-2032 израильской компании "Элта". Вооружение истребителя может включать китайские ракеты средней дальности SD-10/PL-12 класса "воздух-воздух", разработанные на базе российской ракеты Р-77 ГосМКБ "Вымпел". Перспективная версия истребителя для ВВС НОАК может также оснащаться БРЛС "Копье-Ф" разработки российской корпорации "Фазотрон-НИИР". Кроме того, предусматривается двухместный учебно-боевой вариант JJF-17 этого истребителя. Стоимость JF-17 оценивается в 10-12 млн. дол. Этот самолет может прийти на замену парка пакистанских истребителей, однако эти поставки могут начаться только после того, как будут одобрены закупки JF-17 для ВВС НОАК.

Среди перспективных разработок военных самолетов также был представлен одноместный истребитель J-10A, создаваемый "Чэнду" на базе истребителя "Лави" израильской компании "Израэль эйркрафт индастриз". Этот самолет также оснащается российским ТРДД АЛ-31ФН мощностью 13650 кгс, передним горизонтальным оперением (ПГО) и треугольным крылом. Недавно эта разработка была дополнена двухместным вариантом.

Отдельный павильон на выставке занимала продукция китайской авиастроительной корпорации "AVIC-2". Она демонстрировала натурный образец УТС L-15, макеты J/TL-10B, JJ/TL-6B, JJ/TL-10A, а также целый ряд натурных образцов и макетов гражданской авиатехники. Среди них наибольший интерес представляет перспективный УТС/ЛБС (легкий боевой самолет) L-15/JL-15. Он оснащен двумя ТРДДФ АИ-222К-25Ф производства запорожского ОАО "Мотор Сич". "AVIC-2" ведет переговоры с европейским аэрокосмическим и оборонным концерном "ЕАДС" о возможной кооперации по этой программе. В разработке концепции УТС L-15 также принимает участие российское "ОКБ Яковлева".

Перспективный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет (УТС/ЛБС) L-15 может быть запущен в серийное производство в 2007 году. По информации, распространенной в Чжухае, УТС/ЛБС L-15 имеет нормальную взлетную массу 6800 кг и максимальную взлетную массу 9800 кг. Максимальная дальность полета достигает 3100 км при скорости, соответствующей числу М=1,4. Срок службы 10 тыс. летных часов или 30 лет.

Китайская компания "КАТИК-2" впервые продемонстрировала на авиасалоне новый тактический баллистический ракетный комплекс ближнего действия класса "поверхность-поверхность". Этот мобильный комплекс создан на 6-колесном шасси и имеет обозначение В611. В его составе применяется баллистическая ракета В6, серийное производство которой ведется уже несколько лет, однако 6-колесная транспортно-пусковая установка (ТПУ), рассчитанная на две баллистические ракеты и имеющая массу 24 тонны, была создана только в 2003 году. Комплекс В611 рассчитан для внутреннего и экспортного рынков, причем китайские специалисты подчеркивают, что его серийное производство уже ведется для НОАК.

Наряду с мобильными ТПУ в составе комплекса применяется машина - пункт управления и машина технического обеспечения. Всего в состав комплекса могут входить шесть двухконтейнерных ТПУ. Ракета В6 комплекса имеет наклонную дальность стрельбы от 80 до 150 км и оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 480 кг. Китайские военные отмечают, что после пуска ракета В6 может маневрировать на траектории полета, что делает ее сравнимой с ракетой российского оперативно-тактического ракетного комплекса 9М72 "Искандер-Э" (SS-X-26 "Стоун" по классификации НАТО). Круговое вероятное отклонение ракеты В6 от цели заявлено менее 150 м, на подготовку к пуску требуется до 25 минут, сам пуск занимает до 5 минут.

УЧАСТИЕ РОССИИ

Россия - традиционный участник авиасалона в Чжухае. В этом году ее представляли 57 компаний и организаций, 19 из которых демонстрировали свою продукцию в рамках единой экспозиции "Рособоронэкспорта".

АХК "Сухой" впервые показал на авиасалоне в Чжухае модернизированный одноместный многофункциональный истребитель Су-27СК, который по своим характеристикам соответствует самолету поколения 4+ и обеспечивает поражение высокоточным управляемым оружием не только воздушных, но и всего спектра наземных и морских целей. Семейство "Сухих" было представлено также истребителем Су-30МК, многофункциональным ударным самолетом Су-39 и истребителем-бомбардировщиком Су-32.

Корпорация "МиГ" показала возможности истребителя-перехватчика МиГ-31Э. По мнению заместителя главного конструктора по новым проектам РСК "МиГ" Льва Большакова, Китай, как великая авиационная держава, должен иметь парк истребительной авиации двух типов. Однако если с тяжелым классом вопрос решен совместно с компанией "Сухой", то с истребителями легкого класса у Китая еще много работы. В настоящее время китайская авиапромышленность реализует несколько программ, которые по техническому уровню далеко не совершенны и идут с отставанием. В этой связи имеющиеся у РСК "МиГ" технологии могут найти спрос на китайском рынке.

Первый пример "возвращения" корпорации на китайский рынок уже есть. Это проект легкого истребителя "Супер-7", для которого планируется поставлять двигатели РД-93 разработки Завода им. Климова. Серийное производство двигателей после подписания контракта будет осуществляться на МПП им. Чернышева.

Посетители авиасалона смогли также ознакомиться с возможностями учебно-боевого самолета Як-130, оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МФ и дистанционно-пилотируемого летательного аппарата "Пчела-1", различных модификаций вертолетов "Ансат", Ми-38, "Актай".

Компания "Роствертол" рассчитывает на продвижение в Китай боевых ударных вертолетов Ми-28Н. "С учетом того, что КНР ориентируется на закупки современных вооружений и, как правило, приобретает образцы вооружений и военной техники с правом их дальнейшего лицензионного производства в Китае, мы готовы рассматривать в различных конфигурациях проект поставки Ми-28Н через организацию их лицензионного производства в Китае", - заявил заместитель генерального директора по маркетингу и экспортным продажам предприятия Андрей Шибитов.

Вторым перспективным партнером "Роствертола" в регионе Юго-Восточной Азии является Индия. Основное направление работ - модернизация имеющегося в этой стране парка Ми-35 или поставка уже модернизированных машин Ми-35М. "Роствертол" активно работает также с Министерством обороны Индии по ремонту Ми-24. Кроме того, возможен вариант заключения контракта на модернизацию эксплуатирующихся в Индии четырех вертолетов Ми-26Т. Не исключен вариант поставки этих машин в обновленной версии. "Роствертол" давно работает по проекту поставки Ми-26 в Малайзию. Последние два года эта работа застопорилась в связи с тем, что проект был заморожен из-за недостаточного выделения средств на развитие транспортной авиации. Тем не менее этот проект не отменен. По условиям тендера речь идет о поставке 8 тяжелых вертолетов. В Индонезию "Роствертол" поставил партию Ми-24Б. В конце этого года планируется возобновить переговоры по поставке следующей партии этих машин. Совместно с "Рсоборонэкспортом" ведется работа в Мьянме по тематике Ми-24. В перспективе страны ЮВА в торговом обороте "Роствертола" могут составить до 60-70%.

Руководитель делегации "Рособоронэкспорта", начальник департамента ВВС Александр Михеев заявил: "Сейчас у нас сформированы достаточно интересные предложения для китайских партнеров, связанные с созданием сервисных центров, ремонтных предприятий, складов запчастей в качестве обменного фонда, необходимого как для обеспечения эксплуатируемой техники, так и для производства в рамках тех предприятий, которые созданы в Китае при техническом содействии России для сборки самолетов Су-27", - отметил Михеев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
550
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
687
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
579
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
473

Другие новости