В 2003 году в России были утверждены "Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 года и дальнейшую перспективу". В настоящее время продолжается работа над аспектами Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2006-2015 годы. В российских властных и деловых кругах сейчас активно обсуждается один из проблемных аспектов этих документов, как реформировать авиационную промышленность. Как стало известно, этой проблемой активно занимается межфракционное депутатское объединение (МДО) "Авиация и космонавтика" под председательством депутата Госдумы РФ Геннадия Райкова. В конце января состоялось очередное его заседание, на большое значение которого указывает присутствие ряда важных лиц. Так, в работе заседания приняли участие депутаты экс-министр обороны Игорь Родионов и заместитель председателя думского комитета по обороне генерал-майор авиации Николай Безбородов, советник президента РФ генерал Александр Бурутин, президент межрегиональной Научно-производственной авиационной ассоциации Владимир Голубев и сенатор Виктор Глухих.
Мнения по реформированию авиационной отрасли российской экономики, непосредственно влияющей на национальную оборону, разделились. Так, Геннадий Райков предложил участникам заседания отправить премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову аналитическую записку с указанием о том, что "создание Единой национальной авиационной корпорации (ЕНАК) исключает принцип конкурсного отбора государством исполнителей оборонного заказа". В записке отмечено, что, "по существу, в отрасли остается один исполнитель". "Создание ЕНАК чревато недопустимыми коррупционными рисками, потерей всемирно известных школ и брэндов российских авиастроительных фирм, сокращением около 50 000 специалистов. В рамках данной концепции у государства изымается и монополизируется стратегическое управление авиационной отраслью, а обороноспособность государства становится зависимой от частного капитала и иностранных государств".
Однако с мнением большинства на заседании МДО разошелся сенатор Виктор Глухих. Он, наоборот, приветствовал подписание соглашения об объединении авиационных фирм Яковлева, Сухого, Микояна, Бериева. Мол, надо объединять предприятия - производители авионики, двигателей, вертолетов. По его мнению, в истребительной авиации можно иметь не более двух типов самолетов марки "Су" и легкий самолет Як-130. Вертолетов максимум 2-3 типа. Кроме того, Виктор Глухих отметил, что в стране должна быть создана федеральная служба по авиации с непосредственным подчинением правительству РФ. Мол, не может Министерство обороны в условиях маленького оборонного заказа само себе заказывать и при этом оплачивать работы. По словам Виктора Глухих ряд директоров предприятий выступают за объединение отрасли, но на них якобы давят сверху. На этот счет советник президента РФ по ОПК Александр Бурутин предостерег, что на руководителей предприятий ни в коем случае нельзя давить. Однако, по его словам, отставание в реформировании авиационного комплекса уже привело к "существенному отставанию в выполнении ГПВ". А это весьма серьезно для нашей национальной обороноспособности.
Относительно создания в России ЕНАК один из наиболее авторитетных профессионалов в области вооружений - президент Центра делового сотрудничества с зарубежными странами, бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ, генерал-полковник Анатолий Ситнов отметил необходимость этого шага. Он заявил, что "в стране должны быть комплексы, определяющие лицо страны. Совместное развитие этих комплексов определяет уровень развития государства и его место в международном сообществе". Таким образом, генерал-полковник Анатолий Ситнов поддержал Виктора Глухих, а также депутата Госдумы РФ Александра Лебедева, который уже в течение четырех лет борется за создание Единой национальной авиастроительной корпорации. По его мнению, государство должно иметь 25-процентный блокирующий пакет акций, а 25 процентов акций надо продать крупному иностранному инвестору. Остальные акции корпорации, очевидно, будут в руках отечественных предпринимателей.
За создание ЕНАК выступает и правительство РФ. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин на счет судьбы авиапрома высказался примерно так: "В настоящее время нам не под силу конкурировать с западными авиагигантами "Боингом" и другими по всему ряду авиатехники... Но мы сильны в военно-транспортной авиации. Вторым в мире после американского "Боинга-747" идет российский Ил-76, а 37% мирового рынка вертолетов прочно закреплено за Россией. На мой взгляд, у нас не такая плохая ситуация". Экономическую часть создания ЕНАК предлагается представить на системном уровне: "определить, где лучше в промышленности размещать деньги. Двигаться дальше, используя старые методы, совершенно невозможно". Для того чтобы произошел прорыв в авиастроении, необходимы перевооружение военной авиации страны, концентрация всех ресурсов. Объединение производителей авионики, двигателей и в целом всех создателей авиатехники.
Таким образом, на сегодня в стране сформировалось два подхода к проблеме реформирования национального авиапрома: депутатский и правительственный. Эксперты и заинтересованные лица яростно спорят, какой из них лучше. Однако уже сейчас ясно, что на этот раз при реформировании авиапрома ошибки быть не должно. Слишком дорогую цену платит сейчас Россия за просчеты, связанные с реструктуризацией и приватизацией оборонной промышленности в 90-е годы, когда многими ведущими и уникальными заводами и конструкторскими бюро завладели через подставных лиц иностранные компании. В результате наша страна понесла огромные, ни с чем не сравнимые интеллектуальные и экономические потери, лишилась большинства рынков сбыта первоклассной продукции военного назначения.