0
821
Газета Вооружения Интернет-версия

27.05.2005

Бесчеловеческий фактор

Тэги: человеческий фактор, конструктор, катастрофа


Прошла всего лишь неделя после катастрофы истребителя МиГ-29 в Тверской области, как следом грянула вторая - в районе Душанбе разбился штурмовик Су-25. К счастью, летчик успел катапультироваться, а перед этим даже сообщил на базу о технической неисправности. Возникает вопрос: а нельзя вначале катапультироваться, а потом сообщить? Нет, потому что у нас до сих пор "первым делом - самолеты", ну а люди как-нибудь потом. Вот и тянут заглохшую машину к аэродрому вплоть до геройской гибели. Это только на бесчеловечном Западе летчик бросает самолет сразу, как только усомнился в его исправности, да еще получает благодарность, что остался жив. Дорогие там летчики - обучение, вложения в зарплату. А страховку какую выплачивать придется! Жестокий мир чистогана, одним словом.

Но вернемся к родным аэродромным полям. По факту катастрофы МиГ-29 12 мая военная прокуратура открыла уголовное дело по статье "О нарушении правил полетов и подготовки к ним". После любой катастрофы обязательно возбуждаются дела по этой или сходным статьям. Но никогда не звучит: "О некачественных конструкторских и сборочных работах". КБ и заводы изначально вне подозрений, улики ищут против тех, кто эксплуатирует и обслуживает технику. Какие только фантастические версии катастрофы "Курска" не высказывались! Но упорно игнорировался вопрос: почему вода прошла в кормовые, неповрежденные, отсеки? Да потому что как ни запирай герметично переборки, есть сотни технологических отверстий кабеле-, паро-, маслопроводов, пронизывающих корабль насквозь. По этой же причине "Комсомолец" сгорел под водой. Команда не смогла пробиться к локальному очагу возгорания через нагромождения труб, переборок и прочего. Она же и оказалась во всем виновата. А теперь вспомним, какой пиар получили конструктор Спасский и его КБ в период расследования трагедии "Курска".

Конструкторы и производственники - могучая сила. "Человеческий фактор" виноват - а со всех остальных взятки гладки. В официальных сообщениях о катастрофе МиГ-29 в Тверской области 12 мая приводились такие данные: при заходе на посадку на высоте 600 метров самолет резко сорвался в пике и под углом 80 градусов - почти вертикально - врезался в землю в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы. Тогда же заместитель главнокомандующего ВВС России генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что "происшествие с истребителем МиГ-29 является нетипичным для таких самолетов". "Человеческий фактор" генерал тоже не назвал в ряду приоритетных причин, поскольку летчик был высокой квалификации, а полетное задание легким. По словам Ноговицына, расследование причин катастрофы должно занять около месяца. И тут же замглавкома отметил, что "МиГ-29 - надежный и востребованный истребитель как для ВВС России, так и в плане экспортного потенциала".

Слова об экспортном потенциале, пожалуй, следует рассматривать как ключевые. Ну, мы же советские люди, должны понимать, как важен для Родины экспорт МиГ-29, нельзя их компрометировать, авиапром с акционерами пострадает. И не через месяц, а уже 20 мая представитель пресс-службы ВВС заявил, что самолет разбился из-за недисциплинированности летчика. К такому выводу пришла комиссия Минобороны под председательством главкома ВВС РФ Владимира Михайлова. И высота была 145 метров, а не 600. Летчик без разрешения решил крутнуть "бочку". Получается, что и приземляться он не собирался, хоть и оказался в сотне метров от посадочной полосы на низкой высоте. Впрочем, из главных штабов истина виднее, это любой военный знает.

Никогда конструкторы, промышленность и генералы не торопились взять вину на себя. Характерный пример - катастрофа на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года. Полсотни погибших, десятки обожженных, которые и оказались виноватыми. Спустя год возникла точно такая же ситуация - нагрев элемента топливной системы, причина - клапан. Но понадобилось шестнадцать лет неимоверных усилий, чтобы в 1996 году реабилитировали стартовую команду. А конструкторы до сих пор утверждают, что их вины нет, что неправильно устранялись течи жидкого кислорода... Как будто протечки жидкого кислорода - нормально и безопасно!

Всерьез безопасностью на стартовых комплексах озаботились после трагедии 1980 года - слишком дорого обходится ликвидация последствий. А ракету-носитель "Союз" и узлы топливной системы начали модернизировать лишь после того, как некий молодой лейтенант обнаружил нагрев "бачка" и не нашел инструкции, как его устранять. Иначе конструкторы продолжали бы винить в непрекращающихся катастрофах боевые расчеты и производственников. Через полгода после катастрофы стратегического бомбардировщика Ту-160 комиссия пришла к выводу, что причиной послужило усовершенствование топливных баков, внедренное авиастроителями. Но немало авиаспециалистов считают, что из 30 версий была выбрана наименее скандальная.

Политика и экономика - непременные члены комиссий по расследованию катастроф. И самые влиятельные. Как они жали на все рычаги после Чернобыля, так и продолжают сейчас, когда от прежней идеологии вроде ничего остаться не должно. Вот и возникают "антологии таинственных случаев", поскольку после каждого шумного расследования остается масса вопросов без ответов, недоговорок, умолчаний. Сколько таких загадок еще долго будет мучить людей: гибель Гагарина, катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже, взрыв линкора "Новороссийск", гибель подводных ракетоносцев К-278 "Комсомолец" и К-141 "Курск".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


С-300 лишают Ближний Восток мирного неба

С-300 лишают Ближний Восток мирного неба

Игорь Субботин

Израиль предупреждает РФ о рисках военных поставок Сирии

0
3088
Один из самых современных пассажирских лайнеров рухнул в Яванское море

Один из самых современных пассажирских лайнеров рухнул в Яванское море

НГ-Online

Власти Индонезии пока не готовы объявить погибшими всех, кто находился на борту

0
1448
Украинские ВВС ушли в крутое пике

Украинские ВВС ушли в крутое пике

Александр Шарковский

Причинами крушения Су-27 на учениях "Чистое небо" могли стать человеческий фактор и неисправность машины

0
4446
Киев лишил Крым воды из Днепра, но Москва может осушить сам Днепр

Киев лишил Крым воды из Днепра, но Москва может осушить сам Днепр

Александр Широкорад

России пора вспомнить, что она уже тысячу лет роет каналы и поворачивает реки вспять

3
18457

Другие новости

Загрузка...
24smi.org