0
2045
Газета Вооружения Интернет-версия

18.02.2005 00:00:00

У торговли оружием свои проблемы

Тэги: рособоронэкспорт, чемезов


- Сергей Викторович, на ваш взгляд, какое русское оружие и какая продукция военного назначения пользуются за рубежом наибольшим спросом?

- В основном это российская авиационная техника. Наши вертолеты, боевые истребители Су, МиГ по показателям "качество-цена" способны конкурировать с зарубежными аналогичными вооружениями. Но отечественная авиатехника уступает по авионике. Радиоэлектронная начинка самолетов устарела. По договоренности с иностранными покупателями мы варьируем электронное оборудование. Например, для Китая устанавливаем нашу российскую авионику, для Индии - израильскую, французское оборудование будет устанавливаться на самолетах для Малайзии. Стоит заметить, что для арабского мира российская авиатехника привлекательна и по ценам, по и качеству.

Также большим спросом пользуется наше автоматическое оружие. Последние модели автоматов Калашникова АК-101 и АК-102 уже выпускаются по стандартам НАТО, и их покупают страны, входящие в эту организацию.

Большой интерес вызывают за рубежом российские системы ПВО. Со многими арабскими странами в последнее время ведутся переговоры о создании у них единой противовоздушной системы с использованием российской боевой зенитной ракетной техники С-300, "Бук", "Тор".

Но с 2005 года будут преобладать поставки на экспорт российской военно-морской техники и вооружений. На сегодняшний день из нашего портфеля заказов в 12 миллиардов долларов из подписанных и вступивших в силу контрактов больше половины составляют договоры по военно-морской линии.

Кроме того, не секрет, что мы сегодня продаем технику, которая была создана в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века. Правда она, конечно, уже модернизирована, но база у нее прежняя. Это касается и систем ПВО. Российская зенитная ракетная система С-300 очень конкурентоспособна. У нее боевые возможности выше, чем у американских ЗРС. Вертикальный старт позволяет поражать цели, двигающиеся с любого направления. В США в этом направлении только модернизируют свою систему "Пэтриот". Так что модернизация устаревшего вооружения весьма выгодна, и ею мы и дальше будем заниматься и поддерживать.

Особенно хочу отметить, что со всеми странами "Рособоронэкспорт" работает с учетом всех международных договоренностей. Не нарушаем их. Строго выполняем решения ООН, которые запрещают поставки различных вооружений в регионы конфликтов, в страны, где ведутся боевые действия.

Так ли уж все безоблачно в оружейном экспорте? Конечно, у нас имеются и проблемы. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным я доложил результаты работы госкомпании. При этом сказал, что, к сожалению, госкомпания подходит к потолку в 5-6 миллиардов долларов объемов продаж за рубеж вооружений и техники. Это происходит потому, что у серийных предприятий нет возможностей выпускать более современную продукцию. У конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов имеются новейшие разработки, перспективные изобретения. А вот у большинства предприятий ОПК нет средств для серийного выпуска новейших вооружений. Необходимы инвестиции коммерческих структур или, что более желательно, самого государства.

- Можете, так сказать, выдать коммерческую тайну и рассказать об объемах продаж российских вооружений за рубежом, о новых покупателях нашей боевой техники?

- Ежегодно госкомпания заключает контрактов на 4-5 миллиардов долларов. Стабильно мы имеем портфель заказов на 11-12 миллиардов долларов. Одной из новых стран - покупателей нашего вооружения является Марокко. В это государство ранее вообще не поставлялось вооружение отечественного производства.

Как и в предыдущие годы, основными нашими стратегическими партнерами останутся до 2008 года Индия и Китай. На них будет приходиться 70-80% объемов продаж вооружений за рубеж. Промышленность этих стран достаточно развита. Она способна создавать свое собственное вооружение по своим разработкам и изобретениям. Но тем не менее они не уходят с нашего рынка и активно занимаются закупками готовых изделий. В настоящее время с этими странами активно ведутся переговоры о передаче на различное вооружение лицензий на его производство.

С Китаем был подписан контракт по продаже лицензионного производства истребителей Су-27. С Индией подписан контракт на поставку лицензионного производства Су-30. Нашему президенту Владимиру Путину во время его визита в эту страну был показан в воздухе первый собранный индийской промышленностью лицензионный самолет. Так же по российской лицензии в Индии будут производиться знаменитые "летающие" танки Т-90, которые активно пользуются спросом на внешних рынках. В дальнейшем из общего объема продаж вооружений за рубеж это направление будет увеличиваться.

Однако продажа лицензий не должна происходить бездумно. В советские времена этому не уделялось должного внимания. Тем же странам бывшего Варшавского договора, которые были друзьями СССР, технологии производства вооружений просто передавались, не ставились никакие условия его производства и продажи за рубеж. В результате Россия сейчас пожинает плоды от политики лицензий советского руководства страны. Те же автоматы Калашникова, бронетанковое и артиллерийское вооружения без нашего разрешения теперь производятся в ряде государств мира. На этом наша страна понесла огромные материальные и моральные потери. В настоящее время продажа каждой лицензии на производство вооружений всесторонне рассматривается, ведь Россия должна иметь от этого материальную выгоду.

- В настоящее время на международных рынках российские производители и госпосредники - продавцы - сталкиваются со все возрастающей конкуренцией зарубежных компаний. Можно ли в этих условиях увеличить объемы продаж российского вооружения?

- Это можно сделать за счет увеличения поставок запасных частей к уже проданным вооружениям. К сожалению, у нас это направление практически не развито. К общему объему всех продаж вооружений поставки запасных частей составляют всего примерно 17%. В то же время, например, японские автогиганты в основном зарабатывают себе средства за счет сервисного обслуживания выпущенной техники, поставок для нее запасных частей. Правда, наша госкомпания уже работает в этом направлении. В ряде зарубежных стран создаются технические центры по обслуживанию российских вооружений. Такие центры необходимы и для целых регионов. В настоящее время такой сервисный технический центр по ремонту военно-морских вооружений создается в Индии. Также поставки в Малайзию вызвали необходимость создания в этой стране авиационного сервисного центра. Еще аналогичный центр создается в Мексике.

В настоящее время число предприятий, имеющих право экспортировать запасные части, увеличено до 14. На мой взгляд, в настоящее время в интересах качественного сервисного обслуживания в целях увеличения продаж вооружений крайне необходимо в нашей стране провести каталогизацию всех выпускаемых запасных частей предприятиями ОПК. Такая работа уже ведется госкомпанией совместно с Федеральным агентством по промышленности. Эта работа может привести к тому, что торговлю запасными частями можно будет вести по интернету, как это делается в настоящее время во многих странах мира.

Кроме того, резко ограничивает объемы поставок запасных частей очень забюрократизированное в нашей стране получение разрешения на экспорт. Надо побывать на приеме у руководителей многих организаций, различных служб, получить в них множество виз и подписей. А только уже потом правительство РФ выпускает свое окончательное распоряжение на право экспорта. Порой на это дело у руководителей предприятий уходят месяцы.

- А как работает госкомпания с богатыми странами, производящими энергоресурсы. Какой валюте отдается предпочтение при продаже изделий российского ОПК?

- В работе с состоятельными государствами мира имеется некоторая специфика. Они могут платить чистой валютой. Но мы в своей работе не упираемся только в оплату долларами или евро. Рассматриваем оплату нефтью, газом, продуктами экспорта. Например, Таиланд в обмен на продажу российской авиатехники частично будет платить поставками куриного мяса и другой экспортной продукцией. Также совместно с отечественными нефтегазодобывающими компаниями рассматриваем возможности получения от обладающих энергоресурсами государств возможности разрабатывать их месторождения. А платить за это будем российской боевой техникой.

- Повлияла на деятельность госкомпании недавняя стихийная катастрофа в странах Юго-Восточной Азии?

- К сожалению, самое разрушительное за минувшее столетие цунами, унесшее сотни тысяч жизней землян, сказалось на планах госкомпании. В настоящее время приостановлены переговоры о заключении контрактов с Индонезией, Шри-Ланкой. Но по мере улучшения ситуации, думаю, они возобновятся.

- Почему, на ваш взгляд, так долго ведется вертолетный тендер в Турции. Будет ли Россия и дальше в нем участвовать?

- Мы уже несколько лет работаем по тендеру, который был некогда объявлен турецкой стороной. Первый тендер госкомпания выиграла по технической и экономической составляющим. Но потом он был отменен и назначен вновь. И опять мы его выиграли. И вновь турецкая сторона отменила тендер. Сейчас трудно предсказать, как будет развиваться дальше этот тендер. Об этом надо спросить турецкую сторону. Замечу лишь, что наш российский вертолет по качеству не уступает военному вертолету производства США, а по цене гораздо выгоднее для Турции. Ведь в этом же тендере оговаривались не только поставка готовых вертолетов, но и возможность их лицензионного производства. Мы давали лицензию без каких-то ограничений. Американцы же ставили Турции условия, что та не имела права продавать произведенные у себя вертолеты в третьи страны.

- В настоящее время немалую угрозу безопасности полетов гражданской авиации представляют переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). США и РФ ведут переговоры по различным ограничениям для этого вооружения. Может Россия вообще отказаться от его производства и продажи?

- В нашей стране уже принято решение об ограничении продажи ПЗРК прежде всего в горячие точки. Более того, за каждым проданным комплексом будет налажен жесткий контроль. Но от производства этого высокоэффективного вооружения для своей армии и для армий зарубежных стран, очевидно, мы не будем отказываться. Думаю, если его запрещать, то надо, как с запрещением химического оружия, заключать международные договоры, а потом контролировать их выполнение. В одностороннем порядке в этом вопросе России, наверное, еще рано разоружаться.

- В настоящее время страны Восточной Европы испытывают большие трудности с перевооружением своих армий, с переходом на стандарты НАТО. Будет ли госкомпания работать в этом регионе и проводить модернизацию под натовские стандарты техники советского производства?

- Вступление стран Восточной Европы в НАТО вызвало в их военных ведомствах своеобразную эйфорию, мол, надо быстрее вместо вооружения советского производства приобрести западноевропейскую или североамериканскую боевую технику и оружие. Но при подсчете выяснилось, что каждой стране переход на натовские стандарты обойдется от 10 до 15 миллиардов долларов. В итоге оказалось экономически выгоднее провести модернизацию имеющегося вооружения советского производства, прежде всего авиатехники. Наша госкомпания стала активно заниматься этим вопросом. Была создана собственная российская программа модернизации авиатехники для этих стран. Так же была сформирована и аналогичная совместная программа с зарубежными французскими и английскими компаниями. Госкомпания - активный участник тендеров по модернизации вооружений в Польше, Болгарии, Венгрии. Кроме того, мы предлагаем и модернизацию боевой техники сухопутных войск, например танков Т-72. Совместно с одной сербской компанией подготовлена программа всесторонней модернизации этого танка. Ее мы предлагаем европейским и арабским странам. Так же модернизируем артиллерийское вооружение советского производства под стандарты НАТО. Так, на хорошо зарекомендовавшей себя самоходной 152-миллиметровой гаубице "Мста" устанавливаем натовские стволы с калибром 155 миллиметров. Думается, эта модернизированная гаубица будет пользоваться спросом во многих странах, в том числе и НАТО.

- Из-за недобросовестной конкуренции ряда российских спецэкспортеров на внешних рынках возникают проблемы с продажей отечественного вооружения и техники иностранным заказчикам. Из-за этого российский бюджет теряет ежегодно сотни миллионов долларов. Как избежать недобросовестной конкурентной борьбы между отечественными производителями?

- На мой взгляд, эта проблема больше относится к службе по военно-техническому сотрудничеству. Эта проблема действительно существует. На внешних рынках не должно быть конкуренции между российскими производителями. Это отмечено в законе по военно-техническому сотрудничеству. Некоторые российские участники ВТС в нарушение всех наших законодательных норм выходят на международные тендеры одновременно с нашей госкомпанией. Или используют вместо себя иностранную компанию. Это не способствует увеличению экспорта российских вооружений. Соответствующим российским ведомствам надо более жестко относиться к подобным нарушениям и наказывать таких участников внешнеэкономической деятельности вплоть до лишения лицензий на внешнеэкономическую деятельность.

- Будет ли "Рособоронэкспорт" участвовать в управлении концернами, холдингами, которые создаются в нашей стране по программе реструктуризации оборонной промышленности и выпускают продукцию на экспорт, для собственной армии и стран СНГ?

- На мой взгляд, наша госкомпания должна участвовать в управлении вновь создаваемых холдингов. Мы не стремимся иметь контрольные пакеты акций предприятий ОПК. Прежде всего важно участие "Рособоронэкспорта" в совете директоров отечественных оборонных объединенных корпораций для контроля ситуации в них. Поэтому мы будем участвовать в ныне создающихся самолетостроительном, вертолетостроительном холдингах. Наша деятельность в советах директоров оборонных холдингов происходит либо за счет государственного пакета акций, либо за счет акций, которые мы приобрели за собственные средства.

Кроме всего прочего у "Рособоронэкспорта" мощный потенциал. За 2004 год госкомпания уплатила разных налогов свыше 75 миллионов долларов. В федеральный бюджет перечислили 55 миллионов долларов, 20 миллионов в бюджет Москвы, 300 тысяч в бюджеты других городов. За год "Рособоронэкспорт" оказывал помощь 25 предприятиям в виде поручительств, под которые были получены банковские кредиты. А общая сумма поручительств за минувший год потянула на 151 миллион долларов. Но если посчитать все ранее данные поручительства, то эта сумма составит 224 миллиона долларов. Для российского ОПК это немалые деньги. Более того, госкомпания из собственных средств выдала займы предприятиям на 10 миллионов долларов.

- Будет ли создание в нашей стране мощных холдингов и концернов в ОПК способствовать повышению качества продукции военного назначения?

- В последние годы вполне справедливо значительно выросли претензии зарубежных покупателей российского вооружения. Эта проблема нашего ОПК связана с тем, что продаваемая ныне российская боевая техника не выпускается серийно и не стоит, к сожалению, на вооружении нашей армии, где в результате ежедневной эксплуатации выявлялись бы дефекты. Естественно, нередко продукция выходит из заводских цехов, до конца неотработанной. Поэтому по качеству возникают претензии.

С другой стороны, в нашей оборонной промышленности явно не хватает комплексной системы по контролю за качеством продукции. На мой взгляд, необходимо прежде всего заинтересовать людей, которые занимаются контролем качества на производстве. Также считаю, что военная приемка должна получать зарплату и разные льготы не от руководства предприятий ОПК, а от Минобороны РФ или "Рособоронэкспорта", которые заинтересованы в нормальном качестве всех изделий военного назначения. Например, при нормальной, без проблем по качеству поставке вооружений по контракту военная приемка завода-изготовителя должна получать весомую премию. На эту тему я уже говорил с министром обороны. Но пока не найдено соответствующего решения.

- Поставляет ли Россия вооружения бывшим союзным республикам, теперь странам СНГ, например Армении, Азербайджану, которые стали враждовать после распада СССР?

- В отношении Азербайджана и Армении нет никаких международных санкций по торговле с ними вооружениями и боевой техникой. Поэтому, естественно, мы можем им продавать разнообразные вооружения.

Странам СНГ, которые вошли в Организацию Договора коллективной безопасности, продаем вооружения по внутренним российским ценам. По таким же ценам покупает оружие и российское военное ведомство. Предприятия от такой торговли получают лишь небольшую прибыль. Для стран СНГ, которые не вошли в ОДКБ, имеются некоторые льготы по приобретению вооружений, и они его покупают у России.

- В предыдущие годы "Рособоронэкспорт" выступал посредником в предоставлении услуг по запуску космических аппаратов. Ряд стран воспользовались этой услугой. Займется ли госкомпания и дальше этим делом?

- Эта работа ведется в настоящее время со многими государствами мира. Так, возможно, скоро наши инициативы могут завершиться подписанием контракта с Египтом по запуску космического аппарата. В отношении других стран пока не буду раскрывать планы нашей госкомпании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
844
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2628
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1785
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1393

Другие новости