0
3664
Газета Вооружения Интернет-версия

03.06.2005 00:00:00

Безлошадные витязи

Роберт Быков

Об авторе: Роберт Игнатьевич Быков - публицист, полковник запаса.

Тэги: Русские витязи, авиасалон, пилотажная группа


16 августа 2005 года в г. Жуковском Московской области откроется салон авиационной и космической техники, который раз в два года проводится там с 1992 года. В небе Подмосковья в очередной раз покажут свое мастерство лучшие пилотажники мира. В предыдущие годы Россию на авиасалоне представляли пилотажные группы "Русские витязи" на Су-27, "Стрижи" на МиГ-29, "Русь" на Л-39 и даже "Небесные рыцари" на Л-29. "Гвоздем" программы показательных полетов, конечно, была "десятка наших" - совместный полет шестерки "Стрижей" и четверки "Русских витязей".

Авиатехника, используемая на показах в 70-80-х, служила не более двух лет, так как из нее "выжимали" все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели "утереть нос" "Миражам-2005". После полетов подошли арабы и спросили: "Почему вы летаете на таких старых самолетах?" Ответили: "А наш бронепоезд стоит на запасном пути".

Ведь "Русские витязи", как и "Стрижи", - это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп - это национальная элита. Потеряем пилотажные группы - потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) "Русские витязи" создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ "Русские витязи" состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как "Колокол", "Тюльпан", "Кобра Пугачева". Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время - в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: "Все три пилотажные группы: "Витязи", "Стрижи", "Небесные гусары", - реанимированы. "Витязи" сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится".

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы "Русские витязи": Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром Николаевичем Харчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них "недокрутил бочку", и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: "Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска".

Командир АПГ "Русские витязи" Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: "Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой - 37 часов, а третья уже стоит "у забора". Те самолеты, которые нам дали ВВС, - это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе "Салют" сгодились".

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) - это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ "Сухой". Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и "столкнули" их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: "Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?" - ответил:

"Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия "эффективность-стоимость". Цена Су-35 составляет более 30 миллионов долларов". Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30 "Русских витязей" в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один "борт" "Русских витязей" и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы "Русские витязи" авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки "Русских витязей" и "Стрижей" над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы "Русские витязи" ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: "Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, - больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребители СУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают "Витязей". Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать "Витязи". Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники - создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне "Глиц" в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КН может быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу - подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5-6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: "Пилотажная группа "Русь" будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39 РОСТО для сохранения этой пилотажной группы "Русь". Но, тут же оговорился: "Мы полностью отказались от модернизации Л-39".

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. "Русская авионика" уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, "Русская авионика" приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Приезжают иностранные делегации, и их везут в Кубинку, но завтра некуда будет везти. Необходимо срочно спасать наши АПГ!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
476
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
590
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
501
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости