0
1948
Газета Вооружения Интернет-версия

27.05.2005 00:00:00

Полезная стратегия

Тэги: туркменистан, вооружение, сотрудничество


Программа сотрудничества между министерствами обороны Украины и Туркменистана на 2005-2007 годы предусматривает контакты по военно-политическим, военным и военно-техническим направлениям. А также взаимодействие в вопросах связи и автоматизированных систем управления войсками, ремонт и модернизацию бронетанковой и другой техники Туркменистана, подготовку специалистов этой страны в военно-учебных заведениях минобороны Украины и др.

АДЕКВАТНОСТЬ ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Центрально-Азиатский регион пока нельзя отнести к числу стабильных, и наличие соответствующего военного потенциала для его государств - суровая необходимость. Страны региона традиционно являются объектом влияния различных внешнеполитических сил, становясь центром пересечения интересов многих государств.

Заинтересованная в добыче и вывозе углеводородных ресурсов из Центральной Азии - по запасам которых Туркменистан занимает одно из ведущих мест - Америка оказывает на Ашхабад политическое и экономическое влияние. Не оставляет без внимания новые государства региона и Европейский союз. Присматриваются к Туркменистану и евразийские страны, находящиеся с ним в непосредственном соседстве. Прежде всего это имеющие общие границы с регионом КНР и Россия, которым не безразлично, кто распространяет свое влияние на местные страны.

Мощным стимулом для руководства Туркменистана по наращиванию военного потенциала являются события в Афганистане, вероятность проведения военной кампании против Ирана, а также противоречия, связанные с доступом к нефти Каспийского моря. Богатый залежами углеводородов Каспийский бассейн осложнил взаимоотношения государств, имеющих на него выход. Напомним, что по вопросу о проведении границ по акватории Каспийского моря до сих пор в довольно напряженных отношениях находятся Азербайджан, Иран и Туркменистан.

Не следует также сбрасывать со счетов, что в силу исторических традиций вооруженные силы восточных стран играют не последнюю роль в обеспечении внутренней безопасности государства. Несмотря на "продвижение стандартов демократии", в сознании местных лидеров уверенность в этом будет сохраняться еще очень долго.

Для Туркменистана возможность "цветной" революции занимает довольно важное место в перечне возможных угроз.

В условиях такого спектра угроз вооруженные силы Туркменистана, можно сказать, "вынуждены" получать соответствующую поддержку со стороны руководства государства, в том числе и в вопросах военно-технического сотрудничества. И возможности страны, прежде всего это наличие природных энергетических ресурсов и их экспорт, позволяют иметь средства для выполнения задач национальной безопасности.

ПОЗИТИВНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Военная стратегия Туркменистана декларируется как сугубо оборонительная, запрещающая использование вооруженных сил страны за пределами границ. Такая установка позволяет Туркменистану, не распыляя финансовые, материальные и людские ресурсы на использование их вне страны, сосредоточить усилия на укреплении собственной обороноспособности и модернизации национальной армии. Сегодня, по мнению как западных, так и российских экспертов, вооруженные силы Туркменистана являются одними из самых оснащенных и боеспособных в Центрально-Азиатском регионе. Однако Ашхабад не отказывается от военно-технического, правда, не обусловленного политическими требованиями, сотрудничества на двустороннем уровне. С такими странами, как США, Россия, Турция и Украина отношения длятся - и достаточно успешно - уже не первый год.

Туркменистан исходит из того, что главную военную опасность для страны представляют возможные локальные войны и вооруженные конфликты в сопредельных государствах. Таким образом, в сфере обеспечения военной безопасности республики выделяется три основных направления: каспийское, афганское и узбекское.

Военно-политический курс базируется на принципе "позитивного нейтралитета". Данная позиция означает, что республика, во-первых, не относится ни к одному государству как к своему противнику. Во-вторых, не вступит ни в один коллективный блок. В-третьих, не применит оружие против любого государства, кроме как для самообороны. В-четвертых, не будет содержать на своей территории иностранные войска. И, наконец, в-пятых, государство будет содействовать мировому сообществу в предотвращении войн и вооруженных конфликтов.

В контексте данной стратегии проводятся мероприятия по перевооружению национальной армии. Президент страны Сапармурат Ниязов недавно подчеркнул, что "в сфере оснащения вооруженных сил современной техникой и дальше будет расширяться межгосударственное сотрудничество".

Открытые источники свидетельствуют, что в составе сухопутных войск Туркменистана на сегодняшний день находится четыре мотострелковые дивизии (одна из них учебная), артиллерийская бригада, полк реактивных систем залпового огня (РСЗО), противотанковый полк, две зенитно-ракетные бригады, инженерный полк, отдельный аэромобильный батальон. На вооружении имеется до 700 танков Т-72, около 170 БРДМ (бронированных разведывательно-дозорных машин), примерно 900 БМП, более 800 БТР, около 270 орудий буксируемой и 57 орудий самоходной артиллерии (Д-30, Д-1, Д-20, 2С1, 2С9), 65 РСЗО (БМ-21 и 9П138), 72 противотанковых пушки, 100 ПТРК, 48 ЗСУ-23-4, ЗРК ПВО СВ - SA-7, SA-8, SA-13 (по классификации НАТО).

В ВВС страны имеется в строю 89 боевых самолетов (плюс около 200 находится на хранении), в том числе 24 МиГ-29, 65 Су-17, 46 Су-25, 130 МиГ-23, 24 МиГ-25. Проведен ремонт и модернизация на Тбилисском авиазаводе штурмовиков Су-25, которые из резерва переводятся в боевой состав ВВС. Вертолетный парк - 10 Ми-24 и 8 Ми-8. Средства ПВО представлены комплексами SA-2/-3/-5. ВМС страны начали создаваться позже всех. На сегодняшний день они способны выполнять патрульные функции в Каспийском море. На вооружении имеются катера "Гриф-Т", "Калкан-М" и некоторые другие.

Имея 850 км границы с Афганистаном, а также другие "напряженные" участки границы, Туркменистан уделяет большое внимание развитию пограничных войск. Проблемой для страны долгое время являлся дефицит подготовленных кадров. Для их преодоления офицерские кадры для армии готовятся в Военном институте МО Республики Туркменистан, а также за рубежом - в России, на Украине, в Турции и Пакистане.

Есть примеры оказания иностранной военной помощи Туркменистану. В частности, была оказана помощь по техническому обслуживанию и снабжению патрульно-сторожевых катеров в рамках программы правительства США "Экспортный контроль и безопасность границ", направленной на предотвращение распространения оружия массового уничтожения посредством совместного обучения кадров и предоставления оборудования таможенным и пограничным структурам. Кроме того, в конце 2003 года сообщилось о том, что Иран передал Туркменистану в долгосрочную аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец.

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ВТС между Киевом и Ашхабадом имеет давнюю историю. В 1996 году было подписано Соглашение между оборонными ведомствами о военном сотрудничестве. В перечне недавних контрактов, реализованных с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины, можно назвать поставки станций пассивной радиотехнической разведки "Кольчуга". При активной помощи Украины удалось восстановить систему противовоздушной обороны Туркменистана, произвести ремонт авиационной техники на авиационных ремонтных предприятиях Минобороны (самолеты МиГ-29). Вынужденный фактически с "нуля" создавать военно-морские силы, Туркменистан использует для этого возможности кораблестроительной отрасли Украины.

Ашхабад получал партии патрульных катеров "Калкан" и "Гриф-Т", производимых ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море", партии стрелкового оружия со складов Минобороны, а также другую помощь. Туркменистан стал фактически первым государством, офицерские кадры для ВВС которого прошли подготовку на Украине. Это создало прецедент, с которого начались другие контракты на обучение военного персонала иностранных армий в военных вузах Украины.

Несмотря на имеющиеся договоренности о поставках российского оружия, Ашхабад достаточно настороженно относится к перспективам развития военно-технического сотрудничества исключительно с Россией. И проблема вовсе не в характеристиках вооружения и военной техники, предлагаемых Россией. Дело в том, что Туркменистан стремится диверсифицировать источники получения оружия и услуг военного назначения, дабы избежать зависимости от поставщиков критической продукции.

Все вышесказанное является веским основанием для развития ВТС с Украиной, работающей в том же сегменте оружия и по некоторым позициям имеющей гораздо более привлекательные цены. К тому же положительную роль играет тот факт, что Ашхабад на сегодняшний день не требует поставок ВВТ последнего поколения западного происхождения, довольствуясь преимущественно ремонтом и модернизацией имеющегося (что вполне соответствует возможностям Украины).

"Нишей" для предприятий ОПК Украины являются вопросы, связанные с поставками, а также ремонтом и модернизацией бронетанкового вооружения, вооружения ПВО, авиационной техники, продукции кораблестроения и т.п. Для самой Украины необходимость поддержания ВТС с Туркменистаном обусловлена не только интересами оборонно-промышленного комплекса: при осуществлении военно-технического сотрудничества с Ашхабадом отработаны эффективные схемы, в рамках которых Украине за оружие и военную технику поставляется туркменский газ.

ПРОГРАММА

Программа сотрудничества между министерствами обороны Украины и Туркменистана на 2005-2007 годы была подписана в ходе визита президента Украины в Туркменистан. Согласно заявлениям руководителей военных ведомств обеих стран, а также представителей ОПК Украины, причастных к реализации соглашений, программа предусматривает сотрудничество по военно-политическим, собственно военным и военно-техническим направлениям.

Военные аспекты включают подготовку и повышение квалификации специалистов Туркменистана в военно-учебных заведениях Минобороны Украины, развитие сотрудничества в вопросах связи и автоматизированных систем управления войсками, в военно-морской сфере и др. Отдельным направлением выделено создание цифровых картографических материалов и электронных карт территории Туркменистана с использования потенциала топографической службы ВС Украины.

Традиционно главным направлением сотрудничества является военно-техническое. В сухопутных войсках Туркменистана планируется произвести ремонт и модернизацию бронетанковой и другой техники. Поскольку делать это намечается на территории Туркменистана, Украина разработает проект и специально построит завод по ремонту и модернизации бронетанковой и другой техники. Также в планах нашло отражение строительство (с участием Украины) завода по утилизации сохранившихся со времен СССР больших запасов боеприпасов, срок хранения которых уже приближается к завершению.

Наиболее емким направлением стала сфера ВВС и ПВО. В этих рамках будут проводиться мероприятия по техническому сопровождению эксплуатации ЗРК (зенитно-ракетных комплексов), включая их техническое обслуживание и ремонт. Подвергнутся модернизации системы выявления воздушных целей и наведения средств поражения, а также радиолокационные средства ПВО.

Помимо капитального ремонта самолетов и вертолетов, авиационных двигателей на ремонтных предприятиях Украины будут предприняты шаги по развитию авиаремонтной базы непосредственно Туркменистана и ремонту техники на месте. С участием Украины планируется оборудовать пункты управления ВВС и ПВО Туркменистана, включая командные пункты авиационных и зенитно-ракетных частей, узлы связи и т.п. Причем речь идет уже о создании автоматизированной системы управления огнем всех средств ПВО. В планах сторон также нашлось место вопросам радиотехнического и светосигнального оборудования аэродромов, авиационным тренажерам, оборудованию для технического обслуживания и контроля авиационных средств поражения. Военно-морское направление сотрудничества предполагает дальнейшие поставки из Украины боевых кораблей и катеров, обучение их экипажей, техническое обслуживание и ремонт корабельного состава.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3056
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1706
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4398
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5701

Другие новости