0
754
Газета Вооружения Интернет-версия

20.05.2005 00:00:00

Первая база на Марсе будет военной

Ольга Колесниченко

Об авторе: Ольга Юрьевна Колесниченко - кандидат медицинских наук, специалист в области авиационной и космической медицины.

Тэги: сша, космос, армия, марс


В 1986 году 15 экспертов - специалистов высокого уровня в области наукоемких технологий, обороны и безопасности - подготовили по заказу президента США Рональда Рейгана доклад "Пути достижения новых космических рубежей: гражданская космическая программа США на ближайшие 50 лет" (Pioneering the Space frontiers: Civilian Space for the next 50 years), заслушанный в Конгрессе США.

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ В КОСМОСЕ

Основной акцент программы - обеспечение мирового лидерства США в области освоения космоса. В программу заложены следующие принципы: первое - солнечная система - "дом" для всего человечества; второе - обеспечение политической свободы, стимулирование духа свободного предпринимательства и индивидуальной инициативы в новых мирах; третье - использование новых видов (типов) ресурсов на благо человечества; четвертое - эффективность и постепенное систематическое наращивание космического потенциала; пятое - возрастающая роль международного сотрудничества с соблюдением лидерства США. Как здесь не вспомнить слова Збигнева Бжезинского: "┘два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе - сохранение своей исключительной глобальной власти, а в далекой перспективе - ее трансформацию во все более институционализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров".

Долгосрочные перспективы неоколонизации аналитиками США рассматриваются серьезно, с выделением военных, экономических и научных стратегических подходов на период до 50 лет. К самой отдаленной проблеме можно отнести колонизацию планет Солнечной системы, в частности Марса и Луны. Из 12 пунктов доклада Национальной комиссии США по космосу, первое место занимает вопрос: "Первоначальное введение в строй и постоянная эксплуатация космической станции на околоземной орбите". А следующим пунктом является "разработка и эксплуатация экономичных транспортных средств нового поколения для доставки грузов и пассажиров на низкие околоземные орбиты и обратно". К 2004 г. оба эти пункта уже стали рутиной. Третий пункт программы: "Создание транспортных систем для доставки людей и грузов с низких околоземных орбит в Солнечную систему". Данный пункт в настоящее время тоже не является чем-то отдаленным - марсианская программа уже набрала достаточный научно-технический потенциал.

Дальнейшие пункты обсуждаемой программы США (в которой напрямую не оговариваются военные задачи, а рассматриваются только гео- или, точнее сказать, гелиополитические ("гелио-" от греческого helios - Солнце) аспекты стратегии постиндустриальной державы) касаются колонизации Луны и Марса. В докладе аналитики делают вывод о неизбежности осуществления СССР (теперь РФ) пилотируемого полета на Марс. Наше государство представлено в роли главного и единственного стратегического конкурента.

Аналитики США, подготовившие доклад, относят к "преградам" в развитии космической индустрии конкуренцию правительственных ведомств в освоении космоса, повышающих себестоимость работ. В условиях информационных технологий привлечение частных коммерческих организаций и гражданских организаций должно быть ограничено и подконтрольно военному ведомству. Если рассматривать этот вопрос применительно к уровню сегодняшнего развития технических средств разведки, поиск финансирования в частном секторе приводит только к катастрофическому отставанию России в космической гонке: сегодня только подконтрольность Министерству обороны и приоритетное направление в области аналитического военного планирования может позволить бороться с амбициями постиндустриальных держав в космических технологиях. От усиливающихся "соревнований" в космосе в годы холодной войны и через необходимость сдерживания военных угроз в террористическо-однополярном мире к неоколонизации - таков характер эволюции современных "космических войн", затрагивающих обороноспособность любой страны. Сравнивая амбициозность США в постановке задач с потенциалом нашего государства, достаточно вспомнить о послевоенном 1948 г., когда перед Сергеем Королевым и Институтом авиационной медицины Минобороны впервые в мире была поставлена задача: поднять человека на высоту 100 км (в термосферу). И эта задача, несмотря на обескровленность страны после Великой Отечественной войны, была выполнена.

ВЫСОТНАЯ ЗОНА ВОЙНЫ

Очевидно, что космическая экспансия развивается интенсивно, поставленные задачи сверхдержавами выполняются и проблемы военного сдерживания на уровне термосферы выходят на первый план. Проблема обеспечения сдерживания военных угроз - это контроль космического пространства, в частности, речь идет о так называемой "приграничной области" между верхней границей воздушного пространства и нижней границей космического пространства (высоты от 30-40 до 100-120 км) - это зона гиперзвуковых летательных аппаратов, входящая в состав мезосферы (50-90 км) и термосферы (выше 90 км).

В определении характера угроз безопасности России выделяют интенсивное внедрение новых технологий в военную сферу и возрастание зависимости военных действий на суше, в воздухе и на море от боевых действий в космосе. Использование космического пространства и возможностей космических систем рассматривается во всем мире как один из важнейших компонентов политической, экономической и военной безопасности государства. Таким образом, многоплановые задачи различных видов и родов войск постепенно сводятся к одной - контролю и освоению космического пространства. Так, в Армии США идет работа над созданием единой системы подготовки военнослужащих с целью общей обороны воздушно-космического пространства: разные виды и рода войск участвуют в системе воздушно-космической обороны, объединяя свои усилия и структуры. Воздушно-космическую оборону нельзя рассматривать как систему какого-то отдельного вида Вооруженных сил, так как ни один вид или род войск отдельно не в состоянии обеспечить воздушно-космическую оборону.

Главная особенность современных войн - не масштаб ударов, а достижение политико-экономических целей и расширение пространства боевых действий (космос и информационная среда), при этом главным театром ведения боевых действий будет термосфера. Рассматривая ближайшую среднюю и долгосрочную перспективу военно-политической обстановки, обращают внимание на такие факторы, как "временной" - мобильность, асимметричные военные действия, партизанские террористические внезапные акты, объединенные (межвидовые) и коалиционные (межнациональные) боевые взаимодействия. Все эти факторы объединяются в стратегию "гибкости", быстрой адаптации и приспособляемости к изменению условий и возникновению непредвиденных ситуаций - стратегию интероперабельности (взаимодействия и взаимозаменяемости).

Что представляет основная тенденция развития вооружений в наши дни? Балансирование приоритета между ПВО и ВВС, Космическими войсками в зависимости от особенностей боеготовности армии того или иного государства. На состоятельность ПВО влияет ядерный потенциал страны, на состоятельность ВВС и КВ влияет наличие боевых единиц ВВТ, при этом, как отмечают военные аналитики, "критическим" фактором в развитии оборонных стратегий постиндустриальных государств является перевес от непилотируемой космонавтики к пилотируемым космическим полетам.

Необходимость милитаризации космоса диктуется самой политической ситуацией. Правительство США изначально имело направленность на монополизацию и милитаризацию космического пространства, разрабатывая тактику уклонения от предоставления широких полномочий другим странам в международном сотрудничестве. В США в настоящее время производят активную модернизацию арсенала так называемых "звездных войн" и осуществляют подготовку с целью ведения боевых действий в космосе - программа "Космические боевые силы" (Space Combat Command). Американцы используют пилотируемые полеты с целью достижения политического, экономического и военного лидерства, отдавая приоритеты научным программам в области микрогравитации и систем жизнеобеспечения, что обусловлено, несомненно, как намерением осуществить марсианскую миссию, так и задачами формирования форпостов на орбите.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
291
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1307
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1920
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1339

Другие новости