С выводом на орбиту в конце прошлого года очередных аппаратов системы ГЛОНАСС (два космических аппарата (КА) "Глонасс" # 96, 97 и один КА "Глонасс-М" # 12Л) Россия получает уникальную возможность поставить военную глобальную навигационную систему на коммерческую основу. И на то есть серьезные основания.
Во-первых, Россия обрела в лице Индии стратегического партнера в области развития, пополнения и дальнейшего использования системы. Договоренность об участии этой страны в программе "ГЛОНАСС" была достигнута в ходе визита Владимира Путина в Индию. По словам руководителя "Роскосмоса" Анатолия Перминова, со стороны обеих стран будут предприниматься совместные усилия не только по восстановлению, но и организации перевода системы на новые космические аппараты "Глонасс-М" и "Глонасс-К". Глава "Роскосмоса" отметил особую важность этого момента, поскольку в России "космический сектор этой навигационной системы находится в незаконченном виде, а в Индии она вообще отсутствует".
Результатом совместной работы станет полномасштабное функционирование "ГЛОНАСС" к 2007 году в составе до 18 спутников. Это позволит довести точность позиционирования до 1 метра. Надо отметить, что запуск космических аппаратов возможен не только с российских, но и с индийских космодромов - на индийских ракетах-носителях. Соответственно для этого будет создаваться и наземная часть системы.
Во-вторых, уже прозвучало официальное заявление главы "Роскосмоса" о том, что система будет работать на коммерческих началах, и пример навигационной системы GPS свидетельствует о том, что это очень выгодно. Ведь в соответствии с Федеральной целевой программой правительства РФ "Глобальная навигационная система", рассчитанной на 2002-2011 годы, спутники нового поколения "Глонасс-М" обеспечат навигационной информацией неограниченное количество потребителей в любой точке Земли и околоземного пространства.
Однако существует препона, связанная с тем, что отечественная промышленность пока не может предложить гражданским потребителям оборудование и приборы по "приемлемым ценам". Ведь до сих пор все, что было связано с наземной инфраструктурой "ГЛОНАСС", заказывалось силовыми ведомствами. Гражданская авиация и моряки предпочитали делать ставку на американскую GPS, где все отработано, налажен серийный выпуск, имеет довольно дешевую стоимость. Но с другой стороны, США также первоначально создавали свою глобальную систему позиционирования как чисто военную. И у Пентагона хватило ума пустить в коммерческий оборот свои наработки, - в итоге порядка 10 американских фирм захватили рынок GPS, оцениваемый в 15-30 млрд. долл. в год.
Поэтому, если наши силовые ведомства все же решатся пойти по такому пути - хотя психологически это трудно сделать, - то пара миллиардов долларов от этого "пирога" России уж точно достанется. При этом налоги от доходов с заработанных миллиардов покроют все затраты на дальнейшие запуски КА системы "ГЛОНАСС". Открывается и огромный рынок Индии, которая, по крайней мере, из чисто национальных интересов будет нацеливать государственные структуры на пользование этой системой космической навигации.
Вопрос лишь в том, пойдет ли российский частный капитал на вложение своих средств в организацию производства приборов, связанных с использованием данных "ГЛОНАСС"? Сейчас на это ответить пока сложно, хотя можно найти для программы сегменты народного хозяйства, где использование ее будет обязательным. А так как Индия участвует в программе, то ее силовые структуры во многом, если не полностью, будут переведены с GPS на "ГЛОНАСС", - соответственно, по линии "Рособоронэкспорта" откроется новый емкий рынок. Может, следует предложить индийцам создать в России СП по производству оборудования для пользователей этой системы как в военных, так и гражданских целях? Но одно ясно: спать нельзя, иначе российский рынок захватят те же индийцы, - у них высокие технологии находятся на подъеме.